Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2022-05-22

Об идее существования разума — Антисложность

Об идее существования разума — Антисложность

Об идее существования разума

Возможно, одна из самых вредных идей, стратегически блокирующих развитие сильной вычислительной способности — это сама идея существования разума.

«Сознание» и «разум» объективированы где-то в 17 веке. Фуко это показал в своих работах. Этот модерновый объективистский конструкт, как и прочие в эпистеме, призван обслуживать индустриальное общество со всеми специфичными для данной эпохи ситуациями, ограничениями, мотивами. Но цивилизация уже переросла Модерн и силится выпрыгнуть из Постмодерна, которой модерновую эпистему «деконструировал», но взамен ничего не предложил.

«Сознание» или «разум» — уже такие же архаичные и ненужные понятия, (или как минимум, понятия с своей сферой применимости), какой для модернистов являются понятия «душа» или «бог». Метафизический «бог» и человеческое «спасение души» — это из религиозных онтологий, они живут в церквях и обслуживают определённые нужды населения. Польза от них социуму есть, но с известными оговорками.

Присутствие этих понятий проблема не сама по себе, а как часть модерновой практики объективизации в общем. То, о чём я не раз высказывался уже.

Симметрично с «сознанием» и «искусственным интеллектом»: первое трансцендентно, толком не определяемо, предмет философских спекуляций; второй — человечен, практичен, но недостижим. Церкви позитивистских академий вполне могут и будут дальше существовать и производить что-то полезное на базе модерновых и постмодерновых онтологий, но часть общества будет выползать из скорлупы Постмодерна в новое состояние. И смотреть на первые и на вторые, как на культур-археологический материал или низлежащие уровни исполнительного стека.

Я из своих теоретизаций выбросил термин «сознание» года так 4-5 назад, заменив это на прекрасно операционализируемое «внимание». И это, как ты понимаешь, не просто игра терминами, это эпистемический сдвиг с далекоидущими последствиями. Это движение к распределённым многослойным, многоаспектными, многопроцессыми, поливариантым конструкциям, с которыми объективистские эпистемические практики работают очень неуклюже. Электромагнетизм против Эфира.

facebook

2022-05-16

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0009. Вынос мозга (зачёркнуто) данных из организма

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0009

Вынос мозга данных из организма

«...Социальный порядок — это человеческий продукт или, точнее, непрерывное человеческое производство. Он создаётся человеком в процессе постоянной экстернализации. Социальный порядок в своих эмпирических проявлениях не является биологически данным или происходящим из каких-либо биологических данных. Нет нужды добавлять, что социальный порядок не является также данностью человеческой природной среды, хотя отдельные её черты могут быть факторами, определяющими те или иные характеристики социального порядка (например, экономические мероприятия, технологические приспособления). Социальный порядок не является частью «природы вещей» и не возникает по «законам природы». Он существует лишь как продукт человеческой деятельности. Никакой другой онтологический статус ему нельзя приписать без того, чтобы окончательно не запутать понимание его эмпирических проявлений». (Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — С. 88. https://evolkov.net/soc.psychol/Berger.P.Luckmann.T/)

Искал и пробовал сочинить зачины для критически суперважной главки мини-гайда, но у книги Бергера и Лукмана, написанной почти 60 лет назад и читаемой-перечитываемой мною уже почти 30 лет, альтернатив сравнимого уровня не нашлось. В каком-нибудь будущем мемуарном тексте по типу попперовской интеллектуальной автобиографии «Неоконченный поиск» длинно и с наслаждением напишу о «Социальном конструировании реальности» как об одном из определяющих личных источников онтокритики, но сейчас попробую вернуться к своему плану и к своему гайду. Если кто-то возьмётся читать всю книгу, потрясающе интересную и остроумную, готов быть поясняюще-комментирующим голосом (тренером чтения хороших научных текстов).

Как же появилось и как устроено непрерывное человеческое производство человековости и социальности, как оно «вывалилось» из природы, из биологии? Честно признаюсь, что не готов дать краткое резюме текущего состояния научных предположений по поставленным вопросам. В своё время я погружался в весьма интересную по концепции и логике книгу историка и социального психолога Б.Ф. Поршнева (https://evolkov.net/PorshnevBF/) «О начале человеческой истории», которая до сих пор может служить полезным подспорьем, но к сегодняшнему дню уже вышло море работ по самым различным аспектам возникновения «выскочки из животного».

В концептах онтокритического подхода и выбранных (почти не) метафор самым главным (решающим, определяющих, всё меняющим) было создание производства новой виртуальной реальности — социальной (см. 1-е предложение главки). Цех этого производства — VR-социостудия, надстроенная над или пристроенная к VR-биостудии.

Что мы имеем в VR-биостудии? Она принципиально сконструирована под интерактивное проживание биоорганизма в физической («естественно-природной») реальности (среде). Для краткой наглядности можно соорудить такую формулу:

Организм <—> VR-биостудия <—> природа.

Что мы заимели с VR-социостудией? Если в виде схематичной формулы, то вот что:

(Спец)организм <—> VR-социостудия <—> (спец)организм(ы).

Здесь можно вернуться к перечтению 6-й главки «Человек — депрограммировавшееся животное, вышедшее из себя», хотя она и в финал этой, 9-й, главки подойдёт. Повторять или перефразировать уже готовые формулировки не буду, сосредоточусь на ещё не прописанном.

Сам я тоже перечитал, там последнее предложение требует от меня не залипать на результате «выскакивания», а хотя бы кратко изложить механизм дохождения до жизни такой — человеческой. Что и попробую сделать в 10-й главке.

___________
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения