Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-07-29

Это не работает: РПЦ как провалившийся инженерный проект


https://www.facebook.com/alexey.roshchin/posts/1174785432593993

It doesn't work

Всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино, незабываемого Н. С. Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой «русской духовности» — а перед ним мерно, в такт, кивает головой загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий (то ли от жары в студии, то ли от почтения перед Мэтром).

Слова льются, как елей в уши:

- Кругом, посмотрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, «Отче наш, Иже еси на небеси…»… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не сосчитать! А какая красота! И на службы было – не протолкнуться... Никакой тебе наркомании – потому что Бога чтили!... Сейчас что – нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа – какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были – носители духовности, окормляли паству… Народ был – богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи были крепкие – потому что браки Церковью освящались, вот как!...

И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце, без шелухи про «духовность», суть можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем от рук отбился – сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками – и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вар. – в благословенной Российской Империи)».

Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои фирменные бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик перед удавом, глядя влюбленными глазами…
А я долго слушать не могу. Все подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это Ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? ИТОГ-то каков?»

А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, «голодомор», ГУЛАГ. То ли 20, то ли 30, то ли еще больше миллионов погибших в ходе почти непрерывного САМОИСТРЕБЛЕНИЯ народа в период 1917 – 1940 гг. Тот самый «народ-богоносец» десятилетиями так самозабвенно резал себя, что все соседи, по слову классика, до сих пор «постараниваются»…
И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939, кажется, год, во всем СССР осталась сотня (!) действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего «места раздачи опиума для народа». Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полноте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью БОЛЬШИНСТВА. Начинал все картавый отличник, у которого, как все мы с детства помним, было «из Закона Божьего – пять!», а доводил до совершенства – вообще семинарист, практически поп-расстрига.

Увы, написанного не вырубить топором: «Святая Русь слиняла в 3 дня» - несмотря на все благолепие и «сорок сороков церквей».

Я не понимаю, какие, собственно, еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «900 лет христианства на Руси» - и вот такой, соглашусь, обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный – тот, кто ПОТУШИЛ или вообще не допустил пожар.
И потому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем - «народу нужна духовность», а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже ДОКАЗАЛА свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего и нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом – она даже вопроса такого не понимает!

Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака – это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, хоть каким-то шагом вперед: ведь это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства – потрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной «старине».

Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход по типу «все в хозяйстве сгодится»: мол, ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917 и прочих годах. Но, с другой стороны – все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но В ЦЕЛОМ ведь работает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое «стадо» - но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано?
Для иллюстрации рассмотрим такую аналогию.

Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», «обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений». Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился – сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…

И вот спустя 80 лет стоит та же задача, уже перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «РЕТРО», опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И потом, если даже и не защищает она от возгорания – так, может, хоть задерживает распространение?

Все так, но нельзя отклониться и от еще более неприятного вопроса: если пожар был ОСОБЕННО жуток, могуч и разрушителен – не могло быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко БЛАГОДАРЯ тому, что были насквозь пропитаны этой якобы «защитной» смесью под названием РПЦ?

Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее – его надо задавать, и надо искать на него ответ.

Говорят, американцы, когда различные сторонние критики указывают им на нелогичность, противоречивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, частенько отмахиваются, просто отвечая «it works!», то есть «Это работает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.

К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа «о. Андрея Кураева» на бумаге выглядят весьма гладко, но…

Это не работает. Пора бы, наконец, это осознать - да и поставить на всей этой михалковско-кирилловской маниловщине большой и жирный КРЕСТ.

Школы и вузы — случайные сборки мусора и тяпляпные поделки

Школы и вузы с их программами и режимом обучения — случайные сборки мусора и тяпляпные поделки из привычек, традиций и некритического восприятия любой чушной данности. Никаких следов научно-инженерного выстраивания, вообще никаких. Если бы так пытались делать автомобили, над ними до сих пор бы ржали лошади, легко обгоняя эти чадящие и еле двигающиеся несуразности.

2016-07-25

Допинговая баллада / Дмитрий Быков

NovayaGazeta.ru

24-07-2016 21:30:00

Допинговая баллада

Мир не в себе, а мы тем более, и увенчалась эта «опа» коктейлем из мочи, мельдония и всемосковского потопа
Мир не в себе, а мы тем более, и увенчалась эта «опа» коктейлем из мочи, мельдония и всемосковского потопа
Вот как оглянешься — и опаньки: паденье с каждым днем бездонней, Россия вся по горло в допинге, по грудь в моче, а в ней мельдоний. Мир не в себе, а мы тем более, и увенчалась эта «опа» коктейлем из мочи, мельдония и всемосковского потопа. Мы этой смесью пьяны допьяна, и нам она, боюсь, во благо — поскольку Родина без допинга уже не делает ни шага. У нас все это так поставлено, что в мире практик нет подобных: буквально в мозг игла Останкина стране вливает этот допинг. У нас коктейли разной крепости, но все глотались без опаски: был допинг «осажденной крепости», был допинг крымский и донбасский, была чеченская экзотика и морфий массовых посадок — но ужас в том, что без наркотика погибнет русский наш порядок: без нагнетанья, без истерики, заразной, словно гонорея, без обязательной Америки и непременного еврея! Стране не жить без дозы утренней и без вечернего прикорму, покуда внешний враг и внутренний не придадут ей смысл и форму. Других манят соблазны шопинга, здоровый быт и кислый йогурт, но могут жить они без допинга! Не так насыщенно, но могут. А наша русская идиллия пропитана дурными снами, и наша русская Бастилия снесется только вместе с нами.
Вот почему я часто думаю: наш долг — не путать злых и добрых, но как мне разделить судьбу мою, мою страну и этот допинг? Ведь это дух и образ Родины, он стал душой ее и долей, он в кровь вошел бесповоротнее, чем у Шараповой мельдоний! И как нам жить, таким удобренным, в эпохах новых, неудобных? Был Достоевский, значит, допингом? «Клеветникам России» — допинг?! Как мы взорвемся, как окрысимся, несолоно вернувшись к старту! Во времена донбасско-крымские мы все поставили на карту, мы обкорнали и заузили и совесть русскую, и слово, мы привлекли к себе в союзники Лескова, Бродского, Толстого — как будто души наши вспоены одним на всех кровавым квасом, как будто русская история была одним сплошным Донбассом… И мир поймет, что наше княжество — не столп духовности, а гопник. Что, если в некий час окажется: все это было допинг, допинг!
И Бог, взглянув на бездну сирую, к которой мы давно привыкли, воскликнет: «Дисквалифицирую!» — и так и сделает, а фиг ли? Бессильно бешенство ползучее: ведь это Бог. Не МОК, не ВАДА. И мир еще не помнит случая, чтоб он не мог того, что надо.
Автор: Дмитрий Быков
Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/columns/73959.html

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения