Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2014-11-14

Пускай сдохнет



Дмитрий Глуховский: Пускай сдохнет


Участники дискуссии: Саша Рязанцев
http://snob.ru/selected/entry/83694
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Ане тридцать. У нее свой бизнес — небольшой интернет-магазин, который торгует всяческими забавными аксессуарами. Услышала про новые налоги и сборы, которые собралась вводить Дума, и спрашивает недоверчиво: «Это правда? Это ведь конец всему!» То же говорит и Саша, который уже пятый год пытается поднять в Москве свое ресторанное дело. Мои знакомые. 
И весь бизнес — пришел к министру финансов и говорит недоверчиво: «Правда, что ли? Ну скажите, что пошутили!» Министр ходокам в ответ: «Ваша позиция неконструктивна, тчк». Вы же были с нами, когда мы присоединяли Крым! За Крым-то все голосовали. Но платить? За что тут платить-то? И почему именно мы, как бы спрашивают Аня, Саша и РСПП.
Ситуация, действительно, новая. Раньше бесноватые государственные прожекты и свою частную жизнь власть финансировала за счет отсоса черно-коричневой жижи из недр Родины. Это народа не касалось: сосут и сосут себе пускай, нам-то и в лучшие времена от этих недр перепадало — бесплатное образование да медицина.
И я сам не хочу в нефти мараться. Ваша нефть, ваша! Мне не нужна она! Хлебайте ее, жрите, плещитесь в ней! Стройте на нее Сочи и дачи, танки и банки, завышайте сметы в десять раз, лейте ее себе в карман, хлюпайте ей на ходу. Вы ведь заслужили ее — вы ради нее предавали и угодничали, врали другим и врали себе, забывали о чести и достоинстве, унижали и уничтожали. Вы забрались на самую верхотуру пищевой цепочки. Теперь ваше священное право — не делать ничего, а только сосать черную жижу и обращать все, к чему прикоснетесь, в мертвое золото. Я никогда не видывал вашей нефти, и не хочу: я брезгую ею.
И, думаю, брезгуют ею все те, кто пытается создать в России свое дело.
Пока вы накачивали черной жижей свои желудки и свое самомнение, они просто работали. Они не построили себе дворца в Антибе и не купили футбольный клуб. Они не получают самой высокой в мире зарплаты, они вообще не получают зарплат: они кормят себя сами. Себя, а заодно еще и миллионы других людей. Свои деньги они зарабатывают, а не присваивают.
Для вас они всегда были планктоном, невнятной мельтешащей мелюзгой, в которой одна польза: она хотя б пробавляется как-то там сама по себе, не требуя жрать, в отличие от бюджетников. Пока жижи хватало, планктону было дозволено жить. Говорили о низких наших налогах для малого бизнеса, но помимо сборов были всегда и поборы: силовиков низшего звена вы тоже предоставили самим себе — вот вам планктон, чтобы есть. Плодитесь и размножайтесь. А мы, мол, покамест будем мир ворочать, потому что остальное нам уже наскучило.
Только вышло другое: грыжа от непомерной нагрузки. Хребтина хрустнула, кажется. Крым нам взяли, а он проклятый: теперь его всю жизнь в гору кати.
А жижа вместо густой и питательной стала водянистой, несытной; рубль провалился в тартарары со свистом. В желудках у вас заурчало тревожно. Вы поводите тяжелой башкой на артритной шее, пощелкиваете голодно зубами в пять рядов, ищете: кого б теперь схарчить? Да вот кого!
«Обложим-ка малый и средний бизнес оброком! Пусть платят нам за право дышать! За право быть пускай расплачиваются! Кто шестьсот тысяч в квартал, а кто пусть и шесть миллионов! Это уж как мы сами соблаговолим, потому что мы тут хозяева исконные, и вотчина эта — наша! Вот вам новый социальный контракт, смерды! А кому не нравится, у нас и другой есть: спросите-ка у полутора миллионов вашей деловой плотвы, которые по нарам сидят за то, что с властью не хотели договориться!»
В треклятой Америке другой контракт: там, именно платя налоги, гражданин приобретает право требовать с правительства и со штата. Там люди знают, что отрывают от себя, и хотят понимать зачем. Каждый в конце года высчитывает, сколько должен отдать государству. И за всякий грош просит у государства отчет. Там нежелание, чтобы потом заработанные шли на войны в Азии или на Ближнем Востоке эти войны в конечном итоге и останавливало. Там те, кто пробился во власть, всегда под микроскопом, всегда виноваты, всегда должны оправдываться. Там все деньги у государства — не народные-ничьи, а народные-поименно, и воровать их не так ловко и сподручно. То же и во всей треклятой Европе.
У них «налогоплательщик» превыше «гражданина».
У нас — ниже. «Гражданин» — хотя бы просто бессмыслица, пустой звук, обращение в троллейбусе к незнакомому мужчине, обращение милиции к задерживаемому. А «налогоплательщик» — заведомый уклонист, всегда виновный, условно осужденный и потому не имеющий права ничего взамен выдранных у него денег просить.
«Заткнитесь и давайте сюда свои бабки, — говорит им власть, утирая с губ черную жижу. — Не ваше дело, на что мы их будем тратить. На Крым на ваш-наш, на безумные мосты-туннели из ниоткуда в никуда за умопомрачительные миллиарды, на то, чтобы наши атомные подлодки и стратегические бомбардировщики сновали по всему глобусу, проверяя на слабо латышей, поляков, американцев, а заодно японцев, канадцев, австралийцев — для чего? А так вота! Потому что саечка за испуг, поэл? И вообще на раздутый военный бюджет, потому что с Ялтинской конференции в мире же ж ниче не поменялось, потому что Третью мировую можно же ж и выиграть, если че! Платите, лохи! Прыгайте, звените мелочью, выкладывайте ее на бочку и не спрашивайте у нас, почему танки и бомбардировщики, а не школы и больницы, не заикайтесь даже про то, сколько мы там оставляем себе за хлопоты с каждого налогового рубля — вона, Магницкий, которого мы даже писать правильно не будем, заикался, и где он? То-та! И ваще колхозный принцип слышали?! Чтобы корова меньше ела, но давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Так что давайте, помычали и буде, потому что промышленность ваша — она вообще-то не только молочная, но и мясная!»
Саша говорит: больше не могу. Если введут еще и эти новые налоги, уволю весь персонал и не буду тут делать больше ничего. Никогда. Аня говорит: если они и вправду заставят платить, я закрою дело, сдам квартиру и уеду в Индию. Я больше не хочу кормить это государство.
Корова сдохнет. Ну и пускай дохнет. Мертвечинка-то, она тоже ничего, хоть и окоченелая. Сгложут до костей, перезимовать хватит, а будущее нам неведомо, поэтому и заглядывать туда неча.
Участники дискуссии: Саша Рязанцев

2014-11-13

Плоды благих намерений

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=371523936348928&id=100004739742130&fref=nf
Дмитрий Лучихин
5 ч. ·
Плоды благих намерений
Гуманистический тренд всеобщего образования произвел целый класс людей с интеллектом, не развитым из собственной интенции личности, а просто обученных ему.
Вроде как медведи, обученные ездить на велосипеде.
И соответственно интеллектуальные навыки у них ориентированы не породившим его личностным развитием, а теми же биологическими интересами, что и у любого животного.
Задают понимание себя и мира от конкуренции, естественного отбора, геополитических интересов.
Мы пытаемся говорить с ними как с людьми, но они в принципе не способны понимать личностную реальность, стоящую за нашими словами, и переводят ее для себя в понятные им животные интересы и выгоды.
Они в принципе не способны видеть в гуманистической парадигме Западного мира ни что иное, чем аналог своих собственных идеологических фантазий. Прикрытие биологического, по сути, восприятия мира.
Простого конкурента за ресурсы. Хоть кол на голове теши.
Они слушают о человеческом достоинстве, о бескорыстной помощи, стремлении людей к свободе, и, не находя в душе ни малейшего отклика этим словам, учатся описывать свои интересы столь же пустыми для них формулировками.
И искренне недоумевают, почему их ложь вызывает такое негодование.
Отсюда обвинения в двойной морали, вселенский цинизм, изощренный сарказм всепонимания.
Гуманисты учили их равноправию человеческих личностей, но за неимением таковой, они поняли равноправие, как равное право волка есть овцу, а овцы быть съеденной.
И как теперь загнать этого голема, порожденного дурным гуманизмом, обратно…

20 пользователям это нравится
13 публикаций

Алексей Сорокин усечение туловища по уровню 4-го позвонка.
5 ч. · 1

Илья Федоринин Есть же разные виды интеллекта - эмоциональный, социальный и т.д. А у них развит только логический. Перекошенные в развитии люди. По сути и нет системы развития других видов интеллекта. Думаю, что это не прокол гуманистов, а ошибки реализации гуманистических идей.
5 ч. · 1

Евгений Юрьев Очень точно.
5 ч. · 1

Елена Кадырова Спасибо, Дмитрий! Очень здорово!!!
5 ч.

Евгений Юрьев Я, кстати, до этого только пару лет назад доехал. Вижу в ряде случаев - полный паралич коммуникаций. И результат полностью противоположный соглашениям без всякого смысла причем. Потом понял, что альтруистический заход сразу воспринимается как скрытая агрессиия или провокация, исходя из этого все последующие действия производятся. Поэтому я и сейчас объясняю, что убеждение в доброте помыслов производит обратный эффект, очень сильно пугает. Это не обойти, это рефлекс. Чем упорнее убеждение, тем больше страх и защитная агрессия. Это как в фильме Джентльмены удачи: - Что он сказал? - Что-что. Где угодно, говорит, найдет, и горло перережет.
5 ч. · 6

Борис Осипов Спасибо.
4 ч. · 1

Андрей Ракин Поддерживаю обеими руками. Давно об этом думал. Парадокс гуманистической культуры. Возможно, и правда, право на настоящее обучение нужно еще заслужить. Может быть, действительно это норма - когда наставник годами ищет и ждет того самого ученика, который способен воспринять сакральное знание. А остальные - гуляйте мимо. Не демократично. Увы. Не либерально. Потому и парадокс.
4 ч. · 1

Дмитрий Лучихин Меня в свое время удивляла массовая любовь к интерпретациям гоблина. Причем создавалось впечатление что его трактовки воспринимались не столько как циничный юмор, сколько как более аутентичные. Народ как бы с облегчением освобождался, от навязанной высокой морали, от необходимости имитировать, соответствие чуждой модели мышления.
И не менее массовые фанфарики, с точки зрения отрицательных персонажей. Причем так, что именно моральность героев базового текста, подавалась не лживостью персонажей, а лживостью самой морали, а ее место занимала этика родоплеменного сознания, с правом силы и коллективной выгоды.
И ведь речь идет не о маргиналах , которые вообще не читают, а как раз о худо бедно образованной, читающей публике.
А теперь это мировоззрение дикаря, мы наблюдаем в политической сфере.
4 ч. · Отредактировано · 1

Андрей Ракин А вот насчет того самого "Гоблина", который мастер дубляжа, - на эту тему буду рад поспорить. Признаюсь, этот Гоблин мне лично ну просто очччень неприятен... Но... Он ведь чертовски талантлив, блестяще чувствует русский разговорный язык и дерзко им пользуется. А теперь к конкретике. Люблю иной раз под пиво с водкой посмотреть гоблинский вариант "Властелина колец". Почему? Да просто потому, что будучи еще с 70х годов фанатичным поклонником Толкиена, я был просто оскорблен голливудской экранизацией, которую делали люди, не удосужившиеся даже прочитать исходник. Дело не в соблюдении буквы, а именно в непонимании духа, того самого, о чем мы сейчас говорим. Голливуд из шедевра сделал помпезный балаган в жанре рядового "фэнтэзи". И вот в таком контексте я воспринял Гоблина как благородного мстителя, который смачно и цинично оттоптался на ходульном благородстве. Впрочем, это, конечно, мои личные заморочки.
4 ч. · 2

Дмитрий Лучихин Согласен и насчет голливудской версии, и насчет талантливости самого гоблина, просто это уже такое изысканное его использование. Народ то в основном радуется близости его трактовок внутреннему миру, привычному способу говорить и думать, в отличии вызывающей человечности героев базового текста.
3 ч. · 3

Андрей Ракин Да, я понимаю, что гоблинским стебом по поводу "Властелина" двигали вовсе не мои мотивы. Это я так, "для прикола", чтобы разговорчик поддержать
3 ч. · 1

Лариса Ботух да ничерта не развит у них логический интеллект (собственно он и есть интеллект), а вот социальный развит - хитрость называется. Хитростью математику не постигнешь ( а математику эти эмоциональные и социальные "интеллектуалы" ох как не любят!). Весь этот гуманитарный дискурс - тот что на постсоветском пространстве - это всё сплошь фальшь и ложь. Это проба вместить философствования Ивана Карамазова в умишко хитроумного Смердякова...Образование не может быть бесплатным.Это мракобесие какое-то. Образование - это само-самое ценное и дорогое....а у нас как всегда всё наоборот

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

http://gefter.ru/archive/13510

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

Политическое действие: перезагрузка или незавершенность?

Дебаты12.11.2014 // 87
«Красные тряпки» российско-украинской корриды
© Bastian Staude
— Ти ж мене підманула, ти ж мене підвела, ти ж мене молодого з ума-розуму звела…
— Я ж тебе — я ж тебе підманула, я ж тебе — я ж тебе підвела, я ж тебе — я ж тебе молодого з ума-розуму звела…
Всем известная украинская песня, которую дружно распевали украинцы и россияне поздним ноябрьским вечером этого года. Конечно, были традиционные русская водка и украинская горилка с перцем. Символически, чтобы голос звучал лучше. Так же символически были соленые огурчики и мясная нарезка, немного сыра и так же немного нарезанного ломтиками лимона… оказывается, «символы» ночной дружеской беседы в затерянном лесном отеле очень схожи у людей из Москвы и Киева, Владимира и Харькова.
В ту ночь эти люди на какое-то время забыли, что идет война. Война с применением оружия, война политическая, война экономическая, война информационная. Потому что целью встречи этих людей было обретение способности говорить и договариваться, а не воевать и ненавидеть. Бизнесмены и юристы, психологи и педагоги, священники и представители массмедиа, общественные деятели и частные предприниматели — люди разных профессий, с разным мировоззрением, с различными позициями в этой странной и ужасной войне искали способ объяснить себя и услышать оппонента «с другой стороны».
Ведь умение слушать, слышать, понимать, объяснять и снова пытаться понять — это то, что отличает культурного человека от дикаря. Возможно, одним из основных признаков развития человеческой культуры является способность к диалогу. Каким бы сложным этот диалог ни казался и каким бы странным ни казалось окружающим «желание поговорить» в условиях военного времени, эти люди разговаривали. Иногда общение было с эмоциональным надрывом, с болью в голосе, с недоумением в глазах. Возможно, ночные песни, русские и украинские, — это был спонтанно-оптимальный способ снять чрезмерный эмоциональный накал и просто БЫТЬ РЯДОМ. Потому что быть рядом — это действительно хорошо, тепло и душевно.
О некоторых результатах этих диалогов, диалогов ради мира, — дальнейший разговор. В ходе обмена мнениями, прояснения позиций и различных пониманий происходящего очень явными стали «болевые точки» россиян и аналогичные «душевные обиды» украинцев. Определенные конструкции из идей и мыслей воспринимались как само собой разумеющееся участниками с одной стороны и одновременно выполняли роль раздражающей «красной тряпки» для их оппонентов. Позвольте зафиксировать некоторые из наиболее ярких «красных тряпок». Без анализа, без «перетягивания каната» — чья правота более правильная. Просто для обозначения тех опасных разворотом диалога, когда велика вероятность включения эмоций и, соответственно, выключения способности здраво мыслить. К слову, техники манипулирования сознанием построены именно на этой особенности эмоций затмевать способность человека думать. Иногда умение вовремя заметить подобную «пусковую кнопку» последующего эмоционального раздражения — наилучший способ защиты себя хорошего от внешнего злонамеренного манипулирования. Итак, «красные тряпки» российско-украинской корриды… какую же роль в этом действе выбрать для себя: роль тореадора, роль раздраженного быка или роль эмоционально захваченного зрителя — это каждый вовлеченный участник решает самостоятельно.
Алый плакат с надписью «Мы единый народ, это враги нас поссорить пытаются»
Обычно те, кто поднимают такой плакат над своей головой, рассказывают о золотых днях большой дружной страны, где не было границ и всем было хорошо. Те же, кому очень хорошо не было или чье «хорошо» находится в ином смысловом поле, очень сопротивляются такому «единению». Спор переходит в пространство жизненных ценностей и смыслов. В итоге эмоции зашкаливают и в лагере сторонников «единого общенародного хорошо», и у тех, кто им оппонирует.
Кровавое полотно «Имперской экспансии России противостоит национально-освободительное движение Украины»
Сложную формулировку выше можно объяснить очень простыми словами: россияне «болеют» имперскими амбициями, украинцы «болеют» идеей национальной независимости. Чья болезнь более опасна и «кто кому доктор» — это можно выяснять столь же долго, сколько без видимого результата. Потому что в основе этого спора лежит очень глубокая самоидентификация себя, своей национальной и гражданской принадлежности. Если огурцу ставить в вину его чрезмерную зелень, он пожелтеет, но не станет более желанным. Если человека «бить» по основам его самоопределения в мире, почву из-под ног выбить можно, но как потом договариваться с тем, кто упал?
Маленький, но очень зловредный красный флажок «Москаляку на гилляку»
Почему-то именно эта поговорка вызывает больше всего обид и возмущений. У обеих сторон. Одна сторона обижается: «За что с нами так жестоко?», другая сторона недоумевает: «Зачем на нас наговаривать?» Дальше вспоминаются все иные обидные «флажки», начиная от «Хто не скаче, той москаль». А поскольку прошлой зимой на Майдане было действительно холодно, то скакали там и хохлы, и москали одинаково резво. Тогда это не воспринималось как повод для взаимных обид. Как не было обид и в связи с иными шедеврами народного творчества. Несколько таких «крылатых выражений» — для иллюстрации неиссякаемого интереса к теме взаимопонимания и взаимооценок этих двух народов — русского и украинского. Хохол не соврет, да и правды не скажет. Хохлы никуда не годятся, да голос у них хорош. З москалем дружи, а камінь за пазухою держи. Москва на злиднях збудована, та й злиднями годована. Обижаться в данном случае — это как в детских играх с обидными прозвищами: кто обиделся, тот «слабак». А если попытаться выйти за рамки детских обид и понять, кому и зачем такие обиды нужны? Возможно, дело не столько в прозвищах, а в мотивах их сочинять и распространять?
Такой же маленький и такой же зловредный красный флажок «Высокомерное отношение “старшего брата” уже достало»
Опять-таки, здесь эмоционально включаются обе стороны. Те, кто отстаивают свое право на достойное отношение и независимое поведение, постоянно «спотыкаются» об явное или мнимое желание ущемить их свободолюбивые тенденции. Так подростки в их подростковом бунте везде видят «притеснение прав и свобод». Одновременно порывы позаботиться, предложить лучшее решение тех, кто уверен в правильности найденных решений и собственном праве на проявление такой заботы, перетекают в обиду: «Я же о тебе забочусь… зачем на меня бросаться?» Очень часто так себя чувствуют родители, когда продолжают опекать ребенка вопреки его воле. Наверное, решить ситуацию можно путем разделения границ и распределения ответственности. Это не очень сложно: разобраться «мое — не мое», «могу влиять — не могу влиять», «я решаю — решаю не я». Если есть опыт подобной «маркировки границ» в семейных отношениях, этот опыт можно перенести и на иное взаимодействие.
Флажок еще меньше, но наиболее зловредный «У вас фашизм процветает». Цвет флажка зависит от того, кто и с какой стороны этим флажком размахивает
В генетической памяти и русского, и украинского народа «впечатан» ужас от проявлений фашизма. Очень часто эти эмоции ужаса связаны с какими-то внешними признаками, которые присутствовали во время войны 1941–1945 годов. Массовая эйфория после выступлений лидера, такое же массовое исполнение каких-то жестов как символ единения и преданности, жестокое отношение ко всем «чужим». При этом глубинная суть фашизма или недостаточно понимается, или игнорируется в процессе навешивания ярлыков. Аргументацией становятся «распятые мальчики», «обиженные ветераны войны», «вышколенные колонны молодчиков» — достаточно просмотреть, чем пестрят социальные сети и откровенно пропагандистские массмедиа с обеих сторон, чтобы собрать «богатый урожай» признаков фашизма… конечно, у соседа. Вся эта аргументация идет в ход во время дебатов, в итоге эмоциональное возмущение обвиняющего и обвиняемого полностью перекрывает способность трезвой оценки ситуации. Самым сильным контраргументом становится нечто похожее на «А у вас в Америке негров вешают» — фраза периода Холодной войны СССР и США. Значит, обвинение в фашизме — это сильное оружие для активизации Холодной войны и одновременно слабое основание для обретения взаимопонимания и мира.
Розовая тряпочка с нежным признанием в любви «Русские не могут ненавидеть украинцев, потому что они их любят»
Отелло задушил Дездемону в порыве великой любви. Любовь подтолкнула Анну Каренину под поезд броситься. А Ромео и Джульетта вместе ушли из жизни в весьма нежном возрасте, тоже под воздействием любви. Литературные примеры «странностей любви» можно приводить бесконечно. Возможно, психологический анализ способен рассмотреть примеси иных чувств и эмоций в таких драматичных историях. Если же говорить о любви одного народа к другому, достаточно поинтересоваться, усиливает ли такая любовь целостность, достоинство, национальный колорит и уникальность каждого из этих народов либо нет. Если ответ отрицательный, термину «любовь» следует поискать альтернативу.
Гордая алая повязка такого же гордого любителя свободы «Если вам ваше рабство по душе — дело ваше… мы свободный народ и свободны выбирать свое будущее»
Никто не хочет, чтобы его считали рабом. Особенно остро этого не хочет тот, кто согласился на рабский образ жизни. Обвинение в рабстве обычно вызывает не активизацию свободолюбия, а «желание настучать по голове» того, кто «обижает». Помимо национальной специфики — строптивости или покладистости, — каждый человек имеет право индивидуального выбора. Если кратко — не стоит «всех под одну гребенку».
Красный предупредительный знак «Мы все в одном локомотиве едем… не надо своими глупыми революциями общие рельсы разрушать»
Помимо метафоры общего локомотива возможны сравнения общей коммунальной квартиры или единого дерева с разными ветками. Любые действия «против правил» в вагоне локомотива, в комнате квартиры, на ветке дерева вносят хаос и беспорядок в общее функционирование «единого организма». Здесь важно понимать, на чем основана убежденность в единстве и какие именно правила его поддерживают. Конечно, любая система, в том числе система национального и межгосударственного взаимодействия, имеет определенную логику создания и поддержания жизнедеятельности. Если же для какого-то элемента прежней системы ее правила перекрывают дальнейшие возможности роста, этот элемент либо отсоединяется от «материнского организма», либо трансформирует его в сторону большей гибкости и свободы. Если совсем кратко и метафорически — лучше ехать не туда, куда уже проложены рельсы, а туда, куда ты хочешь приехать. Рельсы всегда можно проложить еще раз.
Красный предупредительный залп «Ваши танки на нашей земле»
Сложный аргумент, хотя бы потому, что реальные очевидцы танков в подобных дебатах не участвуют. У них — иная реальность и иные приоритеты. Иногда — обыкновенные приоритеты выживания. Независимо от того, находится ли очевидец в самом танке или в зоне его обстрела. Самое страшное, наверное, что сам факт наличия танков, которые стреляют, уже никто не отрицает. Значит, это вопрос принятия ответственности за жуткую реальность войны.
Ответный предупредительный залп, тоже красный «Американские ракеты на вашей земле»
Этот аргумент сложнее предыдущего тем, что очевидцев установленных ракет тем более не оказывается в таких спорах. Значит, это вопрос доверия «специалистам» и «экспертам». Насколько военные специалисты выкладывают в общедоступную сеть месторасположение стратегической военной техники — вопрос практически риторический. Тем не менее, всегда есть люди, которые «точно знают» о наличии или отсутствии этой техники в разных точках земного шара и строят на этом «знании» всю свою аргументацию.
И снова красный флаг, гордый и непобедимый «Вы сами при помощи армии своих же людей уничтожаете»
Самый страшный аргумент — обвинение в преднамеренном убийстве. Никто не хочет считать себя убийцей. Никто не хочет брать на себя ответственность за те смерти, которые есть. Самый простой способ снять ответственность с себя — найти того, кто более причастен и ответственен. Найти «врага». Мнимый «враг» снимает напряженность диалога с собственной совестью. Но решает ли это вопрос тех массовых убийств, которые продолжаются?
И отчаянная попытка к примирению, которая снова имеет обратный, «красный» эффект, «Третьи силы этот конфликт затеяли, третьи силы его поддерживают и раздувают… как только все увидят и поймут провокационные действия этих третьих сил, так сразу все станет на свои места»
Люди, когда не могут объяснить боль и страдания на Земле с помощью идеи светлого и благородного Бога, легко находят причины происходящих катаклизмов в злонамеренных «темных силах». Если россияне и украинцы, такие честные, добрые и благородные по своей природе, не могут найти общий язык — значит, обязательно должны присутствовать «третьи силы», которые строят всяческие козни и мешают им договориться. Конечно, у этих «третьих сил» есть собственные тайные планы — мирового правления, подчинения и навязывания, растления и захвата. Только вот чем отличаются «третьи силы» от «темных сил», сразу так и не скажешь.
И последний лозунг, который в зависимости от времени, контекста и интонации его произнесения имел различные окраски и эффекты, «Мы все — одна семья. А в семье надо жить мирно»
Для кого-то понятие семьи равносильно выражению «Мой дом — моя крепость». Тогда семья необходима для выживания в сложном и недружелюбном мире. Для кого-то семья — это «обычно не без урода». Тогда семейные правила навязываются всем непохожим и несогласным. Но есть семьи, где люди объединяются для совместного роста и развития. Народная мудрость такие альтернативные варианты тоже учитывает: «Добрая семья прибавит разума-ума». Очень хочется, чтобы результатом этого сложного времени «семейных дрязг славянских народов» стало реальное взросление и обретение мудрости. Мудрости индивидуальной, мудрости национальной, мудрости общечеловеческой. И чтобы всем нам хватало разума-ума решать наши разногласия при помощи диалогов, а не танков. Тогда известная украинская песня, с цитирования которой мы начали этот разговор, останется шуточной метафорой для дружеских посиделок, а не печальной реальностью нашего существования.
Киев, ноябрь 2014 г.

Общество мазохистов

Общество мазохистов

Матвей Ганапольский
Вы, наверное, много раз в кинокомедиях видели такие уморительные моменты. К примеру, на двери написано «Открыто», человек толкает дверь, но она не открывается. И мы ухохатываемся, потому что надо дверь потянуть, а он — толкает! Представляете, этот тупой не понимает, что если на двери написано «Открыто», ее толкаешь, а она не открывается, то нужно ее потянуть на себя. Это ведь так просто! И мы смеемся, потому что он, этот тупой из фильма, — совершенно тупой. И еще смеемся от нашего ощущения превосходства: понятно, что если бы мы оказались на его месте, то мы бы догадались потянуть дверь. Потянуть, потому что это же очевидно!
Та же история — с другим комическим моментом, когда человек одеждой цепляется за дверную ручку или за гвоздь, но вместо того, чтобы спокойно повернуться и отцепиться, бьется в истерике и кричит, что его кто-то держит.
Вот это важно. Тут он кричит, что его держат, в случае с дверью — винит продавца, что тот закрыл дверь. То есть человек в своей беде винит других, а не себя...
Теперь о том, как я ребенком ходил на выборы, хотя вы спросите: а где тут связь? Сейчас поймете.
Моя мама, царство ей небесное, считала необходимым идти на советские выборы одной из первых. Она рано вставала, потом будила меня, и мы бежали в школу, где был участок. Я тоже бежал, потому что любил вкусные пирожки и пирожные, которые продавали в буфете. Еще мы покупали дефицитные шпроты и хорошие конфеты.
Особо интересно, как мама выбирала кандидата: она смотрела, кто ей больше внешне нравился, выглядел представительней и имел пышную прическу — мама таких любила.
Потом мы возвращались домой — и…
...через секунду выборы были забыты. А еще через секунду мама вспоминала, что ямы на дороге домой как были, так и есть. И тут же переходила на слово «они». Они — это власть. И мама костерила эту власть и осуждала ее за то, что та ничего не делает «для народа». Но она никак не соотносила это с тем, что выбрала кандидата за прическу.
Она никак не соотносила выборы с их последствиями и даже не предполагала, что можно пойти к этому депутату и спросить про ямы.
Она выбирала власть для власти, но не для себя.
Уже давно нет СССР, да и мамы моей тоже нет. Мы живем в демократической стране, мы бьемся в Интернете за альтернативных кандидатов во власть и мечтаем о том, что власть повернется к нам лицом, а не «как сейчас».

xBRRYgCDNXs
фото из сети интернет

Особенно в сегодняшний непростой момент.
А момент действительно непростой. Рубль катится вниз, Центробанк перестал его поддерживать — так сказал Центробанк. Значит, рубль будет катиться все ниже и ниже — и неизвестно, когда остановится.
Конечно, нам уже всё объяснили. Вот глава Минэкономразвития г-н Улюкаев спокойно так говорит: «Если ваши доходы и расходы рублевые, вам должно быть абсолютно все равно, какой там курс».
Странный какой-то г-н Улюкаев... Он не понимает разве, что теперь и путевки будут дороже, и бытовая техника? Ведь мы же не газ и нефть в магазине покупаем, а нечто высокотехнологичное с импортными деталями. Удивительно, правда? А еще он говорил: «В чем зарабатываете — в том храните». То есть заработал шесть тысяч рублей, но не меняй на доллары, а храни. Пока они не превратятся в пыль, эти шесть тысяч рублей. Но потом к Улюкаеву не ходи: он-то тут при чем — он просто сказал.
А есть еще очаровательнейшая глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Она, комментируя то, что Центробанк перестает поддерживать рубль, сказала так: «Если начать тратить эти деньги неразумно, бросать вызов фундаментальным рыночным процессам, золотовалютные резервы попросту уменьшатся».

image002
фото из сети интернет

Понимаете, что она говорит? Оказывается, все последние пятнадцать лет мы просто нарушали «фундаментальные рыночные процессы». А сейчас, слава Богу, перестали. То есть раньше мы тратили валюту на поддержание рубля «неразумно», а сейчас у нас все — «разумно».
Так возрадуемся же, братья! Мы нищаем не просто так, а осмысленно, логично. Все логично дорожает в магазинах, логично становится недоступным, логично превращается в несбыточную мечту.
Тут, правда, уместно спросить: а кого можно посадить за то, что все эти годы, во вред Родине, нарушались эти самые «фундаментальные законы»?..
А еще г-жа Набиуллина высказалась в том духе, что валютные интервенции Центробанк будет проводить лишь тогда, когда будет существовать угроза финансовой безопасности страны.
Тут вообще возникает много вопросов. А разве люди — это не страна? Имеет ли падение рубля отношение к санкциям Запада? Или: повлияло ли на катастрофическое падение рубля присоединение Крыма; опускает ли рубль мужественная «поддержка Донбасса»? И так далее.
А есть еще главный вопрос: не является ли то, что происходит, по сути дела конфискацией денег у населения на фоне санкций и острой нехватки денег у государства?
И вот тут-то возникает затык. Я не финансист и совершенно не хочу подвергать сомнению умные слова г-жи Набиуллиной или министра финансов г-на Силуанова, который похвалил опускание рубля, и даже назвал его «запоздалым».

60309-2
фото из сети интернет


"Но я гражданин, и я хотел бы увидеть и услышать ответственного за все это".

Именно так: я хочу, чтобы на экране телевизора в прайм-тайм появился кто-то из руководства страны, чтобы за ним стояли все ответственные лица и чтобы мне объяснили, что тут вообще происходит.
Если «страна гибнет» — чтобы объяснили почему.
Если государство нас просто грабит, то скажите, на каких основаниях.
А еще скажите, как нам праздновать Новый год, как ездить отдыхать, как лечиться нужными импортными лекарствами.
Да, я вижу умную грустную улыбку читателя. Эта улыбка означает: «Наивный дурашка, зачем ты это пишешь, ведь известно, что им на нас плевать, что они не придут и ничего не расскажут».
Вот видите: снова, как и много лет назад, появилось это самое словечко — «они»!
Но погодите, а разве мы еще живем в СССР и идем по ямам с моей мамой в школу на голосование?
Разве не «мы» выбрали эту власть на выборах?
Почему же выбирали «мы», а теперь эта власть — «они»?
И, понимаете, тут вспоминается правило, что если в стране не диктатура или фашизм (а в нашей стране ни того ни другого явно нет), то кого мы выбираем — того и имеем. Даже более страшное скажу: это не власть виновата, что, поплевывая, грабит нас, — это граждане России не просто согласны быть ограбленными, но даже боятся спросить: а зачем их грабят?
Поэтому — будем хранить «деревянные в сберегательной кассе» и наблюдать, как они растворяются. А в Интернете будем ругать «их».
А потом снова «их» выберем, потому что «других нет».
Вы скажете: «нет, выберем других», но это будет ложью, ибо если у гражданина нет воли спросить у нынешних лидеров, почему его неприкрыто грабят, то он никогда не выберет кого-то другого. Потому что «другой» будет таким же, как «этот», ибо нет искусственного отбора ответственностью перед народом.
Получается, что демократия, пусть даже относительная, усеченная, манипулятивная, — она все-таки демократия. И она, демократия, это совсем не проверка власти. Это проверка гражданина — насколько гражданин умеет контролировать власть. Ибо власть без контроля — всепожирающа.
И нечего кричать тут: «нас обманули!», «нами манипулируют!», «нас грабят средь бела дня!». Это великий и могучий россиянин сам дает право чиновнику обманывать, манипулировать, грабить.
Только так, и никак иначе.
Когда мы с мамой, под шпроты и пирожные, голосовали за красивый пиджак или за прическу, то мама хотя бы знала, что есть великая Коммунистическая партия, и там особо не разгуляешься. С ней мы будем все бедные, но равные в социалистической бедности. А сейчас партии нет — но есть граждане, которые так же, как в советские времена, стараются спихнуть бремя гражданской ответственности на власть, которая уже без КПСС, которая ничего не боится, кроме того, что с нее спросят.
Но никто не спрашивает.
Граждане России снова цепляются за тот же гвоздь или снова с грохотом толкают дверь, на которой написано «Открыто».

1665582_8435211

А может, наконец, эту дверь потянуть на себя?
Ведь в кино это сделать было так просто.

118683_original111
Матвей Ганапольский. Фото из сети интернет.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения