Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2022-06-16

Критическое мышление: ему можно и нужно учиться

Критическое мышление: ему можно и нужно учиться | Наука в Сибири

Критическое мышление: ему можно и нужно учиться

В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с разного рода информацией. Одни сведения мы принимаем на веру, другие анализируем и делаем собственные выводы. Правильность и эффективность обработки увиденного и услышанного во многом зависят от умения пользоваться критическим мышлением, поэтому важно разобраться, что оно включает в себя и как им овладеть.

Впервые критическое мышление было описано американским философом Джоном Дьюи в 1910 году, однако его история насчитывает более двух тысячелетий. Истоки этого явления лежат в интеллектуальной культуре Древней Греции, где впервые произошел отказ от не требующего рационального обоснования «рецептурного знания» в пользу доказательного. Элементы критического мышления можно встретить в платоновских диалогах, философии Аристотеля и других трудах времен Античности.

По словам профессора отдела подготовки кадров в аспирантуре Института философии и права СО РАН доктора философских наук Эвелины Владимировны Барбашиной, к настоящему времени сформировалось два основных подхода к критическому мышлению: философский и когнитивно-психологический. Первый заключается в создании образа идеального мыслителя и связан с определением набора навыков, которыми он должен владеть. К особенностям метода относится признание формально-логических операций и правил рассуждения, а также повышенное внимание к способам получения вывода и соблюдению законов формальной логики. В рамках когнитивно-психологического подхода исследователи описывают то, как люди рассуждают под влиянием тех или иных личностных особенностей. В этом случае критическое мышление определяется по типам поведения или видам действия и включает перечень навыков, выполняемых в конкретных условиях (способность задавать вопросы и отвечать на них, умение интерпретировать устный или письменный текст и так далее). Кроме того, существует педагогический подход, теоретической основой которого выступает таксономия Бенджамина Блума и ее современные вариации. Когнитивная сфера системы американского психолога включает знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. Последние три уровня составляют сущность критического мышления и рассматриваются как его показатели.  

Общепризнанного определения критического мышления сегодня не существует. Эвелина Владимировна отмечает: этот феномен представляет собой «мышление о мышлении». Он предполагает изучение информации, умение выдвигать и оценивать аргументы, обосновывать решения, а также осуществлять анализ интеллектуальной деятельности. Наряду с критическим существуют также научное, проблемное и иные типы мышления, они, как правило, дополняют друг друга.

Критическому мышлению можно и нужно учиться. Для этой цели специалисты разрабатывают программы, выпускают качественные учебники на английском, немецком и других языках. Более того, созданы разные методы проверки степени овладения критическим мышлением, корректность которых подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями. Есть три уровня: начальный, продвинутый и профессиональный. «Биологические и физические особенности человека не определяют способность к критическому мышлению, хотя они могут влиять на форму его реализации, — рассказывает Эвелина Барбашина. — Например, если студентам или аспирантам задать сложный вопрос, скорее всего, найдется тот, кто быстрее остальных поднимет руку. Делает он это по авантюрному принципу: главное начать отвечать, а дальше посмотрим. Это не значит, что у него нет шансов освоить критическое мышление, но сначала всё-таки нужно научиться думать». В большей степени на формирование и реализацию критического мышления влияют этнокультурные традиции. Например, в Китае способность к нему развивается через слушание и чтение текстов, а в Европе — посредством устных рассуждений и академического письма. 

После накопления огромного количества литературы, посвященной соответствующей тематике, эксперты провели исследование, в результате которого был составлен список навыков критического мышления. В первую очередь к ним относится интерпретация. Это умение понимать текст, в том числе расшифровывать переживания, убеждения, ценности и мотивы, представленные в нем. «Я думаю, каждый из нас был в ситуации, когда одно и то же событие по-разному описывается участниками общения. Иногда даже противоположным образом, — отмечает Эвелина Владимировна. — Происходит это не потому, что кто-то сознательно искажает информацию, а потому, что событие встраивается в уже сформированное мировосприятие».

Второй навык — умение анализировать доводы, представленные в тексте. Изучая информацию, необходимо проверять качество доказательств, которые привели к выводам. Еще один важный этап — оценивание, связанное с определением качества самого процесса рассуждения, соблюдения правил логики. Следующий шаг — работа с заключением, то есть совокупный анализ аргументов и сравнение альтернативных вариантов рассуждений. Это необходимо для того, чтобы избежать субъективности, обусловленной незнанием или негативной оценкой тех или иных концепций и теорий человеком. Способность к объяснению состоит из трех элементов: изложения методологических оснований решения проблемы (получения вывода), оправдания применения этих оснований и рассмотрения возможных возражений. 

Обязательным навыком является самопроверка. Она включает в себя определение причин выбора аргументов и способов рассуждения. Автору следует осознавать, в какой степени на его размышления повлияли эмоции, стереотипы, предубеждения, «интеллектуальная лень» и другие факторы.

Тем не менее владения этими навыками недостаточно для того, чтобы мыслить критически эффективно. Эвелина Барбашина отмечает, необходимо формировать так называемые «интеллектуальные добродетели». К их числу относятся: установка на поиск истины, исключающая выборочное использование данных, поиск выгодной методики, отказ от рассмотрения альтернативных вариантов только потому, что они не удовлетворяют интересам, и так далее; открытость мышления, то есть отсутствие предубеждений и терпимость к идеям, рассуждениям и выводам других людей; аналитичность — внимание ко всем составляющим процесса решения проблемы, в том числе к возможным последствиям; систематичность, подразумевающая отработку каждого шага в необходимой последовательности; ориентация исключительно на разум, а также любознательность и отсутствие упрощений. 

Формирование критического мышления сопряжено с некоторыми трудностями. Одно из препятствий связано с недостатком доступной и понятной информации о нем. Другая проблема — интеллектуальная лень. «Мыслить самостоятельно и нести за это ответственность гораздо сложнее, чем использовать стереотипы и ссылаться на авторитеты, традицию, мнение большинства, — рассказывает Эвелина Владимировна. — Немаловажным фактором остается отсутствие образовательной традиции. Это касается не только критического мышления. До революции в России была очень сильная школа логики, которую мы, увы, потеряли. Хотя и в современности есть хорошие примеры, например курс “Критическая аргументация и дизайн-мышление” в Университете ИТМО».

Овладение критическим мышлением значительно расширяет возможности человека. В частности, оно необходимо для осуществления профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда, который предъявляет запрос на профессионалов, способных получать и эффективно обрабатывать новую информацию, работать с абстрактными символами и схемами, понимать и продуцировать сложные многовекторные задачи. Согласно выводам из докладов Всемирного экономического форума, критическое мышление является необходимой компетенцией студентов наряду с креативностью и коммуникабельностью.

Быстрый рост количества доступной информации и знаний неизбежно ставит человека перед выбором: что принимать, а что нет. В повседневной жизни критическое мышление помогает не утонуть в потоках новостей, научиться отличать правду от лжи, а происходящее в действительности от событий из «мира постправды». 

Дмитрий Медведев, студент отделения журналистики ГИ НГУ

Иллюстрации из открытых источников
 

2022-06-12

Дети не знают, как решать проблемы: что отнимает у человека сгнившая школьная система

Kids Don’t Know How to Problem Solve. How a computer science class showed me the failings of the American school system

https://medium.com/age-of-awareness/kids-dont-know-how-to-problem-solve-21e7f1141479

Проблема глобальная, не менее опасная, чем климатическая.

Ещё одна секта: Школа Мастеров Кауфмана

https://www.sektam.net/topic/4275-кауфман-школа-мастеров/

https://vk.com/wall-41491337_199970

(первоначально текст был опубликован на https://www.the-village.ru/people/opyt/sekta)

Ногу Свело! - "Украина"

2022-06-11

Авария, Канавинский мост, Нижний Новгород, 2022.06.10

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0011. Природозамещение: самопальный мир человека

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0011

Природозамещение: самопальный мир человека

Так что же получилось при переключении с VR-биостудии на VR-социостудию, когда наш предок-примат стал человеком?

Тут пора ввести концепт «интерфейс (interface)»(*). Все современные люди упёрты и тыкают пальцами по много часов в течение всех времён суток в интерфейсы смартфонов, планшетов, ноутбуков, десктопов, банкоматов, платёжных и информационных терминалов, смарт-часов и фитнес-браслетов. Важно отличать интерфейс от экрана (screen): экран только показывает и на него можно только смотреть или что-то на него проецировать (экраны в кинотеатрах или для проекторов). Интерфейс же совмещает функции экрана с функциями активного взаимодействия между человеком и множеством устройств и систем.

В VR-биостудии сценаристом, режиссёром, оператором и видеомонтажёром — и всеми прочими членами студийной производственной команды — является, фактически, сама природа в своей биологической ипостаси — в единичном живом организме. Живой организм, в рамках такой метафоры, выступает интерфейсом природы, играющей с самой собой в самоконструирующиеся и самодвижущиеся игрушки. Сами же живые организмы пользуются тем, что можно назвать бефорфейсом (beforeface) (**).

Люди же создали принципиально новый именно интерфейс (не потеряв бефорфейса) в виде речетекстовой коммуникации, ведущей и фундаментально конструирующей функцией которого является не взаимодействие с физической реальностью (природой), а взаимодействие с сородичами и с самими собой по всем возможным для такого взаимодействия поводам, включая, в частности, и проблемы своего взаимодействия с разными реальностями, в том числе и с физической.

Люди создали интерфейс к самим себе, а не к реальности. И им, в результате, приходится тысячелетиями раз за разом придумывать, как его приспосабливать к исследованию и полезному использованию реальности — и к производству из себя действительно разумных существ, чтобы снова и снова не застревать, поколение за поколением, в бесконечном перепихиванию друг другу сумбурных графоманских фантазий и нелепых порядков жизни, случайно сляпанных теми, с кого уже давным-давно ничего не спросишь. Если у всех остальных живых организмов связь с физической реальностью через бефорфейс можно считать практически непосредственной, то у человека связь с любой реальностью — только через соседа дядю Васю, который с уверенностью главы наикомпетентнейшего во вселенной мозгового и разведывательного центра легко объяснит, кто на самом деле правит миром и как наилучшим образом обустроить экономику и общество.

Продукты VR-биостудии были и остаются у того же человека продуктами автоматического, жёстко заданного и неконтролируемого «со стороны» функционирования биологических органов. VR-биостудия достаточно надёжно и хорошо делает для живых организмов — и для людей, в их числе, — спец-виртуал-версию физической реальности, иначе бы они мгновенно вымирали. Бефорфейс, однако, так замечательно работает за счёт жёсткого ограничения параметров поведения и привязки к специфическим природным нишам. И можно понять тех людей, которые из века в век пробуют или призвать словом, или принудить силой «вернуться к природе», к «истинному животному» состоянию — или к «единственно истинному и навсегда данному» состоянию общества, лично устав от суеты и бардака в человеческой общаге.

А VR-социостудия вынуждает человека жить — эмоционально, когнитивно (ментально) и поведенчески — в «самопальном» мире словесных описаний и объяснений, который он самообречён воспроизводить и поддерживать — и полностью, от начала до конца, формовать (обрабатывая, придавать чему-н. какую-н. форму). [В данном случае и контексте глагол «формовать» кажется мне более подходящим, чем стёртый в смысловой ноль глагол «формировать»].

«Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить». С первичным авторством этой популярной присказки дело тёмное, но точно известное нам человечество на деле реализовало более масштабный вариант: «Что нам стоит мир построить? Наболтаем, будем жить». Человек буквально сказал природе: «Не учи жить, мать!» и запел «Я свободен!» (тут включайте эту песню, хорошо зайдёт).

Изобретённая случайно и ставшая тотально доминирующей для нашего вида машина производства человековости и социальности, в которой (машине) человек одновременно и творец, и силовой агрегат, и центральный механизм, и сырьё, и продукт — и отходы производства, — вот наш самопальный мир беглецов от природы. Как работает эта машина, как производимся мы и социум, какие при этом производятся индивидуальные и социальные проблемы и как в этой машине возможно производство решений многих проблем — я попробую набросать в самых принципиальных чертах в следующих главках.

(*) Интерфейс (от англ. interface) — [междумордие] форма, метод организации взаимодействия между отдельными системами; совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие отдельных систем (например, человека и программного обеспечения, человека и аппаратного обеспечения, программы и устройства и т.п.). Интерфейс — граница между двумя функциональными объектами, требования к которой определяются стандартом; совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т.д.) между элементами системы.

(**) Бефорфейс (beforeface) — передмордие, устройство виртуальной реальности живых организмов для обеспечения жизнедеятельности в реальности физической, работает для отдельной особи в её взаимодействии с природной средой. Сородичи и прочие организмы выступают как элементы физической среды.

_
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0010. Вынос данных из организма — 2

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0010

Вынос мозга данных из организма — 2

У VR-биостудии любого живого организма два основных источника данных (исходных материалов для производства конечного продукта) — физическая среда (через органы чувств) и нейронная система самого организма (у простейших — буквально сам организм). У стадных животных существенным фактором является ещё поведение и сигналы сородичей, но фактически в качестве специфических данных той же среды, не более.

Что же случилось с древними приматами, перековавшимися в человеков? В результате нескольких миллионов лет биологической эволюции у наших непосредственных и параллельных близкородственных стадных (коллективных) предков образовался в организме инновационный звукопроизводящий аппарат. Технический (инженерный) скачок состоял в резком росте вокальной пластичности, другими словами, диапазона и разнообразия звуков, производимых гортанью с голосовыми связками. Лично своими ушами услышать этот скачок сегодня можно в любую минуту, включив одновременно или по очереди аудиозаписи криков стаи обезьян и какого-нибудь людячьего ток-шоу или вообще любого talk без show. Оперным певцом может стать далеко не каждый, но каждый человек в сравнении с обезьянами, да и всеми остальными животными и птицами, — гений звукопроизводства.

Что дало нашим предкам это биологическое аудиоустройство? Способность самостоятельно, произвольно и контролируемо (у других животных звукопроизведение часто непроизвольное и аффективное) создавать сложные конструкции и цепочки аудиосигналов для ушей сородичей и своих собственных. С инженерной точки зрения, будущие люди получили возможность искусственно создавать такие искусственные данные, которые позволили породить и раскрутить далее неостановимый маховик производства новой виртуальной реальности — социореальности на базе VR-социостудии.

https://evolkov.net/PopperK/Evolution.Epistemol.&.SocSciences/Popper.K.Evolutionary.Epistemology.html — тут отсылаю к классическому тексту К.Поппера «Эволюционная эпистемология», который имеет смысл вдумчиво читать и перечитывать без пересказчиков. Я же пробую этот эволюционный сюжет описать в другом стиле и жанре и с несколько иными акцентами.

Новые аудиосигналы ушлые древние приматы научились начинять полезными для себя значениями, которые имели смысл (каламбур получился) исключительно во взаимодействии с сородичами (уши-и-зеркала) и обслуживали это взаимодействие таким образом, что получилась словесная групповая коммуникация — и появилась словесная (речевая и текстовая) реальность.

Из неё и на её основе соткались две революционно новые для живых организмов реальности — социальные. Первая — словесная (речевая и текстовая) ментальная социальная реальность как продукт словологической VR-социостудии индивида (часть мира 2 по К. Попперу). Вторая — «физическая» социальная реальность, материализованная в поведении, взаимодействии и всех видах деятельности — и в продуктах этих деятельностей — множества групп социальных индивидов (мир 3 по К. Попперу).

Если учесть, что белковый организм «человек», как и все прочие живые организмы, живёт ещё и в двух физических реальностях — собственно в физическом мире (мире 1 по К. Попперу) и в его биологической виртуальной версии производства VR-биостудии на мощностях отдельной особи (часть мира 2 по К. Попперу), то длинные списки человеческих ошибок и несовершенств перестают восприниматься (во всяком случае, мною) как учительские упрёки нерадивым ученикам и вызывают, скорее, желание посочувствовать тяготам жизни в фактически четырёх мирах одновременно и ещё больше удивиться разнообразным человеческим успехам и свершениям при столь запутанном экзистенциальном положении.

Что же фундаментально и безвозвратно изменилось в жизни homo sapiens sapiens в результате запуска в полноценную эксплуатацию словологической VR-социостудии? В мудрой попперовской формуле решения проблем (+ реализации новых инженерных решений) последним элементом стоит всего лишь новое состояние старой проблемы и подразумевается возникновение множества новых проблем, а не вечно неподвижный окончательный рай (метафору с изгнанием из «животного» рая я уже раньше использовал). Глубочайшая ирония, кстати, заключается в том, что люди стали людьми, согласно некоторым данным и концепциям, не в процессе «правильных» эволюционных приспособлений, а в результате генетических «ошибок» (https://www.gazeta.ru/science/2009/01/27_a_2931294.shtml). И тут же сразу помечу для себя и для своих читателей, чтобы позже напомнили расписать подробнее, что просто смеюсь, когда слышу или читаю про человека и «разум» как явления «вселенской закономерности» — такой себе космический расизм с эффектом эгоонанизма.

Появление у представителей одной из эволюционных веток приматов способности сложнопроизводить и сложносочетать звуки в сложносочинённые конструкции, которые они научились согласованно ассоциировать как с картинками внешнего мира, так и с теми же самыми аудиоконструкциями самими по себе, привело к разворачиванию истории существ, безгранично способных, в первую очередь, на бесконечные заблуждения. У меня, замечу, почти красный диплом историка, выпускника одного из лучших по советско-российским меркам университета, так что тут я высказываюсь в рамках своей профессиональной компетенции, в дискуссии по последнему тезису ни с кем вступать не буду.

Люди, короче, «вылетели» в технологически абсолютно произвольный мир словесных фантазий, и тут началось такое... Появились, однако, не только гигантские минусы, но и обретённые парадоксальным образом плюсы, но об этом подробнее в следующих главках.

_
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения