Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-08

Право учиться урезано обязанностью посещать школу - Иван Иллич

Это утверждение принадлежит Ивану Илличу (Ivan Illich) и взято из заголовка очередного поста блога  The Innovative Educator (The right to learn is curtailed by the obligation to attend school - Ivan Illich):
Иван Иллич известен своей книгой Deschooling Society, в которое утверждалось, что управление школами по принципу сверху-вниз делает учащихся бессильными - и что то же самое управление по принципу сверху-вниз типично для современной, технологической экономики, что препятствует тому, чтобы люди учились. Его книга Tools for Conviviality содержит ту же самую критику технологии вообще.
Первая книга была уже издана в русском переводе под названием "Освобождение от школ". Перевод заголовка неудачен, поскольку deschooling - это де-ошколивание, т.е. избавление от определённой системы отношений, в которой вместо научения происходит вы-школивание (один из толковых словарей даёт: "Неодобр. Обучая, воспитывая, добиться беспрекословного подчинения, приучить к очень строгому порядку; вымуштровать. В. солдат. В. подчинённых. // Приучить точно выполнять команды, привить нужные навыки (животным)").

Отрывки из книги на русском здесь, здесь и здесь. О самом И. Илличе - здесь и здесь.

Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... » Образование - новости среднего, высшего образования. Долой платное среднее образование в России!

Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... » Образование - новости среднего, высшего образования. Долой платное среднее образование в России!

2011-02-07

Отзеркаль учебный класс с домом - перейди к реальному обучению

Flipping instruction (зеркальное обучение) или flipping class (зеркальный класс) - ещё одна заокеанская образовательная инновация, которая стоит серьёзного внимания. Смысл - в зеркальной перемене мест основных форм обучения: дома ученик слушает-смотрит-читает лекции, уроки, учебники, а в класс приходит делать домашние задания при поддержке учителя и других учащихся, при этом учитель тут же и проверяет результаты.

Про историю и авторов этой новации подробнее можно прочитать в статье "How the Flipped Classroom Is Radically Transforming Learning" (Как зеркальные классы радикально трансформируют обучение) на портале The Daily Riff (Ежедневная импровизация), посвящённом развитию образования.

2011-02-06

Три первородных должнотраха (РЭПК А. Эллиса)

«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts, заголовок текста про три главных иррациональных верования, которыми люди затрахивают себя, свою жизнь и окружающих. Этот замечательный текст размещён на REBT Network — портале, посвящённом рационально-эмоционально-поведенческому консультированию (РЭПК) и А. Эллису

Несколько десятилетий исследований и работы с людьми позволили А. Эллису сократить первоначальную дюжину базовых иррациональных верований до всего лишь трёх, из которых и произрастают все остальные человеческие глупости и нелепости — об обыденных житейских до глобально-политических. Поскольку А. Эллис был большим любителем иронии и юмора, причём «солоноватого», то он часто использовал термин musturbation (должнонанизм) для обозначения способности людей изобретать нелепые варианты того, что они должны себе, что им должны другие и что им должен мир — и как всё плохо, когда должнонанизм не срабатывает. Мне поэтому показалось, что наиболее аутентичным переводом английского существительного множественного числа musts будет «должнотрахи» (один must, соответственно, — должнотрах). Majors в данном контексте означают «исходные», «старшие во возрасту», поэтому опять же наиболее точным прилагательным будет «первородные», тем более, кстати, что они-то и есть реальные человеческие «грехи» (огрехи, ошибки, заблуждения).

Привожу три варианта формулировок должнотрахов. Первый цитируется по The Three Majors Musts (полный перевод с добавлением перечня подверований и следствий по каждому пункту см. здесь):
  1. Я должен преуспевать и получать одобрение других, или иначе я нестоящий (бесполезный) человек.
  2. Другие люди должны делать «правильные вещи» или иначе они нестоящие (бесполезные) и заслуживают быть наказанными.
  3. Жизнь должна быть лёгкой, без дискомфорта или неудобства.
Второй вариант взят из книги «Психотренинг по А. Эллису» (С. 74):
...Вот три основные заповеди, которые создают эмоциональные проблемы:
  1. Я должен делать это хорошо и/или получать одобрение важных для меня людей, а иначе я — просто ни на что не годный человек.
  2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы — плохой человек.
  3.  Мне должны быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранён от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой, и я никогда не смогу стать счастливым. 
Самый короткий вариант взят из репортажа о дискуссии с участием А. Эллиса и А. Бека — двух отцов основателей когнитивного подхода в консультировании:
  1. I must do well (Я должен делать (всё) хорошо).
  2.  You must treat me well (Вы должны относиться ко мне (всегда) хорошо).
  3.  The world must be easy (Мир должен быть лёгким (для жизни)).
Верования, которыми мы регулируем своё поведение и эмоции, имеют определённую структуру, и разобраться в ней поможет эта концепт-карта.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения