Журналистка "КП" попросила меня дать комментарий на дневник Чеди Даан о детстве в коммуне-культе В. Столбуна (публикация должна появиться в ближайшем номере "толстушки" в четверг). Первый мой ответ был таким:
У меня последние лет шесть на все подобные истории напрашивается один комментарий - пока в среднем и высшем образовании стрежневыми предметами не станут критическое мышление, логика, научная социальная и когнитивная психология и рационально-когнитивные методы эмоционального и поведенческого саморегулирования, подобные истории будут повторяться бесконечно во всё новых и новых воплощениях (см. Уроки кризиса - конкретные проекты для образования).
Это ещё одна история о том, что люди в основном страдают не от безнравственности, а от глупости (невежества, неграмотности) - см. здесь.
А когда от глупости взрослых так страдают дети - это просто чудовищно. Суперчудовищнейшую же степень невежества взрослых демонстрировал ДЕТСКИЙ писатель Э. Успенский, яростно защищавший В. Столбуна (см. интервью в "Новой газете").
А что бы не вспомнить про ещё одного такого же "великого педагога" - М. Щетинина, за которым тоже тянется шлейф "славы" чуть ли не хуже?
После этого я получил уточняющие вопросы:
Евгений Новомирович, а скажите: как по вашему, почему жертвами данной истории стали вполне интеллигентные, образованные люди? Не маргинальная, не мистически настроенная, не дремуче необразованная, а нормальная столичная семья? Почему, действительно, такое невежество демонстрируют уважаемые люди вроде Успенского? Необходим какой-то ликбез для обывателей, чтобы объяснить - где психология, где психиатрия, а где тяжелая ересь больного человека? Кстати, по вашему мнению, Столбун был психически нездоров? Как ему удалось подчинить себе такое количество людей и так глобально заморочить головы общественности? В чем его сила? Да, и как защитить свою семью от подобных личностей?
Мой ответ на эти вопросы:
Интеллигентные и образованные люди как раз наиболее предрасположены по своему мировоззрению и образованию к наибольшей глупости - к сочетанию наибольшего нравственного мечтательства с наибольшей уверенностью во владении истиной и достаточными знаниями для решения любых проблем. В упомянутой лекции К. Поппера последний сформулировал самую главную и решающую причину основных человеческих бед - "смесь доброты и глупости является причиной наших затруднений".
"Наше нравственное воодушевление часто ошибочно, ибо мы не способны понять, что наши чрезмерно упрощенные нравственные принципы часто весьма трудно применить к сложным ...ситуациям, к которым мы их применяем". И буквально прямой комментарий К. Поппера к обсуждаемому нами случаю: "Этот пример показывает, как опасна добродетель, когда она соединяется с недостатком рациональной критичности".
Наше образование не учит самому главному - точному пониманию его бесконечной ограниченности и катастрофической недостаточности для решения проблем за пределами узкого профессионального ремесла. Поэтому у нас спикер парламента начинает проталкивать в массы "живую воду" или что-то ещё более фантастическое, а детский писатель рассуждает о компетенции медиков и психиатров. Разъяснить обывателю, где психология, а где психиатрия - вряд ли возможно, в этом и сами профессионалы до конца не разобрались. Объяснить же разницу между здоровыми (научными) идеями и идеями утопически-патологическими в полной мере можно только тем, кто получил знания и навыки, необходимые для понимания такой разницы, например, обучался критическому мышлению. При нынешнем содержании образования эту разницу могут уловить и объяснить очень немного людей. Вот в этом-то и сила Столбуна и ему подобных - в полуобразованном невежестве большинства, которое некритично полагается на ложное представление об уровне и качестве своих знаний и мышления. А был ли он (В. Столбун) болен или здоров - какая разница в данном случае? Он сотоварищи выявлял и выявляет нездоровье сознания окружающих, как лакмусовая бумажка определяет щёлочь или кислоту. И защитить свою семью можно только одним образом - обучением критическому мышлению.