Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-11-05

Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведения

Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление

Я уже давно обещал более подробный критический разбор РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо, aka RWCT — Reading and Writing for Critical Thinking). Полагаю, что представители и адепты РКМЧП достаточно сертифицированы, чтобы адекватно отнестись к критике через призму своего критического мышления.

Первое, что меня весьма неприятно удивляет в работах отечественных представителей РКМЧП, это упорное замалчивание — или демонстрация непозволительной неинформированности — существования другого, более раннего и гораздо более интересного и глубокого, направления в движении критического мышления, представленного Foundation for Critical Thinking. Одного этого факта достаточно, чтобы сделать сомнительным присутствие КМ в аббревиатуре РКМЧП.

Следующий настораживающий факт — резкое расхождение в описаниях истории критического мышления в варианте РКМЧП (Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов) и варианте Foundation for Critical Thinking (A Brief History of the Idea of Critical Thinking). Дело доходит до того, что в изложении российских специалистов честь создания технологии critical thinking приписывается основателям RWCT, что совершенно неверно (например, в тексте «Педагогические технологии современной системы образования» утверждается: «Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит)». В такой формулировке ставится знак тождества между РКМЧП и critical thinking, что является, мягко говоря, дезинформацией).

RWCT как организация была основана в 1997 г., а ещё в 1990 г. Американской философской ассоциацией был опубликован Delphi Report (доклад, подготовленный методом Delphi) «Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction» (см. перевод на рус. язык основных тезисов). В этом докладе и были закреплены основные характеристики, содержание и направления исследования и развития critical thinking. Там же можно познакомиться и со списком настоящих авторов этой замечательной разработки.

Ещё один факт явно некритического поведения и мышления представителей РКМЧП в России — игнорирование и замалчивание колоссальных наработок по КМ в университетах США как по обучению, так и по тестированию. В результате в российские вузы продвигают катастрофически урезанный и обеднённый «школьный» вариант КМ (РКМЧП). При всём моём отвращении к конспирологии не могу не задать вопрос: «Кому выгодно продвижение в вузы России технологии обучения, опускающей университеты на уровень средней школы, а не поднимающей до передовых высот академического образования?» Возникают и другие вопросы: «Где серьёзные исследования, доказывающие необходимость внедрения в высшее образование России технологии, заимствованной из средней школы, а не из университетской среды? Где объективное сравнение разных подходов и накопленного опыта и честное информирование о наличии чрезвычайно весомых альтернатив?»

Так и приходится вспоминать превратившиеся в оскомину цитаты из классиков: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»

И напоследок. Противопоставление метода деятельности (так называемого деятельностного подхода) содержанию обучения, поставленное во главу угла в РКМЧП («Учителя РКМЧП уверены, что настоящая подготовка школьников и студентов к гражданству в открытом обществе лежит в плоскости методов, а не содержания обучения»), хотя и «звучит гордо», но является на деле опасным заблуждением, как любой перекошенный в одну сторону подход, который превращает всё, к чему он применяется, в Тришкин кафтан. В методике и практике РКМЧП этот принцип приводит к отказу от прямого и отдельного обучения критическому мышлению в рамках особого предмета (который как раз преподаётся в американских университетах): КМ растворяется в традиционных учебных дисциплинах. Я уж и не говорю о той банальной истине, что содержание содержанию рознь, но в результате возникают как минимум две серьёзные проблемы:
  • Как качественно обучать критическому мышлению на некачественном содержании?
  • Как осознавать и выделять принципы и навыки КМ так, чтобы уметь их переносить и применять в любой ситуации и к любому содержанию?
Стоит поставить и третий, фундаментальный вопрос:
  • Содержание метода — разве это не содержание? Или обучение методу — это бессодержательное обучение?
 Вот тут-то, как мне кажется, и зарыта главная дурно пахнущая собака. Отказ от прямого обучения КМ на основе академических разработок есть отказ от критического мышления как такового.  Остаются лишь бессодержательные фантомные имитации. Почему американские школьные педагоги пошли по этому пути — вполне понятно. Есть новизна, на которой можно неплохо зарабатывать и создавать иллюзию развития, при этом ничего существенно не меняя. Если именно такая задача ставится и в России — флаг в руки РКМЧП.

P.S. Добавляю ссылки на материалы по полноценному КМ на русском языке по просьбам читателей моего блога:

2010-11-03

Пора менять саму систему обучения

Попалась сегодня на глаза газета научного сообщества «Поиск» (№ 37 (1111), 10 сентября 2010 г.) со статьёй: Булгакова Н. Вавилонская башня познания. Представители разных наук учатся понимать друг друга // Поиск. – 2010. – № 37. – С. 8, 12. А там приводится изложение идей из доклада Роджера Шэнка (RogerSchank), представленного как один «из основоположников крупнейших современных подходов к моделированию мышления» (в цитате жирный шрифт мой):
Человеческое восприятие очень избирательно: в лесу биолог лучше всего увидит растения, геолог — камни, энтомолог — насекомых. Иными словами, ученый, увлеченный рассматриванием редкой бабочки, не заметит, на каком камне та сидит. Так возможно ли в таком случае глубокое системное знание леса? А системное знание человека? Ведь понятно, что нельзя объять необъятное. Может, пора менять саму систему обучения? Во всяком случае, именно это предлагал в своей лекции Роджер Шэнк, специалист в области искусственного интеллекта, памяти, информационной обработки естественного языка. По его мнению, важно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам, с ранних лет приучать ребенка использовать их в жизни. «Не надо лекций, не надо проверки знаний — нужны проекты и осмысление результатов, и когнитивный процесс будет постепенно совершенствоваться», — заявил он. По мнению господина Шэнка, большинство людей не являются интеллектуалами. Но думающими должны быть все. Мэтр классифицировал основные компетенции, которым сегодня в школе не учат, но без которых в жизни не обойтись. Они основаны на когнитивных процессах: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации...

...Когда-то ему предлагали стать министром образования Кубы — он не стал, как объясняет теперь, из-за того, что в этой стране изменилась политическая ситуация. Когда его спрашивали журналисты, что он собирается делать как министр, он отвечал уклончиво, что это зависит от того, какой хочет стать страна. Сейчас он более конкретен в своих стремлениях и планах: «Мне не важно, станут ли машины разумными. Важно, чтобы разумными стали люди». В настоящее время Роджер Шэнк разрабатывает несколько образовательных онлайн-проектов — в соответствии со своей идеологией, с опорой на овладение основными когнитивными навыками.
Кстати, с этого учебного года я начал переходить к обучению на основе КОРНИ-проектов по разработке баз знаний. Приятно, что шагаю в ногу с таким мэтрами...

2010-11-02

Наша еда

OPENSPACE.RU
интервью
Наша едаНаша еда
Поэт КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ поговорил с ПАВЛОМ АРСЕНЬЕВЫМ и ОЛЕГОМ ЖУРАВЛЕВЫМ, организаторами одной из новых коллективных инициатив «Пища для ума»
Дальше ›

Публикация этого материала в моём  блоге не означает, что я принимаю его за последнее слово истины. Меня эта история интересует лишь как пример самоорганизации, вполне возможно, не самой продуманной и конструктивной. Кто тут в чём прав - надо ещё разбираться...

По масштабам наносимого вреда алкоголь значительно превосходит героин и кокаин -

По масштабам наносимого вреда алкоголь значительно превосходит героин и кокаин -

2010-11-01

Alcohol Is Most Harmful Drug, Followed By Heroin And Crack

Alcohol Is Most Harmful Drug, Followed By Heroin And Crack

Тренинг ошибок в Москве 4-5 декабря 2010 г.

Тренинг ошибок (см. первый пост) состоится в Москве 4-5 декабря 2010 г. В программе:
  • Каталоги наших ошибок.
  • Бесценная ценность опыта ошибок.
  • Работа над ошибками как развитие.
  • Знать ошибки в лицо - где и как стелить соломку.
  • Терра Эррата - карты ошибок и базы знаний об ошибках.
  • Вера в неверное - как разувериться и начать жить в реальности.
  • Смех и ошибки.
  • Как избавиться от страха ошибок и критики.

Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина). 

2010-10-31

Обоснование внедрения курса «Основы критического мышления: наука и жизнь»

Пробую продвинуть курс критического мышления у себя в университете, публикую краткую пояснительную записку.

Критическое мышление (critical thinking) — термин, закрепившийся в англоязычной научной литературе за комплексом знаний и умений, которые были выделены в качестве содержания и характеристик максимально обученного и квалифицированного мышления, основанного на накопленном теоретическом и практическом опыте науки, на разработках логических и когнитивных дисциплин. Синонимами определения «критическое» в данном случае могут выступать прилагательные «умелое», «научное», «профессиональное» (не в смысле специализации, а в смысле противопоставления «любительскому», «дилетантскому»), «высококачественное», «высокотехнологичное», «мышление высшего порядка» (higher order thinking) и т. п.

Определение «критическое» стало основным и специфицирующим потому, что принцип и умение критики были выделены в качестве оселка (критически важных свойств) умелого и научного мышления в рамках философии критического рационализма (К. Поппер). Критика как выявление и устранение ошибок (error elimination) представлена также важнейшим инструментом эволюции живого в концепции эволюционной эпистемологии. Это представление переносится и на науку, и на социум, и умело организованная критика (критическое мышление) предполагается как решающее средство эффективного решения проблем и развития общества и всех его структур и элементов.

Критическое мышление как определённая область исследований и разработок и как учебная дисциплина развивается в США и ряде других стран уже четвёртое десятилетие и достигло очень высокого уровня методологического и технолого-методического обеспечения, а также удостоилось широкого признания в системе высшего образования, в бизнесе и менеджменте. Ведущие американские университеты в ежегодные отчёты о результатах своей деятельности обязательно включают результаты тестирования студентов всех специальностей на развитие навыков критического мышления. Существуют крупные ассессмент -центры по критическому мышлению, обслуживающие и образование, и бизнес. В 2010 году состоялась уже 30-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению и реформированию образования в Беркли (США), организуемая Фондом критического мышления (Foundation for Critical Thinking, http://www.criticalthinking.org/).

Критическое мышление, помимо своего основного варианта, который условно можно обозначить как «университетский» или «академический», было переработано школьными педагогами США в методику, получившую название «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Эта методика продвигалась в РФ в 90-х и начале 2000-х годов Фондом Сороса и в определенной мере закрепилась в системе среднего образования, а в последние годы даже внедряется как новация в российские вузы.

Если «университетское» критическое мышление действительно является инновационным и чрезвычайно ценным интеллектуальным продуктом уровня high-tech и более чем заслуживает заимствования и развития в России, то технология РКМЧП способна в значительной степени дезориентировать как преподавателей, так и учащихся, особенно в высшей школе, и может стать барьером для внедрения высококачественного и высокотехнологичного продукта как в систему образования, так и в управленческую культуру и бизнес.

Данная технология (дисциплина) идеально подходит в качестве обязательного базового курса для научного семинара как на ступени бакалавриата, так и в магистратуре, поскольку включает в себя все необходимые средства и методы для формирования и развития научного мышления, разработки и исследования гипотез, создания проектов экспериментов и любых научно-исследовательских и научно-учебных проектов, а также анализа их результатов и формулирования выводов. Тестирование навыков критического мышления позволит предметно и объективно фиксировать реальный уровень продуктивности и успешности обучения студентов и магистрантов по важнейшим когнитивным и логическим показателям и получать конкретные данные для совершенствования учебного процесса по дисциплинам любого профиля.

К курсу критического мышления тесно примыкает курс «Визуально-картографические методы в учебной, научной и проектной работе», уже ставший в 2009 г. победителем конкурса Фонда образовательных инноваций ГУ-ВШЭ. Этот курс включает в себя методы, позволяющие визуализировать процессы и структуры мышления высшего порядка и сравнивать их с процессами и структурами некачественного мышления, и является фактически составной частью курса критического мышления.

В силу объёма и многоаспектности знаний и умений и сложности выработки устойчивых навыков высшего порядка, составляющих содержание критического мышления, соответствующий учебный курс должен быть представлен и на ступени бакалавриата, и в магистерских программах. Представляемый проект рассчитан на уровень бакалавриата.

Культы: явления, определения, измерения

Пригласили меня намедни высказать в одном православном блоге на тему тоталитарных сект в православии. Ниже можно прочитать мою реплику там.

Моделей, описывающих признаки деструктивных культов, легко найти с десяток как минимум. У того же С. Хассэна (S. Hassan) в книге «Освобождение от психологического насилия» приводится и модель М. Сингер, и модель Р. Лифтона, и его собственная. Есть модель Э. Пратканиса и Э. Аронсона из книги «Эпоха пропаганды», модель Рика Росса, Advanced Bonewits’ Cult Danger Evaluation Frame, модель социально-психологического обуславливания террористов, Шкала группового психологического насилия и т.д.

Определения — это всего лишь описания того явления, которое мы выделяем в реальности и закрепляем в перечислении признаков. Определитесь с описанием явления, после этого и прилагайте его к группам, организациям и их деятельности и идеологии. Соответствующее явление, кроме того, может выражаться в предельной силе признаков и быть весьма существенным для деятельности и группы, а может присутствовать в слабо выраженных признаках и быть периферическим (маргинальным) и вообще частичным (когда обнаруживаются только некоторые признаки, а не большинство). Тогда мы должны вводить шкалу измерений и указывать доли признаков (хотя бы приблизительно и оценочно). Деструктивный культ может быть сформирован на основе ЛЮБОЙ ИДЕОЛОГИИ И ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, поскольку любая идеология и любая деятельность может быть соответствующим образом изменена любым желающим это сделать, пока его каким-нибудь образом не остановят. Единственная определяющая сила в этом процессе — индивид или группа, которые за это берутся. Здоровая личность может и в сатанинских текстах найти (проинтерпретировать) что-нибудь вполне разумное, а психопат и в самых человеколюбивых построениях найдёт зацепку для изготовления из них античеловеческого кошмара.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения