Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2022-07-01

Дилетантизм и парапрофессионализм как социокультурная немощь

 Сила (власть, деньги, должность) есть — ума не надо: вот российское мортидо

Дилетантизм и парапрофессионализм как социокультурная немощь

Пара- — от др.-греч. παρα- «возле, около» (паранормальные явления, парапсихология).

Недавно я в FB и в одном из своих блогов запостил заметку о стирании в бессмысленное ничто концепта «критическое мышление» на примере отождествления его с бисерным плетением в детском кружке, и в тот же день Google Alert (Оповещения) сообщил мне о появлении ещё одного нового текста в сети с серьёзным, солидным заголовком: «Что такое рациональность и какая связь с критическим мышлением». Ссылку давать не буду, дам анонс ресурса-сообщества: «Zettelkasten RU: Информация о Zettelkasten | Умные заметки | Базы знаний/ Здесь можно найти единомышленников, научиться управлять знаниями, изучить приёмы по управлению знаниями, развить навыки мышления и просто стать лучше».

Один из админов этого сообщества, Рустам Агамалиев, пишет в вики-формате книжку, в которой уже две главы про КМ. Название второй главы я уже привёл, а первая называется «Книга. Критическому мышлению невозможно научить». Обе главы написаны в этом месяце (июнь 2022 г.), почему Google Alert их для меня и выловил (много лет пользуюсь этим чудесным сервисом, всем рекомендую). Подробным да и вообще каким-либо разбором этих текстов заниматься не буду, я их и прочитал-то по диагонали и вскользь. Вполне допускаю прекрасные человеческие качества автора и высокий интеллектуальный уровень вкупе с любовью к знаниям, а также и некоторую доброкачественную пользу для какой-то части читателей этих текстов. Меня же тянет блевать и материться.

Пытаюсь подобрать слово к явлению, и просится «нащипанность» или «надёрганность» применительно ко всему: чтению, знаниям, мышлению, стилю, логике, структуре текстов. Будь это личным бложиком, я бы просто плюнул и забыл, но тут заявляется претензия уже процитированного анонса на «управление знаниями» и «развитие навыков мышления». От столкновения со столь чистосердечной наглостью беспробудного любительства я осознал кристаллизовавшийся инсайт: фундаментальная социокультурная немощь России, доводящая её прямо сейчас до окончательной гробовой доски — тысячелетнее втаптывание в грязь и в сервильность профессионализма и экспертизы в любых областях. Это конечно же, не чисто российская особенность, а глобальный разлом между предметной и выстроенной грамотностью специалистов и многосторонней неграмотностью читающих и считающих выпускников школ и вузов, становящийся всё более зримым и осязаемым в мире с интернетом, тотальной гаджетизацией, роботами и чем-то, наречённым AI. Он по-разному проявляется в разных социокультурных регионах планеты и представляет собой критически важный слой всех глобальных проблем. Специфическая беда России — в исторической длительности гнобления профессионалов, что было, как мне представляется, одним из существеннейших факторов окончательной победы секты антипрофессионалов век назад.

2022-06-30

Как ничтожнить концепт «критическое мышление» (да и любой другой)

Как ничтожнить концепт «критическое мышление» (да и любой другой)

Сначала я напечатал в заголовке глагол «уничтожить», потом углядел более точный корень и давно прилепившееся к кое-кому прозвище «ничтожный». Сконструировать новый глагол было интересно, и он мне кажется удачным: сделать что-то ничтожным, т.е. мелким, пустым, недостойным внимания — такой подход нередко более разрушительный, чем попытка силового уничтожения. Какой у меня повод для лингвистического творчества?

Вот такое прилетело сегодня из сети: «Научиться плести из бисера и рисовать. В ДК "Планета" идёт дополнительный набор в ... Очаково-Матвеевское Новости ... искусства поможет детям развить креативное и критическое мышление, фантазию, умение концентрироваться, улучшит мелкую моторику». Из кулинарного кружка, полагаю, будут выпускаться буквально профессора критического мышления. Не стал даже заходить по ссылке для развёрнутой цитаты, настолько гармоничен набор слов из заголовка новости. Концепт не имеет легальных ни авторов, ни собственников бренда, так что пользуйся любой желающий в любой позе.

Несколько лет я не могу подбить никого из российских коллег, которых можно пересчитать по пальцам одной руки и по половине пальцев второй пятерни, на написание чего-то вроде профессионального стандарта под концепт «критическое мышление». Придётся написать в одиночку, тем более, что есть идеи по обновлению давно созданных американских моделей. Ждите анонсов и ссылок!

Understanding Society: Paradigms, conceptual frameworks, and denkkollektive

Understanding Society: Paradigms, conceptual frameworks, and denkkollektive: Image: Ludwik Fleck as prisoner / scientist in Buchenwald An earlier post opened a discussion of the "historical turn" in the phi...

Understanding Society: Social embeddedness of scientific and intellectual work

Understanding Society: Social embeddedness of scientific and intellectual...: How do complex, socially embodied processes of cultural and scientific creation work? (I'm thinking of artistic traditions, scientific r...

Прооективные интерпретации текстов

 Евгений Волков

Пример проективной интерпретации, только вместо пятен Роршаха — текст сказки. Таких примеров много, можно толстую антологию собирать, чтобы наглядно показать ничтожную роль текстов вне головы человека самих по себе и определяющую роль голосов в голове человека 😄

Анастасия Рубцова

28 June, 22:04  · 

Мне объяснили недавно, что сказка Колобок — чистая метафора эмиграции.

Что сказка недетская и трагедия недетская — трагедия существа, вынужденного бежать, утратив родину.

Потому что родина в лице бабушки и дедушки, на секундочку, планирует Колобка сожрать.

И он, таким образом, попадает в ловушку амбивалентности.

Любимый объект, составляющий для него весь мир, становится одновременно и пожирающим.

Колобок, конечно, с лавки на пол, по полу да к дверям, но, укатываясь, оставляет кусок своей души навсегда между коробом и сусеком.

И дальше каждую новую встречу Колобок будет начинать с пересказывания своей жизненной истории — кто я и откуда, как я здесь оказался и что за жизнь была у меня там, в родных сусеках.

Потому что это важно, рассказать, кто ты и кем был в той прошлой жизни.

Потому что перерассказывание истории всем, кто готов слушать, всем зайцам и медведям, позволяет уложить ее внутри. Совместить старую и новую реальность. Нащупать свои контуры в новом мире (Колобку в этом смысле легко, он кругленький. Эмигранты всё-таки обычно имеют более сложные формы).

Так Колобок одновременно обкатывается и ищет безопасное место, где его никто не захочет сожрать.

Лиса тут может быть символом окончательной интеграции Колобка с новой культурой. Он устал, на него налипли хвоя и сухие листья, он больше не хочет быть всем чужим и позволяет Лисе съесть себя.

То есть вливается в новую культуру и заново обретает себя в ней.

Это, кстати, не единственный путь эмигранта — он может одновременно принадлежать двум мирам, двум культурам, балансируя на лисьем носу.

Но для этого у Колобка всё-таки слишком простая форма.

Тут автор теории Колобка призадумался и говорит:

- Но выходит, что Колобка всё равно сожрали, просто немного позже! И лучше ли быть сожранным лисой, чем бабушкой и дедушкой? Да. Несомненно. Потому что в дороге успеваешь увидеть миры.

И культуры.

Отразиться в глазах очень разных людей.

Пережить такое и сякое, чего просто не мог представить. 

И в конечном итоге неплохая получается жизнь.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения