Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2014-11-15

Военная страна в антивоенном мире

https://www.facebook.com/james.krotov/posts/770431366355309?pnref=story

Священник Яков Кротов
7 ноября в 14:03 · 
ВОЕННАЯ СТРАНА В АНТИВОЕННОМ МИРЕ
[Для сайта "Радио Свобода"]
Октябрьская революция, как и все государственные перевороты в России, была свержением неудачливого военачальника. Ленин оказался более несравненно более талантливым полководцем, нежели Керенский – если судить по результатам. Да, преданы обязательства перед союзниками, да, подписан позорный мир с немцами, но на войне важнее всего результат. Результатом воцарения Ленина стала реставрация империи и, более того, её расширение. Ленинская лживость, подлость, тираничность оказались выгоднее для российского реваншизма.
Ничего оригинального в этом нет. Уже Смутное время было не просто гражданской войной, не просто борьбой угнетённых за какие-то свободы – это был бунт военных против тех, кто проиграл Ливонскую войну. К власти пришла новая династия, которая сразу заявила о решимости любой ценой отыгрывать проигранное и расширяться далее, и крайне успешно это выполняла – до царевны Софьи. Переворот, приведший к власти Петра, был бунтом против неудачной воительницы. Свержение Петра III и Павла I тоже не просто осуществлялись военными, но мотивировались элементарным милитаризмом. Заговорщики оправдывали себя, подчёркивая стратегическую некомпетентность тех, кого свергали, а тех, кто пришёл на место свергнутых, воспевали прежде всего за военные победы. Ну как же – русские войска при Екатерине и Александре гуляли по Западной Европе как по своей вотчине. Сладкое было времечко!
Николай I, правда, умер своей смертью – но за проигранную Крымскую войну его так заклеймило российское общественное мнение, что лучше бы шарфом задушили, но молчали. Восторг перед Александром II лучше всего показывает, как многое может простить Россия удачливому завоевателю. Освобождение крестьян - простила, недостойный, неприличный морганатический брак – простила, даже реформы простила, потому что – Среднюю Азию взял! Убийц же не простила, потому что убийцы убивали во имя демократизации, а для военного государства демократизация – средство, а не цель. Помогает демократизация воевать – что ж, можно и раскрепостить крестьян, чтобы лучше стреляли. Мешает – закрепостить обратно.
Вот кого не простила Россия по сей день, так это Александра III. Не воевал! Несчастный мужик, вынужденный жениться из династических интересах на невесте покойного старшего брата, находивший отдохновение в игре на трубе. Александру повезло рано умереть – за его миротворчество отомстили его сыну. Что Николай II не был демократом – простили бы, но поражения в Японской войне – не простили. Когда же стало очевидно, что и в Первой мировой этот полковник ни на что не способен, Россия его хладнокровно заменила сперва на Керенского, а затем на Ленина.
Замена была подлая, но гениально подлая. От своих неудачных предшественников Ленин отличался абсолютным цинизмом и людоедством. Николай II искренне выдвигал миротворческие инициативы, из которых выросли ненавистные и нынешнему Кремлю всякие женевские конвенции. Керенский искренне полагал, что нужно выиграть войну, а потом строить мирную жизнь. Ленин подписал декрет о мире, но о мире он говорил так, что слушавшие понимали – этот видит смысл жизни в войне, война для него и средство, и цель.
Этим ленинская революция отличалась от революций в Западной Европе, где революционеры всегда отстаивали позицию, хоть немного, но антимилитаристскую. В России же антивоенная риторика у революционеров всегда была готтентотской: плохо, когда самодержавие ведёт войну, хорошо, когда революционер ведёт войну. Потому что самодержавие плохо воюет, а революционер хорошо… От тайги до Луганска, Приштины и британских морей…
В последовавшей за смертью Ленина схватке Троцкого и Сталина победил не самый удачливый полководец, а самый подлый. Троцкий умел воевать на фронте, но в мирной жизни он оказался обычным европейским политиком. Сталин же всегда был людоедом и только людоедом, за это и любим по сей день. Для военной страны важны не только военные победы – важно, чтобы мирной жизни вообще не было, чтобы война была постоянным состоянием. Ленин и Сталин это обеспечили, а Троцкий нет.
В новейшей истории России два оказалось слабых, недостойных правителя. Хрущёва сняли не за то, что стучал ботинком на весь мир и обещал уничтожить Запад, а за то, что не выполнил обещания, сдрейфил, вывел ракеты с Кубы, не пошёл в атаку на ФРГ и дальше. Брежнев урок усвоил и исправно вводил войска во всё, что подворачивалось под руку, от Праги до Кабула. Горбачёв – вывел, и этим подписал себе приговор, к счастью, не расстрельный. На его место был посажен Ельцин, который возобновил милитаристские экзерсисы и подыскал себе достойного преемника.
Вот почему все рассуждения о том, что нынешний режим обречён и скоро рухнет, неверны. Именно потому, что Россия – военная страна, её население готово к лишениям, к нищете, к бесправию (впрочем, почему «готово» - уже всё это есть, только не отрефлектировано), лишь бы была война. Война – есть. Значит, могут кончиться деньги, углеводороды, могут закрыться все поликлиники, может продолжительность жизни вернуться к сорока годам, как двести лет назад, - мы всё простим за то, что мы при деле, мы на коне, мы на передовой.
Путину, конечно, могут поставить в вину, что он недостаточно сократил расходы на образование. Есть ещё отдельные книгочеи и писаки. Но, поскольку расходы на войну всё-таки возрасли сильно, то это можно и потерпеть. Тем более, что девять десятых книгочеев и писак участвуют в идеологическом оформлении российского милитаризма. Господа офицеры и рядовые должны же иметь возможность почитать стишки и посмотреть кинцо, облиться слезами над вымыслом – на это можно и потратить немножко денег, это способствует психологической реабилитации и скорейшему восстановлению боевого духа.
Россия была военной страной всегда, но в первые пять веков её существования – если считать от первого упоминания Москвы – это было не очень заметно, потому что и в соседних странах тоже подвоёвывали, и всерьёз. Отличия, конечно, были, но могли казаться второстепенными. Подумаешь, какие-то там гражданские права… Зато негров травят!
В современном мире военная сущность России выпирает как гвоздь в ботинке. Современный мир – это мир информационный, а для военной психологии информация первый враг. Поэтому-то в России дошло до назначения главным воевальником представителя спецслужб. Глобализация – лишь псевдоним информатизации. Главное не то, что можно купить банан, привезённый издалека, а то, что можно узнать о том, что в этом далеке происходит, познакомиться с людьми, которые в этом далеке живут, съездить к ним и вернуться, переписываться с ними. Вот это – самое гнусное и недопустимое, ненужное и опасное с точки зрения военной психологии.
Милитаризм есть искусственно созданный аутизм. Военный – человек кровавого дождя. Внутреннего врага в современной России опознают именно по этому признаку – экстраверт или интраверт. Интраверт – ну и слава Богу, пусть даже и не годен к строевой. Такому можно даже борьбу с коррупцией простить. А что, борьба с коррупцией даже полезно для армии, если вдуматься. Конечно, в четко ограниченных дозах, ну так нынешние российские борцы с коррупцией очень четко дозируют свою борьбу. А если хоть немного открыт – это страшно.
В современном мире, конечно, войн предостаточно, но идеал-то, суть-то современности – в мирности. Воюют, но сознают, что это против своего собственного идеала. В России же, когда воюют, тогда только и наслаждаются достижением идеала. Современный мир, именно потому, что он информационный, крайне нервно относится к вранью, а любая война – это колоссальное враньё. Россия же наслаждается войной именно потому, что в войне враньё достигает апогея. Назвать войну миротворчеством, порабощение – освобождением, жертву – палачом, - оргазм на фронте!
Справится ли современный мир с российским милитаризмом? Смотря что подразумевать под словом «справиться». Милитаристская воинственность отождествляет «справиться» с «уничтожить». В этом смысле все подсчёты того, приносит Крым доходы или нет, бессмысленны – Россия завоёвывает мир не для того, чтобы разбогатеть, а чтобы уничтожить завоёванное. Сама Россия уже в значительной степени есть уничтоженное пространство, убитое пространство. Конечно, шестая часть земли, «убитая» как хрущевская двушка, это страшно… Но хорошо, что шестая, а не больше!
Россию, естественно, никто и не хочет уничтожать, и не будет. Перевоспитывать тоже никто не собирается – это был бы неуместный патернализм. Изолировать – дело другое. Изоляция будет (и уже отчасти есть) условной – это же ведь нормальный мир, не Россия, где уж если изолируют кого, так навсегда. Гибкая, отзывчивая изоляция. Не клетка в зоопарке. Но – изоляция.
Хорошо, с военной Россией в невоенном мире выяснили. Осталась самая малость – а как быть невоенному человеку внутри военной России? Конечно, таких людей очень мало. В основном – псевдо-мирные люди, манифестом которых в эту войну стали статьи Зинаиды Миркиной. Равнодушные к правде, превращающие даже истину в наркотик, даже Крест Христов – в иглу, с которой сами не слезают и других подсаживают. Но ведь случаются же и просто мирные люди – им-то что делать?
Ну как что – мирно жить. В том-то и различие мира и войны, что война вечно куда-то движется, её центр тяжести эксцентричен, вне её бытия. Мирный дух никуда не движется, он просто живёт. К нему вполне приложимы слова древнего гимна: «не ищет своего, не завидует». Не соучаствует в делах тьмы. Светит потихонечку. Его задуют – опять светит. Конечно, лучше это делать в приличном, мирном обществе, но и в военном тоже можно. И не надо задавать милитаристского вопроса «а если тебя ударят в правую щёку». Ну, ударят… Сплюнуть зубы и ползти к стоматологу… Дурацкий вопрос… На меня на улице нападут четверо здоровых мужиков и изобьют – подставлять мне щёку или стрелять в них из парабеллума.
Антивоенный человек в военной стране – это вам не приключения Индианы Джонса, это куда интереснее, и на доброжелательность сценариста не приходится рассчитывать. Но ведь интереснее жить в жизни, а не в кино – и даже в нынешней России возможно жить в жизни. Главное – не отягощать себя парабеллумом. Хочешь мира – будь миром. Не обязательно выходить на площадь, но обязательно не выскакивать с замечаниями насчёт украинских, молдавских или грузинских недостатков – это первая стадия милитаризма. Не обязательно быть в первых рядах пацифистов, но обязательно не быть даже в задних рядах милитаристов. Не обязательно быть революционером, но обязательно не обзывать революцией всякую устремлённость к справедливости, свободе и миру.

Суицидальная агония России

Сергій ДацюкФілософ

АГОНИЯ РОССИИ

14 листопада 2014, 12:45

Я не русский. И может быть поэтому я вижу то, чего русские не видят – агонию нынешней России.

Я вижу агонию великой страны, на достижениях которой я вырос, гении которой были моими учителями, книги которой остаются моим духовным богатством, и сентимент к которой во мне не умирает даже после того, как моих братьев украинцев русские убивали в этой глупой, истеричной и насквозь лживой войне.

Без надежды на отклик

Когда я писал о России, я надеялся на отклик. Специально писал на русском и продвигал в России. Я ждал. Я много месяцев ждал. Я надеялся на сущностный и сложный разговор с российскими интеллигентами, интеллектуалами и мыслителями. За этот год я написал следующие работы о нынешней России: "Россия во лжи", "Пять ошибок России по отношению к Украине", "Война идентичностей в Украине и России", "Ядерный шантаж России", "Травмы России в XXI веке", "Зомбирование в России и как с этим жить дальше", "За что воюет Россия?", "Война России против Украины", "Весна человечества против русской весны", "Проблемы идентичности России".

Я проделал немалую интеллектуальную работу для России. Вопреки некоторым обвинениям, эту работу мне никто не заказывал и никто не оплачивал. Я провел ее на собственный страх и риск, переживая угрозы физической расправы, мелкий шантаж и вездесущий троллинг. Я ставил вопросы, формулировал проблемы – в общем, я предъявлял мыслительные вызовы российским интеллектуалам. И я думал, что заслуживаю разговора, пусть непубличного, но хотя бы приватного.

Однако разговора не получилось. Никакого. В ответ мне было лишь звенящее молчание.

Не знаю, слепые ли нынешние русские интеллектуалы, глухие ли. Но то, что русские интеллектуалы сегодня немые, это точно.

Среди российских интеллигентов немало смелых людей – таких как Макаревич, Невзоров или Собчак. Но в этой ситуации важна была позиция интеллектуалов-мыслителей России. И вот как раз мышление в России и перестало быть отзывчивым.

Именно то, что российские интеллектуалы дезориентированы, находятся в депрессии и неспособны на активную смысловую коммуникацию, сподвигло меня на подозрение об агонии страны.

Страх смерти России

Страшна для России не война, – это вообще ее почти нормальное состояние. Страшна для России не ложь, – этого было в ее истории много. Страшны для России не слепые пророки и не деспотичная власть, ведущие к безвластию и смуте. Страшны для России безмыслие, бездушие, съедающая ее изнутри истерия реваншизма и ненависть ко всему миру.

Живые души могут пережить и безвластие, и смутное время, и диктатуру, и ложь, и войну. Омертвевшие души ведут Россию к смерти. Отказ от мышления делает смерть России неотвратимой.

Мое подозрение таково – Россия собралась совершить коллективное самоубийство. Россия собралась сделать суицид весомо, феерично, в предельной низости и подлости, в таком невыносимом преступлении перед человечеством, что многие будущие поколения будут вспоминать эту страну с содроганием и отвращением.

Мне кажется, что думающие русские люди смирились с гибелью России как с неизбежностью. Они думают приблизительно так: Россия в таком виде не нужна никому, даже самой себе, и опасна для мира. Пусть Россия погибнет, но эту гибель будут помнить долго. Эдакое геростратово извращение.

Однако даже такой подход нуждается в промысливании. Похороны России это очень сложное предприятие – не менее сложное, нежели сохранение жизни страны. Если Россию не захоронить культурно, она может унести с собой в могилу целый мир.

Россия не может тихо и мирно скончаться. Россия всегда жила в надрыве, и умереть она может так же.

Никогда раненый не бывает так страшен, как в предсмертной агонии. Именно в последние мгновения раненные способны на сверхусилия, чтобы совершить то единственное действие, которое кажется осмысленным перед смертью.

Новороссия и стала такой предсмертной судорогой России.

Новороссия как исторический тупик

Новороссия изначально не была позитивным планом страностроительства, рассчитанным на длительную перспективу. Новороссия изначально была желанием потешить извращенную великорусскую имперскую гордость.

Хотят ли русские войны? – пелось в песне моего детства. Я и подумать не мог, что русские захотят войны. И захотят войны именно потому, что они победили в той войне, о которой была эта песня. Когда гордость великороссов загоняется в туннель триумфа последней войны, для уязвленной на фоне остальных цивилизационных поражений гордости новая война становится неизбежной.

Крым Украина России позволила оккупировать во время своей слабости и беззащитности после произошедшей революции. Позарившись еще и на Новороссиию, Россия обнаружила, что сил ее уже не хватает.

Так произошел пассионарный надлом.

В поэтическом экстазе с мертвящим изяществом лжепророк Дугин написал об этом так: "Мы глубоко больны, и каждая попытка собраться с силами, прийти в себя вызывает чудовищную реакцию. На Крым нас хватило. И это было прекрасно. На Новороссию не хватает. И это страшно. Так как обесценивает все предыдущее. Как будто подбитая птица пытается взлететь, отрывается от земли, отчаянно машет крыльями и... снова срывается вниз. В ад предательства, немощи, сговора. Силы на исходе, а впереди холода, голод, неопределенность, а также смерть, смерть и смерть... Как с этим справиться, и где искать спасения преданной Новороссии, когда надеяться больше не на кого – а из родной России мерцает лишь осклабленная физиономия циника Суркова и молчание Путина, ставшее гробовым".

Новороссия это ошибка России. Новороссия это позор России. Новороссия это агония России.

Какова идея Новороссии? Есть ли у нее вообще идея? Или идеей является сама бессмысленная война, а Новороссия лишь театр этой войны?

Русских перестали понимать во всем мире. Русские сами себя уже не способны понимать.

Русские, как вас понимать?

Вы, русские, много сил положившие на создание СССР, потеряли его из-за собственного глупого упрямства, косности мышления и неспособности признавать ошибки. Вы, русские, потеряли доверие большинства советских республик именно из-за отказа от мышления, из-за неспособности предложить новый миропроект, осуществить инновации мирового уровня.

Вы, русские, много и самозабвенно критикуете США. Их есть, за что не любить. И за то, что подобно вам, суют свой нос в каждую дыру, навязывая свою демократию. И за то, что подобно вам, оказались столь же бессильными в нынешнем мировом кризисе. И за их консюмеризм, который вы почему-то не желаете замечать у самих себя.

Однако давайте посмотрим на последние два-три десятилетия. Компьютер, Интернет, 3d-принтер, электромобиль, социальные сети – все это инновации предельного уровня, существенно меняющие наш мир, которые предложили именно США.

Вы пытались что-то предложить в нанотехнологиях. Но ничего, кроме громадного мыльного пузыря и разворовывания денег, вы так предложить и не смогли.

Все, что вы смогли хоть немного продвинуть в своей стране, это некоторые виды вооружения. Уж не знаю, смеяться над этим или плакать.

Вы, русские, за несколько сотен лет так и не смогли освоить ни Сибирь, ни Дальний Восток. Ваше бездействие в Сибири и на Дальнем Востоке настолько очевидно для вас самих, что вы даже уже не уверены, что сможете удержать эти территории от их медленного захвата Китаем.

Зачем же вам Новороссия? Чтобы высосать из нее все ресурсы, обеспечив России более комфортное умирание?

Посмотрите, что вы сделали на Донбассе. Вы уничтожили массу людей, огульно обвиняя в этом украинцев. Вы разрушили значительную часть инфраструктуры Донбасса. Вы залили шахты водой. Вы вывезли оборудование ряда стратегических предприятий. Вы ведете себя как мародеры. Вы ведете себя так потому, что не уверены, что сможете оккупировать эти территории и удержать их.

Вы, русские, не просто мародеры, вы засиратели. Вы засрали территорию России, не умея ни элементарно убирать ее от мусора, ни восстанавливать разрушенные дома, ни облагораживать территорию. Выкачивая ресурсы из территории, вы ничего в эту территорию не вкладываете.

Мы, украинцы, конечно же, не такие чистюли, как немцы или поляки. Но у нас территория хотя бы не такая засранная, как у вас.

Зачем вам, русские, новая территория, если с имеющейся вы не справляетесь. Чтобы выкачивать ресурсы, позволяя несколько десяткам семей в России богатеть, а остальным на крохи от этого богатства тихо спиваться?

Посмотрите на все территории, куда вы приходили после распада СССР, – Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Донбасс. Везде вы разрушали мирную жизнь, создавали конфликты, убивали мирных жителей и опустошали территории. Крым пока является исключением лишь потому, что Украина не имела сил сопротивляться. Но Крым лишь временно будет исключением.

Это не территориальная экспансия. Это территориальное паразитирование. В этой паразитарной логике территорию можно лишь прожирать и засирать.

Единство русского языка в такой логике оказывается лишь поводом для прихода на русифицированные территории, чтобы на них затем паразитировать.

Существует ли вообще в России мышление, которое в позитивной логике бы объясняло ее территориальные притязания в контексте мировых изменений, включающих снижение роли государства, разрушение геополитики?

Попытка осмыслять происходящее в России

Давайте рассмотрим так называемую валдайскую доктрину Путина, сформулированную им 24-го октября 2014 года в Сочи.

Главный тезис – "мир будет и дальше погружаться в хаос, если основные игроки политической арены не поймут необходимость нового мироустройства". Наверное, нужно было ожидать предложения нового мироустройства – новой структуры международной безопасности, новой роли ООН, нового мирового правительства, нового мирового банка, нового мирового суда и т.д.

Однако в речи Путина нет НИ ЕДИНОЙ СТОЯЩЕЙ ИННОВАЦИИ. Только критика. Только нигилистическое отрицание. Только негодование.

Эта речь не была положительно воспринята некоторыми русскими интеллигентами. Однако их голос потонул в голосе всеобщего "одобрямса".

Новый антиамериканизм не является чем-то новым. Отказ России от соблюдения каких-либо мировых правил общежития работает лишь на разрушение мировой системы, а не на созидание новой. Путин хочет сказать следующее – Россия делает с Украиной то, что США делали с другими странами.

Эта негативная и реваншистская в своей основе логика строится таким образом: Россия создает хаос в мире потому, что этот хаос создают США. Так думать не просто опасно, так думать просто глупо. Кроме хаоса в действиях США, есть и созидательные действия.

А каковы созидательные действия России? Что же все-таки предлагает Путин?

Он работает на раскол Запада, предлагая Европе (а не США), создание единой ПРО, единого пространства безопасности от Лиссабона до Владивостока, обмен активами, борьбу с совместными угрозами.

Путин уже предлагал нечто подобное ранее, когда было доверие между Россией и Европой. В нынешней ситуации это выглядит не просто как иезуитство. Иезуитство это высокорефлексивная и многоходовая манипуляция. Это выглядит как ложь и глупость.

Таким образом, в трудной для России ситуации ее национальный лидер демонстрирует нигилизм, реваншизм и глупость. Столь явно демонстрируемый национальным лидером отказ от мышления превращает его в столь драматичной мировой ситуации в чудовище, мирового злодея и лицемерного лжеца.

Путин завел Россию в цивилизационный тупик, обратившись к самым низменным ее желаниям – демонстративного имперского величия, территориального паразитирования и мировой безнаказанности.

Не менее сильный удар в самое сердце России нанесла православная церковь.

11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме "Единство истории, единство народа, единство России" была принята "Декларация русской идентичности": "русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа"

В основу русской идентичности кладется избирательная историческая память: "Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации".

Должен ли русский помнить лишь победы? Не ведет ли такая избирательная память к огромным и катастрофическим заблуждениям? А как же слова русского пророка: "Другие по живому следу; Пройдут твой путь за пядью пядь; Но пораженья от победы; Ты сам не должен отличать"? Вдумайтесь в эти слова Пастернака. Перефразируя его, можно сказать русским – быть великими некрасиво, не это поднимает ввысь.

Куда ведет русских такая избирательная память? Отличать победы от поражений, выделять победы и отбрасывать поражения это значит "сотворять себе кумиров", сеять фанатизм почитания империи и самодержцев, забывать поражения, тем самым игнорировать исторические ошибки, и лишаться исторического опыта, который возникает лишь из рефлексии ошибок, а не из почитания побед.

Лишение народа исторического опыта в этом почитании побед это самое страшное надругательство над его самосознанием, которое только бывает. Фактически это подготовка народа к коллективному самоубийству. И то, что в этом участвует русская православная церковь, это не просто кощунство, это сатанинское действие.

Одним из определений в "Декларации русской идентичности" собственно русскости является "солидарность с судьбой русского народа". В заочной дискуссии Бжезинского-Зевелева, о которой я писал статью, это называлось секьюритизация идентичности.

Защита русских в других странах это политическое предприятие. Однако в таком контексте секьюритизация через общность судьбы оказывается более глубинным. Требование солидарности с судьбой это экзистенциальное предприятие. То есть солидарность с судьбой в идентичности русского означает не только жить вместе, но и умереть вместе. Иначе говоря, русские не только пытаются защитить русских на Донбассе, но и предлагают им вместе с Россией умереть.

Поэтому возникает принципиальный философский вопрос – что сильнее жизнь или идентичность? Понятно, что если смысл идентичности позитивен, то идентичность сильнее жизни. А если смысл идентичности сомнителен или суицидален?

Если страна совершает коллективное самоубийство, должен ли я быть предан такой стране, или мой долг перед Богом противиться ей ради высших ценностей – жизни и добра.

Вот вам, русские, вопрос – должен ли русский быть солидарен со своим народом, пожелавшим совершить коллективное самоубийство?

Как говорят русские методологи, хорошо поставленный вопрос может стоять долго.
© 2000-2014 "Українська правда"

Передрук матеріалів тільки за наявності гіперпосилання на www.pravda.com.ua

Керівник проекту: Георгій Гонгадзе
Головний редактор: Олена Притула
E-mail редакції: ukrpravda@gmail.com

2014-11-14

Пускай сдохнет



Дмитрий Глуховский: Пускай сдохнет


Участники дискуссии: Саша Рязанцев
http://snob.ru/selected/entry/83694
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Иллюстрация: Corbis/Alloverpress
Ане тридцать. У нее свой бизнес — небольшой интернет-магазин, который торгует всяческими забавными аксессуарами. Услышала про новые налоги и сборы, которые собралась вводить Дума, и спрашивает недоверчиво: «Это правда? Это ведь конец всему!» То же говорит и Саша, который уже пятый год пытается поднять в Москве свое ресторанное дело. Мои знакомые. 
И весь бизнес — пришел к министру финансов и говорит недоверчиво: «Правда, что ли? Ну скажите, что пошутили!» Министр ходокам в ответ: «Ваша позиция неконструктивна, тчк». Вы же были с нами, когда мы присоединяли Крым! За Крым-то все голосовали. Но платить? За что тут платить-то? И почему именно мы, как бы спрашивают Аня, Саша и РСПП.
Ситуация, действительно, новая. Раньше бесноватые государственные прожекты и свою частную жизнь власть финансировала за счет отсоса черно-коричневой жижи из недр Родины. Это народа не касалось: сосут и сосут себе пускай, нам-то и в лучшие времена от этих недр перепадало — бесплатное образование да медицина.
И я сам не хочу в нефти мараться. Ваша нефть, ваша! Мне не нужна она! Хлебайте ее, жрите, плещитесь в ней! Стройте на нее Сочи и дачи, танки и банки, завышайте сметы в десять раз, лейте ее себе в карман, хлюпайте ей на ходу. Вы ведь заслужили ее — вы ради нее предавали и угодничали, врали другим и врали себе, забывали о чести и достоинстве, унижали и уничтожали. Вы забрались на самую верхотуру пищевой цепочки. Теперь ваше священное право — не делать ничего, а только сосать черную жижу и обращать все, к чему прикоснетесь, в мертвое золото. Я никогда не видывал вашей нефти, и не хочу: я брезгую ею.
И, думаю, брезгуют ею все те, кто пытается создать в России свое дело.
Пока вы накачивали черной жижей свои желудки и свое самомнение, они просто работали. Они не построили себе дворца в Антибе и не купили футбольный клуб. Они не получают самой высокой в мире зарплаты, они вообще не получают зарплат: они кормят себя сами. Себя, а заодно еще и миллионы других людей. Свои деньги они зарабатывают, а не присваивают.
Для вас они всегда были планктоном, невнятной мельтешащей мелюзгой, в которой одна польза: она хотя б пробавляется как-то там сама по себе, не требуя жрать, в отличие от бюджетников. Пока жижи хватало, планктону было дозволено жить. Говорили о низких наших налогах для малого бизнеса, но помимо сборов были всегда и поборы: силовиков низшего звена вы тоже предоставили самим себе — вот вам планктон, чтобы есть. Плодитесь и размножайтесь. А мы, мол, покамест будем мир ворочать, потому что остальное нам уже наскучило.
Только вышло другое: грыжа от непомерной нагрузки. Хребтина хрустнула, кажется. Крым нам взяли, а он проклятый: теперь его всю жизнь в гору кати.
А жижа вместо густой и питательной стала водянистой, несытной; рубль провалился в тартарары со свистом. В желудках у вас заурчало тревожно. Вы поводите тяжелой башкой на артритной шее, пощелкиваете голодно зубами в пять рядов, ищете: кого б теперь схарчить? Да вот кого!
«Обложим-ка малый и средний бизнес оброком! Пусть платят нам за право дышать! За право быть пускай расплачиваются! Кто шестьсот тысяч в квартал, а кто пусть и шесть миллионов! Это уж как мы сами соблаговолим, потому что мы тут хозяева исконные, и вотчина эта — наша! Вот вам новый социальный контракт, смерды! А кому не нравится, у нас и другой есть: спросите-ка у полутора миллионов вашей деловой плотвы, которые по нарам сидят за то, что с властью не хотели договориться!»
В треклятой Америке другой контракт: там, именно платя налоги, гражданин приобретает право требовать с правительства и со штата. Там люди знают, что отрывают от себя, и хотят понимать зачем. Каждый в конце года высчитывает, сколько должен отдать государству. И за всякий грош просит у государства отчет. Там нежелание, чтобы потом заработанные шли на войны в Азии или на Ближнем Востоке эти войны в конечном итоге и останавливало. Там те, кто пробился во власть, всегда под микроскопом, всегда виноваты, всегда должны оправдываться. Там все деньги у государства — не народные-ничьи, а народные-поименно, и воровать их не так ловко и сподручно. То же и во всей треклятой Европе.
У них «налогоплательщик» превыше «гражданина».
У нас — ниже. «Гражданин» — хотя бы просто бессмыслица, пустой звук, обращение в троллейбусе к незнакомому мужчине, обращение милиции к задерживаемому. А «налогоплательщик» — заведомый уклонист, всегда виновный, условно осужденный и потому не имеющий права ничего взамен выдранных у него денег просить.
«Заткнитесь и давайте сюда свои бабки, — говорит им власть, утирая с губ черную жижу. — Не ваше дело, на что мы их будем тратить. На Крым на ваш-наш, на безумные мосты-туннели из ниоткуда в никуда за умопомрачительные миллиарды, на то, чтобы наши атомные подлодки и стратегические бомбардировщики сновали по всему глобусу, проверяя на слабо латышей, поляков, американцев, а заодно японцев, канадцев, австралийцев — для чего? А так вота! Потому что саечка за испуг, поэл? И вообще на раздутый военный бюджет, потому что с Ялтинской конференции в мире же ж ниче не поменялось, потому что Третью мировую можно же ж и выиграть, если че! Платите, лохи! Прыгайте, звените мелочью, выкладывайте ее на бочку и не спрашивайте у нас, почему танки и бомбардировщики, а не школы и больницы, не заикайтесь даже про то, сколько мы там оставляем себе за хлопоты с каждого налогового рубля — вона, Магницкий, которого мы даже писать правильно не будем, заикался, и где он? То-та! И ваще колхозный принцип слышали?! Чтобы корова меньше ела, но давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Так что давайте, помычали и буде, потому что промышленность ваша — она вообще-то не только молочная, но и мясная!»
Саша говорит: больше не могу. Если введут еще и эти новые налоги, уволю весь персонал и не буду тут делать больше ничего. Никогда. Аня говорит: если они и вправду заставят платить, я закрою дело, сдам квартиру и уеду в Индию. Я больше не хочу кормить это государство.
Корова сдохнет. Ну и пускай дохнет. Мертвечинка-то, она тоже ничего, хоть и окоченелая. Сгложут до костей, перезимовать хватит, а будущее нам неведомо, поэтому и заглядывать туда неча.
Участники дискуссии: Саша Рязанцев

2014-11-13

Плоды благих намерений

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=371523936348928&id=100004739742130&fref=nf
Дмитрий Лучихин
5 ч. ·
Плоды благих намерений
Гуманистический тренд всеобщего образования произвел целый класс людей с интеллектом, не развитым из собственной интенции личности, а просто обученных ему.
Вроде как медведи, обученные ездить на велосипеде.
И соответственно интеллектуальные навыки у них ориентированы не породившим его личностным развитием, а теми же биологическими интересами, что и у любого животного.
Задают понимание себя и мира от конкуренции, естественного отбора, геополитических интересов.
Мы пытаемся говорить с ними как с людьми, но они в принципе не способны понимать личностную реальность, стоящую за нашими словами, и переводят ее для себя в понятные им животные интересы и выгоды.
Они в принципе не способны видеть в гуманистической парадигме Западного мира ни что иное, чем аналог своих собственных идеологических фантазий. Прикрытие биологического, по сути, восприятия мира.
Простого конкурента за ресурсы. Хоть кол на голове теши.
Они слушают о человеческом достоинстве, о бескорыстной помощи, стремлении людей к свободе, и, не находя в душе ни малейшего отклика этим словам, учатся описывать свои интересы столь же пустыми для них формулировками.
И искренне недоумевают, почему их ложь вызывает такое негодование.
Отсюда обвинения в двойной морали, вселенский цинизм, изощренный сарказм всепонимания.
Гуманисты учили их равноправию человеческих личностей, но за неимением таковой, они поняли равноправие, как равное право волка есть овцу, а овцы быть съеденной.
И как теперь загнать этого голема, порожденного дурным гуманизмом, обратно…

20 пользователям это нравится
13 публикаций

Алексей Сорокин усечение туловища по уровню 4-го позвонка.
5 ч. · 1

Илья Федоринин Есть же разные виды интеллекта - эмоциональный, социальный и т.д. А у них развит только логический. Перекошенные в развитии люди. По сути и нет системы развития других видов интеллекта. Думаю, что это не прокол гуманистов, а ошибки реализации гуманистических идей.
5 ч. · 1

Евгений Юрьев Очень точно.
5 ч. · 1

Елена Кадырова Спасибо, Дмитрий! Очень здорово!!!
5 ч.

Евгений Юрьев Я, кстати, до этого только пару лет назад доехал. Вижу в ряде случаев - полный паралич коммуникаций. И результат полностью противоположный соглашениям без всякого смысла причем. Потом понял, что альтруистический заход сразу воспринимается как скрытая агрессиия или провокация, исходя из этого все последующие действия производятся. Поэтому я и сейчас объясняю, что убеждение в доброте помыслов производит обратный эффект, очень сильно пугает. Это не обойти, это рефлекс. Чем упорнее убеждение, тем больше страх и защитная агрессия. Это как в фильме Джентльмены удачи: - Что он сказал? - Что-что. Где угодно, говорит, найдет, и горло перережет.
5 ч. · 6

Борис Осипов Спасибо.
4 ч. · 1

Андрей Ракин Поддерживаю обеими руками. Давно об этом думал. Парадокс гуманистической культуры. Возможно, и правда, право на настоящее обучение нужно еще заслужить. Может быть, действительно это норма - когда наставник годами ищет и ждет того самого ученика, который способен воспринять сакральное знание. А остальные - гуляйте мимо. Не демократично. Увы. Не либерально. Потому и парадокс.
4 ч. · 1

Дмитрий Лучихин Меня в свое время удивляла массовая любовь к интерпретациям гоблина. Причем создавалось впечатление что его трактовки воспринимались не столько как циничный юмор, сколько как более аутентичные. Народ как бы с облегчением освобождался, от навязанной высокой морали, от необходимости имитировать, соответствие чуждой модели мышления.
И не менее массовые фанфарики, с точки зрения отрицательных персонажей. Причем так, что именно моральность героев базового текста, подавалась не лживостью персонажей, а лживостью самой морали, а ее место занимала этика родоплеменного сознания, с правом силы и коллективной выгоды.
И ведь речь идет не о маргиналах , которые вообще не читают, а как раз о худо бедно образованной, читающей публике.
А теперь это мировоззрение дикаря, мы наблюдаем в политической сфере.
4 ч. · Отредактировано · 1

Андрей Ракин А вот насчет того самого "Гоблина", который мастер дубляжа, - на эту тему буду рад поспорить. Признаюсь, этот Гоблин мне лично ну просто очччень неприятен... Но... Он ведь чертовски талантлив, блестяще чувствует русский разговорный язык и дерзко им пользуется. А теперь к конкретике. Люблю иной раз под пиво с водкой посмотреть гоблинский вариант "Властелина колец". Почему? Да просто потому, что будучи еще с 70х годов фанатичным поклонником Толкиена, я был просто оскорблен голливудской экранизацией, которую делали люди, не удосужившиеся даже прочитать исходник. Дело не в соблюдении буквы, а именно в непонимании духа, того самого, о чем мы сейчас говорим. Голливуд из шедевра сделал помпезный балаган в жанре рядового "фэнтэзи". И вот в таком контексте я воспринял Гоблина как благородного мстителя, который смачно и цинично оттоптался на ходульном благородстве. Впрочем, это, конечно, мои личные заморочки.
4 ч. · 2

Дмитрий Лучихин Согласен и насчет голливудской версии, и насчет талантливости самого гоблина, просто это уже такое изысканное его использование. Народ то в основном радуется близости его трактовок внутреннему миру, привычному способу говорить и думать, в отличии вызывающей человечности героев базового текста.
3 ч. · 3

Андрей Ракин Да, я понимаю, что гоблинским стебом по поводу "Властелина" двигали вовсе не мои мотивы. Это я так, "для прикола", чтобы разговорчик поддержать
3 ч. · 1

Лариса Ботух да ничерта не развит у них логический интеллект (собственно он и есть интеллект), а вот социальный развит - хитрость называется. Хитростью математику не постигнешь ( а математику эти эмоциональные и социальные "интеллектуалы" ох как не любят!). Весь этот гуманитарный дискурс - тот что на постсоветском пространстве - это всё сплошь фальшь и ложь. Это проба вместить философствования Ивана Карамазова в умишко хитроумного Смердякова...Образование не может быть бесплатным.Это мракобесие какое-то. Образование - это само-самое ценное и дорогое....а у нас как всегда всё наоборот

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

http://gefter.ru/archive/13510

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

Политическое действие: перезагрузка или незавершенность?

Дебаты12.11.2014 // 87
«Красные тряпки» российско-украинской корриды
© Bastian Staude
— Ти ж мене підманула, ти ж мене підвела, ти ж мене молодого з ума-розуму звела…
— Я ж тебе — я ж тебе підманула, я ж тебе — я ж тебе підвела, я ж тебе — я ж тебе молодого з ума-розуму звела…
Всем известная украинская песня, которую дружно распевали украинцы и россияне поздним ноябрьским вечером этого года. Конечно, были традиционные русская водка и украинская горилка с перцем. Символически, чтобы голос звучал лучше. Так же символически были соленые огурчики и мясная нарезка, немного сыра и так же немного нарезанного ломтиками лимона… оказывается, «символы» ночной дружеской беседы в затерянном лесном отеле очень схожи у людей из Москвы и Киева, Владимира и Харькова.
В ту ночь эти люди на какое-то время забыли, что идет война. Война с применением оружия, война политическая, война экономическая, война информационная. Потому что целью встречи этих людей было обретение способности говорить и договариваться, а не воевать и ненавидеть. Бизнесмены и юристы, психологи и педагоги, священники и представители массмедиа, общественные деятели и частные предприниматели — люди разных профессий, с разным мировоззрением, с различными позициями в этой странной и ужасной войне искали способ объяснить себя и услышать оппонента «с другой стороны».
Ведь умение слушать, слышать, понимать, объяснять и снова пытаться понять — это то, что отличает культурного человека от дикаря. Возможно, одним из основных признаков развития человеческой культуры является способность к диалогу. Каким бы сложным этот диалог ни казался и каким бы странным ни казалось окружающим «желание поговорить» в условиях военного времени, эти люди разговаривали. Иногда общение было с эмоциональным надрывом, с болью в голосе, с недоумением в глазах. Возможно, ночные песни, русские и украинские, — это был спонтанно-оптимальный способ снять чрезмерный эмоциональный накал и просто БЫТЬ РЯДОМ. Потому что быть рядом — это действительно хорошо, тепло и душевно.
О некоторых результатах этих диалогов, диалогов ради мира, — дальнейший разговор. В ходе обмена мнениями, прояснения позиций и различных пониманий происходящего очень явными стали «болевые точки» россиян и аналогичные «душевные обиды» украинцев. Определенные конструкции из идей и мыслей воспринимались как само собой разумеющееся участниками с одной стороны и одновременно выполняли роль раздражающей «красной тряпки» для их оппонентов. Позвольте зафиксировать некоторые из наиболее ярких «красных тряпок». Без анализа, без «перетягивания каната» — чья правота более правильная. Просто для обозначения тех опасных разворотом диалога, когда велика вероятность включения эмоций и, соответственно, выключения способности здраво мыслить. К слову, техники манипулирования сознанием построены именно на этой особенности эмоций затмевать способность человека думать. Иногда умение вовремя заметить подобную «пусковую кнопку» последующего эмоционального раздражения — наилучший способ защиты себя хорошего от внешнего злонамеренного манипулирования. Итак, «красные тряпки» российско-украинской корриды… какую же роль в этом действе выбрать для себя: роль тореадора, роль раздраженного быка или роль эмоционально захваченного зрителя — это каждый вовлеченный участник решает самостоятельно.
Алый плакат с надписью «Мы единый народ, это враги нас поссорить пытаются»
Обычно те, кто поднимают такой плакат над своей головой, рассказывают о золотых днях большой дружной страны, где не было границ и всем было хорошо. Те же, кому очень хорошо не было или чье «хорошо» находится в ином смысловом поле, очень сопротивляются такому «единению». Спор переходит в пространство жизненных ценностей и смыслов. В итоге эмоции зашкаливают и в лагере сторонников «единого общенародного хорошо», и у тех, кто им оппонирует.
Кровавое полотно «Имперской экспансии России противостоит национально-освободительное движение Украины»
Сложную формулировку выше можно объяснить очень простыми словами: россияне «болеют» имперскими амбициями, украинцы «болеют» идеей национальной независимости. Чья болезнь более опасна и «кто кому доктор» — это можно выяснять столь же долго, сколько без видимого результата. Потому что в основе этого спора лежит очень глубокая самоидентификация себя, своей национальной и гражданской принадлежности. Если огурцу ставить в вину его чрезмерную зелень, он пожелтеет, но не станет более желанным. Если человека «бить» по основам его самоопределения в мире, почву из-под ног выбить можно, но как потом договариваться с тем, кто упал?
Маленький, но очень зловредный красный флажок «Москаляку на гилляку»
Почему-то именно эта поговорка вызывает больше всего обид и возмущений. У обеих сторон. Одна сторона обижается: «За что с нами так жестоко?», другая сторона недоумевает: «Зачем на нас наговаривать?» Дальше вспоминаются все иные обидные «флажки», начиная от «Хто не скаче, той москаль». А поскольку прошлой зимой на Майдане было действительно холодно, то скакали там и хохлы, и москали одинаково резво. Тогда это не воспринималось как повод для взаимных обид. Как не было обид и в связи с иными шедеврами народного творчества. Несколько таких «крылатых выражений» — для иллюстрации неиссякаемого интереса к теме взаимопонимания и взаимооценок этих двух народов — русского и украинского. Хохол не соврет, да и правды не скажет. Хохлы никуда не годятся, да голос у них хорош. З москалем дружи, а камінь за пазухою держи. Москва на злиднях збудована, та й злиднями годована. Обижаться в данном случае — это как в детских играх с обидными прозвищами: кто обиделся, тот «слабак». А если попытаться выйти за рамки детских обид и понять, кому и зачем такие обиды нужны? Возможно, дело не столько в прозвищах, а в мотивах их сочинять и распространять?
Такой же маленький и такой же зловредный красный флажок «Высокомерное отношение “старшего брата” уже достало»
Опять-таки, здесь эмоционально включаются обе стороны. Те, кто отстаивают свое право на достойное отношение и независимое поведение, постоянно «спотыкаются» об явное или мнимое желание ущемить их свободолюбивые тенденции. Так подростки в их подростковом бунте везде видят «притеснение прав и свобод». Одновременно порывы позаботиться, предложить лучшее решение тех, кто уверен в правильности найденных решений и собственном праве на проявление такой заботы, перетекают в обиду: «Я же о тебе забочусь… зачем на меня бросаться?» Очень часто так себя чувствуют родители, когда продолжают опекать ребенка вопреки его воле. Наверное, решить ситуацию можно путем разделения границ и распределения ответственности. Это не очень сложно: разобраться «мое — не мое», «могу влиять — не могу влиять», «я решаю — решаю не я». Если есть опыт подобной «маркировки границ» в семейных отношениях, этот опыт можно перенести и на иное взаимодействие.
Флажок еще меньше, но наиболее зловредный «У вас фашизм процветает». Цвет флажка зависит от того, кто и с какой стороны этим флажком размахивает
В генетической памяти и русского, и украинского народа «впечатан» ужас от проявлений фашизма. Очень часто эти эмоции ужаса связаны с какими-то внешними признаками, которые присутствовали во время войны 1941–1945 годов. Массовая эйфория после выступлений лидера, такое же массовое исполнение каких-то жестов как символ единения и преданности, жестокое отношение ко всем «чужим». При этом глубинная суть фашизма или недостаточно понимается, или игнорируется в процессе навешивания ярлыков. Аргументацией становятся «распятые мальчики», «обиженные ветераны войны», «вышколенные колонны молодчиков» — достаточно просмотреть, чем пестрят социальные сети и откровенно пропагандистские массмедиа с обеих сторон, чтобы собрать «богатый урожай» признаков фашизма… конечно, у соседа. Вся эта аргументация идет в ход во время дебатов, в итоге эмоциональное возмущение обвиняющего и обвиняемого полностью перекрывает способность трезвой оценки ситуации. Самым сильным контраргументом становится нечто похожее на «А у вас в Америке негров вешают» — фраза периода Холодной войны СССР и США. Значит, обвинение в фашизме — это сильное оружие для активизации Холодной войны и одновременно слабое основание для обретения взаимопонимания и мира.
Розовая тряпочка с нежным признанием в любви «Русские не могут ненавидеть украинцев, потому что они их любят»
Отелло задушил Дездемону в порыве великой любви. Любовь подтолкнула Анну Каренину под поезд броситься. А Ромео и Джульетта вместе ушли из жизни в весьма нежном возрасте, тоже под воздействием любви. Литературные примеры «странностей любви» можно приводить бесконечно. Возможно, психологический анализ способен рассмотреть примеси иных чувств и эмоций в таких драматичных историях. Если же говорить о любви одного народа к другому, достаточно поинтересоваться, усиливает ли такая любовь целостность, достоинство, национальный колорит и уникальность каждого из этих народов либо нет. Если ответ отрицательный, термину «любовь» следует поискать альтернативу.
Гордая алая повязка такого же гордого любителя свободы «Если вам ваше рабство по душе — дело ваше… мы свободный народ и свободны выбирать свое будущее»
Никто не хочет, чтобы его считали рабом. Особенно остро этого не хочет тот, кто согласился на рабский образ жизни. Обвинение в рабстве обычно вызывает не активизацию свободолюбия, а «желание настучать по голове» того, кто «обижает». Помимо национальной специфики — строптивости или покладистости, — каждый человек имеет право индивидуального выбора. Если кратко — не стоит «всех под одну гребенку».
Красный предупредительный знак «Мы все в одном локомотиве едем… не надо своими глупыми революциями общие рельсы разрушать»
Помимо метафоры общего локомотива возможны сравнения общей коммунальной квартиры или единого дерева с разными ветками. Любые действия «против правил» в вагоне локомотива, в комнате квартиры, на ветке дерева вносят хаос и беспорядок в общее функционирование «единого организма». Здесь важно понимать, на чем основана убежденность в единстве и какие именно правила его поддерживают. Конечно, любая система, в том числе система национального и межгосударственного взаимодействия, имеет определенную логику создания и поддержания жизнедеятельности. Если же для какого-то элемента прежней системы ее правила перекрывают дальнейшие возможности роста, этот элемент либо отсоединяется от «материнского организма», либо трансформирует его в сторону большей гибкости и свободы. Если совсем кратко и метафорически — лучше ехать не туда, куда уже проложены рельсы, а туда, куда ты хочешь приехать. Рельсы всегда можно проложить еще раз.
Красный предупредительный залп «Ваши танки на нашей земле»
Сложный аргумент, хотя бы потому, что реальные очевидцы танков в подобных дебатах не участвуют. У них — иная реальность и иные приоритеты. Иногда — обыкновенные приоритеты выживания. Независимо от того, находится ли очевидец в самом танке или в зоне его обстрела. Самое страшное, наверное, что сам факт наличия танков, которые стреляют, уже никто не отрицает. Значит, это вопрос принятия ответственности за жуткую реальность войны.
Ответный предупредительный залп, тоже красный «Американские ракеты на вашей земле»
Этот аргумент сложнее предыдущего тем, что очевидцев установленных ракет тем более не оказывается в таких спорах. Значит, это вопрос доверия «специалистам» и «экспертам». Насколько военные специалисты выкладывают в общедоступную сеть месторасположение стратегической военной техники — вопрос практически риторический. Тем не менее, всегда есть люди, которые «точно знают» о наличии или отсутствии этой техники в разных точках земного шара и строят на этом «знании» всю свою аргументацию.
И снова красный флаг, гордый и непобедимый «Вы сами при помощи армии своих же людей уничтожаете»
Самый страшный аргумент — обвинение в преднамеренном убийстве. Никто не хочет считать себя убийцей. Никто не хочет брать на себя ответственность за те смерти, которые есть. Самый простой способ снять ответственность с себя — найти того, кто более причастен и ответственен. Найти «врага». Мнимый «враг» снимает напряженность диалога с собственной совестью. Но решает ли это вопрос тех массовых убийств, которые продолжаются?
И отчаянная попытка к примирению, которая снова имеет обратный, «красный» эффект, «Третьи силы этот конфликт затеяли, третьи силы его поддерживают и раздувают… как только все увидят и поймут провокационные действия этих третьих сил, так сразу все станет на свои места»
Люди, когда не могут объяснить боль и страдания на Земле с помощью идеи светлого и благородного Бога, легко находят причины происходящих катаклизмов в злонамеренных «темных силах». Если россияне и украинцы, такие честные, добрые и благородные по своей природе, не могут найти общий язык — значит, обязательно должны присутствовать «третьи силы», которые строят всяческие козни и мешают им договориться. Конечно, у этих «третьих сил» есть собственные тайные планы — мирового правления, подчинения и навязывания, растления и захвата. Только вот чем отличаются «третьи силы» от «темных сил», сразу так и не скажешь.
И последний лозунг, который в зависимости от времени, контекста и интонации его произнесения имел различные окраски и эффекты, «Мы все — одна семья. А в семье надо жить мирно»
Для кого-то понятие семьи равносильно выражению «Мой дом — моя крепость». Тогда семья необходима для выживания в сложном и недружелюбном мире. Для кого-то семья — это «обычно не без урода». Тогда семейные правила навязываются всем непохожим и несогласным. Но есть семьи, где люди объединяются для совместного роста и развития. Народная мудрость такие альтернативные варианты тоже учитывает: «Добрая семья прибавит разума-ума». Очень хочется, чтобы результатом этого сложного времени «семейных дрязг славянских народов» стало реальное взросление и обретение мудрости. Мудрости индивидуальной, мудрости национальной, мудрости общечеловеческой. И чтобы всем нам хватало разума-ума решать наши разногласия при помощи диалогов, а не танков. Тогда известная украинская песня, с цитирования которой мы начали этот разговор, останется шуточной метафорой для дружеских посиделок, а не печальной реальностью нашего существования.
Киев, ноябрь 2014 г.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения