Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-03-26

Впереди добрый честный феодализм

Глеб Кузнецов
2 ч
«Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды» — так примерно описал мой любимый политический философ современности генерал Маркин «мошенническую» схему завладения ЮКОСом. В 90-е много было всего, но видеть мошенничество в бизнесе на заемные деньги как таковом — это новое слово. Вернее, очень старое.

Мадам Голодец объявила, что в частном секторе зарплаты необходимо регулировать, а на сэкономленные деньги (регулировать — это ведь снизить, а не повысить) — развивать экономику. Ранее Собянин сказал (и не просто сказал, а сделал), что собственность — это бумажка, которой народ не даст прикрываться.

Второй мой любимый политический философ современности — Борис Межуев — ведет вялотекущий крестовый поход против «частной жизни», которая суть предательство Государства, в целом, и среднего класса — который, потребляя, забыл, кому он всем в жизни обязан — в частности. А обязан врач, учитель, инженер — понятное дело — отнюдь не своим знаниям и труду.

Патриарх считает, что человеческому в мире уделяют слишком много внимания в ущерб божественному. С понятным выводом — что человека в себе неплохо бы преодолеть. Отринуть, так сказать.

Все скопом стонут о погрязшей в разврате языческой Европе, на которую варвары еще обрушат молот своего гнева.

Это очень хорошая повестка. Чувствуешь себя в гуще политической дискуссии раннехристианских философов. Александрия, век четвёртый. До рождения Маркса полторы тысячи лет. До Савонаролы — тысячу. Как и до Мюнстерской коммуны, и «Утопии» Мора.

Это очень странно выглядит, но получается, что мы до сих пор не определили, не осмыслили и не приняли самые казалось бы аксиоматические понятия — «частное», «общее», «собственность», «закон», «государство», «деньги». Нашего Рима — СССР — уже нет. Нового мира — ещё нет. Впереди — в ближайшей перспективе — добрый честный феодализм. Там — в процессе — и осознаем и что такое собственность, и для чего нужны законы, и чем ценна частная жизнь. А потом — даст Бог — и до Возрождения дотянем.

2016-03-24

Ум его забрёл в лабиринты двоемыслия

Партия говорит, что Океания никогда не заключала союза с Евразией. Он, Уинстон  Смит, знает, что Океания была в союзе с Евразией всего четыре года назад. Но где хранится это знание? Только  в  его уме, а он, так или иначе, скоро будет уничтожен. И если все принимают ложь, навязанную партией,  если во  всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой. «Кто  управляет  прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет  прошлым». И,  однако,  прошлое,  по  природе  своей  изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна  всего-навсего  непрерывная  цепь побед над собственной памятью.  Это называется  «покорение  действительности»;  на  новоязе  — «двоемыслие.

— Вольно! — рявкнула преподавательница чуть добродушнее.

Уинстон  опустил руки и сделал медленный, глубокий вдох. Ум его забрёл в лабиринты двоемыслия. Зная, не  знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; придерживаться  одновременно  двух противоположных  мнений, понимая,  что  одно  исключает  другое,  и быть убеждённым в обоих; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая её; полагать, что демократия невозможна и что партия —  блюститель демократии; забыть то, что требуется забыть, и снова вызвать в памяти, когда это понадобится, и снова немедленно забыть, и, главное, применять этот процесс к самому процессу — вот  в  чём самая  тонкость: сознательно преодолевать сознание и при этом не сознавать, что занимаешься самогипнозом.  И  даже  слова  «двоемыслие»  не поймёшь, не прибегнув к двоемыслию.

Дж. Оруэлл. 1984

2016-03-23

Критическое мышление — для чего (кратко)

Критическое мышление
Критическое мышление — это выделенный экспертами комплекс необходимых эффективных умений мышления и личностных способностей, единственно и надёжно обеспечивающих
- развитие и использование знаний,
- выявление и решение проблем, 
- отделение истины от лжи и заблуждений, 
- выявление обмана и манипуляций, 
- конструктивность и продуктивность коммуникации и рефлексии.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения