Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить
Поиск по этому блогу
2022-06-11
Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0011. Природозамещение: самопальный мир человека
Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0011
Природозамещение: самопальный мир человека
Так что же получилось при переключении с VR-биостудии на VR-социостудию, когда наш предок-примат стал человеком?
Тут пора ввести концепт «интерфейс (interface)»(*). Все современные люди упёрты и тыкают пальцами по много часов в течение всех времён суток в интерфейсы смартфонов, планшетов, ноутбуков, десктопов, банкоматов, платёжных и информационных терминалов, смарт-часов и фитнес-браслетов. Важно отличать интерфейс от экрана (screen): экран только показывает и на него можно только смотреть или что-то на него проецировать (экраны в кинотеатрах или для проекторов). Интерфейс же совмещает функции экрана с функциями активного взаимодействия между человеком и множеством устройств и систем.
В VR-биостудии сценаристом, режиссёром, оператором и видеомонтажёром — и всеми прочими членами студийной производственной команды — является, фактически, сама природа в своей биологической ипостаси — в единичном живом организме. Живой организм, в рамках такой метафоры, выступает интерфейсом природы, играющей с самой собой в самоконструирующиеся и самодвижущиеся игрушки. Сами же живые организмы пользуются тем, что можно назвать бефорфейсом (beforeface) (**).
Люди же создали принципиально новый именно интерфейс (не потеряв бефорфейса) в виде речетекстовой коммуникации, ведущей и фундаментально конструирующей функцией которого является не взаимодействие с физической реальностью (природой), а взаимодействие с сородичами и с самими собой по всем возможным для такого взаимодействия поводам, включая, в частности, и проблемы своего взаимодействия с разными реальностями, в том числе и с физической.
Люди создали интерфейс к самим себе, а не к реальности. И им, в результате, приходится тысячелетиями раз за разом придумывать, как его приспосабливать к исследованию и полезному использованию реальности — и к производству из себя действительно разумных существ, чтобы снова и снова не застревать, поколение за поколением, в бесконечном перепихиванию друг другу сумбурных графоманских фантазий и нелепых порядков жизни, случайно сляпанных теми, с кого уже давным-давно ничего не спросишь. Если у всех остальных живых организмов связь с физической реальностью через бефорфейс можно считать практически непосредственной, то у человека связь с любой реальностью — только через соседа дядю Васю, который с уверенностью главы наикомпетентнейшего во вселенной мозгового и разведывательного центра легко объяснит, кто на самом деле правит миром и как наилучшим образом обустроить экономику и общество.
Продукты VR-биостудии были и остаются у того же человека продуктами автоматического, жёстко заданного и неконтролируемого «со стороны» функционирования биологических органов. VR-биостудия достаточно надёжно и хорошо делает для живых организмов — и для людей, в их числе, — спец-виртуал-версию физической реальности, иначе бы они мгновенно вымирали. Бефорфейс, однако, так замечательно работает за счёт жёсткого ограничения параметров поведения и привязки к специфическим природным нишам. И можно понять тех людей, которые из века в век пробуют или призвать словом, или принудить силой «вернуться к природе», к «истинному животному» состоянию — или к «единственно истинному и навсегда данному» состоянию общества, лично устав от суеты и бардака в человеческой общаге.
А VR-социостудия вынуждает человека жить — эмоционально, когнитивно (ментально) и поведенчески — в «самопальном» мире словесных описаний и объяснений, который он самообречён воспроизводить и поддерживать — и полностью, от начала до конца, формовать (обрабатывая, придавать чему-н. какую-н. форму). [В данном случае и контексте глагол «формовать» кажется мне более подходящим, чем стёртый в смысловой ноль глагол «формировать»].
«Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить». С первичным авторством этой популярной присказки дело тёмное, но точно известное нам человечество на деле реализовало более масштабный вариант: «Что нам стоит мир построить? Наболтаем, будем жить». Человек буквально сказал природе: «Не учи жить, мать!» и запел «Я свободен!» (тут включайте эту песню, хорошо зайдёт).
Изобретённая случайно и ставшая тотально доминирующей для нашего вида машина производства человековости и социальности, в которой (машине) человек одновременно и творец, и силовой агрегат, и центральный механизм, и сырьё, и продукт — и отходы производства, — вот наш самопальный мир беглецов от природы. Как работает эта машина, как производимся мы и социум, какие при этом производятся индивидуальные и социальные проблемы и как в этой машине возможно производство решений многих проблем — я попробую набросать в самых принципиальных чертах в следующих главках.
(*) Интерфейс (от англ. interface) — [междумордие] форма, метод организации взаимодействия между отдельными системами; совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие отдельных систем (например, человека и программного обеспечения, человека и аппаратного обеспечения, программы и устройства и т.п.). Интерфейс — граница между двумя функциональными объектами, требования к которой определяются стандартом; совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т.д.) между элементами системы.
(**) Бефорфейс (beforeface) — передмордие, устройство виртуальной реальности живых организмов для обеспечения жизнедеятельности в реальности физической, работает для отдельной особи в её взаимодействии с природной средой. Сородичи и прочие организмы выступают как элементы физической среды.
_
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/
Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0010. Вынос данных из организма — 2
Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0010
Вынос мозга данных из организма — 2
У VR-биостудии любого живого организма два основных источника данных (исходных материалов для производства конечного продукта) — физическая среда (через органы чувств) и нейронная система самого организма (у простейших — буквально сам организм). У стадных животных существенным фактором является ещё поведение и сигналы сородичей, но фактически в качестве специфических данных той же среды, не более.
Что же случилось с древними приматами, перековавшимися в человеков? В результате нескольких миллионов лет биологической эволюции у наших непосредственных и параллельных близкородственных стадных (коллективных) предков образовался в организме инновационный звукопроизводящий аппарат. Технический (инженерный) скачок состоял в резком росте вокальной пластичности, другими словами, диапазона и разнообразия звуков, производимых гортанью с голосовыми связками. Лично своими ушами услышать этот скачок сегодня можно в любую минуту, включив одновременно или по очереди аудиозаписи криков стаи обезьян и какого-нибудь людячьего ток-шоу или вообще любого talk без show. Оперным певцом может стать далеко не каждый, но каждый человек в сравнении с обезьянами, да и всеми остальными животными и птицами, — гений звукопроизводства.
Что дало нашим предкам это биологическое аудиоустройство? Способность самостоятельно, произвольно и контролируемо (у других животных звукопроизведение часто непроизвольное и аффективное) создавать сложные конструкции и цепочки аудиосигналов для ушей сородичей и своих собственных. С инженерной точки зрения, будущие люди получили возможность искусственно создавать такие искусственные данные, которые позволили породить и раскрутить далее неостановимый маховик производства новой виртуальной реальности — социореальности на базе VR-социостудии.
https://evolkov.net/PopperK/Evolution.Epistemol.&.SocSciences/Popper.K.Evolutionary.Epistemology.html — тут отсылаю к классическому тексту К.Поппера «Эволюционная эпистемология», который имеет смысл вдумчиво читать и перечитывать без пересказчиков. Я же пробую этот эволюционный сюжет описать в другом стиле и жанре и с несколько иными акцентами.
Новые аудиосигналы ушлые древние приматы научились начинять полезными для себя значениями, которые имели смысл (каламбур получился) исключительно во взаимодействии с сородичами (уши-и-зеркала) и обслуживали это взаимодействие таким образом, что получилась словесная групповая коммуникация — и появилась словесная (речевая и текстовая) реальность.
Из неё и на её основе соткались две революционно новые для живых организмов реальности — социальные. Первая — словесная (речевая и текстовая) ментальная социальная реальность как продукт словологической VR-социостудии индивида (часть мира 2 по К. Попперу). Вторая — «физическая» социальная реальность, материализованная в поведении, взаимодействии и всех видах деятельности — и в продуктах этих деятельностей — множества групп социальных индивидов (мир 3 по К. Попперу).
Если учесть, что белковый организм «человек», как и все прочие живые организмы, живёт ещё и в двух физических реальностях — собственно в физическом мире (мире 1 по К. Попперу) и в его биологической виртуальной версии производства VR-биостудии на мощностях отдельной особи (часть мира 2 по К. Попперу), то длинные списки человеческих ошибок и несовершенств перестают восприниматься (во всяком случае, мною) как учительские упрёки нерадивым ученикам и вызывают, скорее, желание посочувствовать тяготам жизни в фактически четырёх мирах одновременно и ещё больше удивиться разнообразным человеческим успехам и свершениям при столь запутанном экзистенциальном положении.
Что же фундаментально и безвозвратно изменилось в жизни homo sapiens sapiens в результате запуска в полноценную эксплуатацию словологической VR-социостудии? В мудрой попперовской формуле решения проблем (+ реализации новых инженерных решений) последним элементом стоит всего лишь новое состояние старой проблемы и подразумевается возникновение множества новых проблем, а не вечно неподвижный окончательный рай (метафору с изгнанием из «животного» рая я уже раньше использовал). Глубочайшая ирония, кстати, заключается в том, что люди стали людьми, согласно некоторым данным и концепциям, не в процессе «правильных» эволюционных приспособлений, а в результате генетических «ошибок» (https://www.gazeta.ru/science/2009/01/27_a_2931294.shtml). И тут же сразу помечу для себя и для своих читателей, чтобы позже напомнили расписать подробнее, что просто смеюсь, когда слышу или читаю про человека и «разум» как явления «вселенской закономерности» — такой себе космический расизм с эффектом эгоонанизма.
Появление у представителей одной из эволюционных веток приматов способности сложнопроизводить и сложносочетать звуки в сложносочинённые конструкции, которые они научились согласованно ассоциировать как с картинками внешнего мира, так и с теми же самыми аудиоконструкциями самими по себе, привело к разворачиванию истории существ, безгранично способных, в первую очередь, на бесконечные заблуждения. У меня, замечу, почти красный диплом историка, выпускника одного из лучших по советско-российским меркам университета, так что тут я высказываюсь в рамках своей профессиональной компетенции, в дискуссии по последнему тезису ни с кем вступать не буду.
Люди, короче, «вылетели» в технологически абсолютно произвольный мир словесных фантазий, и тут началось такое... Появились, однако, не только гигантские минусы, но и обретённые парадоксальным образом плюсы, но об этом подробнее в следующих главках.
_
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/
2022-06-10
2022-06-09
Непоиск, несомнение, некритика как нетренированность
Три десятка лет назад (почти) я начал практически и на очень большом количестве кейсов исследовать и разбираться, что делают с людьми очень нехорошие деструктивные культы (секты). Мне понадобилось не очень много времени, чтобы прийти к уверенному предположению: секты не переделывают людей и не так уж много в них разными методами впихивают, а в основном умело используют (эксплуатируют) то, какие те есть сами по себе. Преступные манипуляторы-мошенники при этом остаются преступниками, а их жертвы — жертвами, но существенно меняется представление о наиболее перспективных и эффективных направлениях решения проблемы. Сосредоточение усилий на разоблачении пропаганды и манипуляций останется черпанием воды решетом, пока гораздо бОльшие силы и средства не начнут употребляться на прямое обучение и тренинг потенциальных и уже пострадавших жертв — и на объяснение по всем доступным каналам, какой лёгкой мишенью являются любой человек без такого обучения и тренинга. Да, это непросто и долго будет непопулярно и неполиткорректно, но чем раньше на этот путь встать, тем быстрее проблема начнёт решаться настоящим и фундаментальным образом. Онтокритика прямо нацелена на научение реперной самоориентации «базально я круглый дурачище». Ниже я привожу свой комментарий в Telegram на реплику читателя с ламентациями по теме пропаганды в тоталитарном обществе.
Явления НЕПОИСКА, НЕСОМНЕНИЯ и НЕКРИТИКИ у людей столь же древние, как наши самые древние первые предки. Это дефолтная НОРМА человека как человека, что я и пытаюсь объяснить. Поиск, сомнение, критика, самостоятельные усилия познания и понимания — это изобретения и личные достижения всегда небольшой части актуально живущего населения, которые в передовых странах стали поддерживаться и защищаться на государственном уровне всего лишь несколько поколений назад, т.е. только вчера, по историческим меркам. В России в общей сложности не наберётся и десятка лет за всю историю, когда такие «выродки» (как у Стругацких в романе) не подвергались подавлению, преследованию и уничтожению. У остального большинства эти способности и умения не подавлены, а их просто не было и нет. Это такие же умения, такое же ремесло, как, например, спортивные танцы. Большинство не умеет танцевать профессионально или хотя бы на 1-й юношеский разряд потому, что не провели ни одной минут тренировки под руководством профессионала. Так и с сопротивлением пропаганде и с поиском достоверной информации.
2022-06-06
Видеовстречи с читателями моих блогов и Telegram-каналов
Диалог про онтокритику и критическое мышление с компанией Нетология (Netology)
Ко мне неделю назад обратились из образовательной российской компании Netology (Нетология), специализирующейся на интернет-специальностях, с просьбой об экспертном комментарии к курсу критического мышления. Часть диалога я уже публиковал, теперь публикую весь диалог в его содержательной части, поскольку он весьма показателен как с точки зрения кейса смутных представлений о предмете у продавцов образования, так и как повод для меня объяснить необходимость научаться онтокритике. Стоит подчеркнуть, что до письменного диалога было два часа онлайнового общения. Хочу поблагодарить Stacy Neustroeva за настойчивость и терпение в редактировании моей позиции. Текст диалога ниже:
У нас есть небольшой план с содержанием гайда. Вы можете его посмотреть, если захотите сориентироваться, на какие темы мы можем поговорить. Но вообще я подготовлю несколько вопросов или вы сможете рассказать то, что считаете важным)
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:28]
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:28]
Это я свой гайд пишу по результатам 20 лет экспериментирования с преподаванием и тренингами КМ
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:30]
Могу уверенно утверждать, что без такого онтологического введения никто КМ по-настоящему не понимает и не принимает.
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:32]
Я провёл два года назад тренинг двухдневный в Краснодаре под таким углом, зашло сильно, особенно для молодых. Продолжения, к сожалению, не получилось, но у меня своя маленькая группа испытуемых всегда есть.
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:37]
И ваш гайд без опоры на передовые и технологически проработанные модели КМ выглядит странно. Могу сразу сказать, что идея и план гайда неверные, повторяются многократно доказавшие свою неэффективность шаблоны. Уж простите за прямоту, но чтобы время на интервью сэкономить.
Stacy Neustroeva, [26.05.2022 20:45]
Спасибо большое за обратную связь! Ваш гайд и вообще весь сайт несравнимо более исчерпывающий и экспертный, чем то, что планируем мы. Мы хотели бы дать достаточно доступную и прикладную информацию для тех, кто только хочет ознакомиться с темой. И будет здорово, если вы сможете нам что-то подсказать или направить в нужное русло. Поэтому я буду рада возможности с вами завтра созвониться и это обсудить)
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:48]
Есть разные «достаточно доступные и прикладные информации для тех, кто только хочет ознакомиться с темой». Одна для тех, кто хочет научиться на лётчика, а другая — для тех, кто хочет научиться вышивать крестиком.
Evgeny Volkov, [26.05.2022 20:51]
Поскольку про КМ чаще всего пытаются для публики рассказать как про вышивание крестиком, то и эффект соответствующий.
Evgeny Volkov, [31.05.2022 18:46]
Тут по посту про видеокурс возник продуктивный диалог https://ontocritic.org/blog/archives/1162
Stacy Neustroeva, [31.05.2022 20:14]
Спасибо!
Stacy Neustroeva, [03.06.2022 18:11]
Евгений Новомирович, здравствуйте! Я подготовила текст комментария для нашего гайда: это цитата из нашего с вами разговора, а вторым абзацем я позволила себе добавить небольшое уточнение про онтологическое мышление — взяла его из вашего блога Онтокритика.
КОММЕНТАРИЙ:
Развивайте навыки социальной грамотности
Евгений Волков, кандидат философских наук, эксперт по социальному воздействию и критическому мышлению
Для овладения критическим мышлением необходимы базовые навыки современной социальной грамотности: понимание формальной логики, основ коммуникации и строения речи.
Это более широкое — онтологическое мышление, которое предполагает умение эффективно работать с представлениями об устройстве мира в разных контекстах и на разных уровнях абстракции. Оно позволяет соотносить свою картину мира с видением других людей, корректировать её и находить новые точки зрения.
Поэтому начать развивать критическое мышление стоит с того, чтобы разобраться в самой сути понятий: что такое «истина», «картина мира», «смысл» и собственно «понятие». Овладение ими даст настоящую свободу мышления и новый взгляд на мир.
Подскажите, пожалуйста, можем ли мы его использовать? Если необходимо, можем внести какие-то изменения.
*Если хотите посмотреть комментарий в контексте, здесь документ с полным текстом гайда (пока это черновик, и мы его ещё немного дорабатываем).
Evgeny Volkov, [03.06.2022 20:50]
Добрый вечер! Текст неплохой, но неконкретный и неонтологический :) После слова «понимание» я бы прямо написал так: понимание искусственной онтологической основы человеческого восприятия, мышления, логики и языка (речи и текста), умение выделять онтологические конструкты и осознанно с ними работать в любых контекстах.
И про онтологическое мышление тогда станет понятно, откуда оно тут. Соответственно, про него дальше имеет смысл написать как не про всего лишь представления об устройстве мира и средство соотнесения картин мира — это очень поверхностно и по сути не совсем верно.
Stacy Neustroeva, [03.06.2022 21:27]
Хорошо, конечно! Тогда абзац про онтологическое мышление убираю. А можем пояснить, что означает:
— понимание искусственной онтологической основы восприятия
— и умение выделять онтологические конструкты?
Evgeny Volkov, [03.06.2022 23:06]
Понимание того, что человек вынужден делать себя и свой мир — индивидуальный и социальный — из делаемых им же вещей — собирая из придумываемых слов придумываемые картины мира и придумывая, что и как в этих картинах мира видеть и что и как в этих придуманных конструкциях делать.
Evgeny Volkov, [03.06.2022 23:11]
Умение выделять, описывать и критически анализировать уже созданные онтологические комплексы и их устройство в наиболее важных деталях, а также переделывать их под новые условия и задачи, при необходимости конструируя новые онтологические комплексы и новые детали к ним.
Evgeny Volkov, [03.06.2022 23:17]
Кстати, несколько в других терминах и словосочетаниях это всё уже было давно включено в 35 стратегий КМ в модели Пола-Элдер. Но сейчас требуется выводить это на первый план, разбираться и осваивать в первую очередь.
Evgeny Volkov, [04.06.2022 19:55]
Мои последние разъяснения оказались понятными?
Stacy Neustroeva, [05.06.2022 20:00]
Надеюсь, что да) Спасибо!
Я переписала текст: поскольку понятие социальных навыков мы подробно не раскрываем, я бы предложила его опустить, и оставить ключевую мысль на онтологическом мышлении. Надеюсь, получилось корректно. Проверьте, пожалуйста:
Разобраться в сути понятий
Евгений Волков, кандидат философских наук, эксперт по социальному воздействию и критическому мышлению
Для овладения критическим мышлением в первую очередь необходимо понимание искусственной онтологической основы человеческого восприятия, мышления, логики и языка.
Нужно осознавать, что человек создаёт себя и свой мир из созданных им же вещей: из придуманных слов он собирает придуманные картины мира и сам решает, как в них действовать.
Требуется умение выделять онтологические конструкты. То есть определять, описывать и анализировать уже созданные комплексы понятий и их устройство. Переделывать их под новые условия и задачи, при необходимости создавая новые. И осознанно работать с ними в любых контекстах.
А значит начать развивать критическое мышление стоит с того, чтобы разобраться в самой сути понятий: что такое «истина», «картина мира», «смысл» и собственно «понятие». Овладение ими даст настоящую свободу мышления и новый взгляд на мир.
Evgeny Volkov, [05.06.2022 20:10]
[В ответ на Stacy Neustroeva]
А значит начать развивать критическое мышление стоит с того, чтобы разобраться в самой сути устройства человеческого мышления: из каких элементов, какими креплениями и связками и какими техниками оно собирается и приводится в движение. Это и раскрывается в онтологическом описании языка (речи, текста), функций слов (терминов, концептов), логики высказываний и логики допущений и предположений. Не разобравшись с этим, невозможно продвинуться в осознанном освоении критического мышления ни на шаг.
Evgeny Volkov, [05.06.2022 20:14]
Про игнорирование темы навыков я пока помолчу, а то нецензурно получится.
Evgeny Volkov, [05.06.2022 20:21]
То, что я написал в последнем абзаце — про разборку с онтологией — сразу предполагает именно навык, вполне конкретное умение, технику, которую надо жёстко вырабатывать и тренировать. Иначе это бессмысленный онанизм, а не учёба.
Stacy Neustroeva, [05.06.2022 20:29]
Спасибо большое, заменила последний абзац) Ниже итоговый вариант. Подскажите, пожалуйста, можем ли этот вариант публиковать?
Для овладения критическим мышлением в первую очередь необходимо понимание искусственной онтологической основы человеческого восприятия, мышления, логики и языка.
Нужно осознавать, что человек создаёт себя и свой мир из созданных им же вещей: из придуманных слов он собирает придуманные картины мира и сам решает, как в них действовать.
Требуется умение выделять онтологические конструкты. То есть определять, описывать и анализировать уже созданные комплексы понятий и их устройство. Переделывать их под новые условия и задачи, при необходимости создавая новые. И осознанно работать с ними в любых контекстах.
А значит начать развивать критическое мышление стоит с того, чтобы разобраться в самой сути устройства человеческого мышления: из каких элементов оно состоит, какими связями и техниками оно собирается и как приводится в движение. Это и раскрывается в онтологическом описании языка (речи и текста), функций слов (терминов и концептов), логики высказываний, допущений и предположений. Не разобравшись с этим, невозможно продвинуться в осознанном освоении критического мышления ни на шаг.
Evgeny Volkov, [05.06.2022 20:31]
Этот вариант можно 🙂
Stacy Neustroeva, [05.06.2022 20:35]
Хорошо, спасибо большое! Очень благодарны вам за возможность пообщаться и за ваши рекомендации! Они нам очень пригодились. Спасибо!
Evgeny Volkov, [05.06.2022 20:58]
Всегда пожалуйста!
Избранное сообщение
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Популярные сообщения
-
Все хотят УСПЕХА. Ещё больше люди хотят ГАРАНТИРОВАННОГО успеха. Никто не хочет знать и не хочет обучать(ся) единственному СЕКРЕТУ, дейст...
-
Андрей Ростовцев: «Прохиндеи с фальшивыми диссертациями» В России появились тысячи фальшивых учёных-экспертов, что самым неблагоприятны...
-
Понравилось мне раскрывать секреты — « Секрет гарантированного успеха » прочитали уже 50 тысяч человек. Задумался я после такого внимания: ...
-
Онтологическая основа критического мышления, или Как убить обман Сегодня отовсюду звучит словосочетание критическое мышл...
-
Нашёл чудесный сайт: «How Karl Popper Has Made a Difference in Our Lives. Testimonies from the five continents» (Как Карл Поппер изменил наш...
-
Автор: Евгений Белошицкий — http://pkmateur.blogspot.com/2009/05/visual-understanding-environment.html См. также: Онтограф...
-
«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts , заголовок текста про три главных иррациональных верования, к...
-
Обнаруживаю сегодня, что «самый известный среди психологов писатель» Н. Козлов приглашает народ на свой тренинг « Логический анализ текста ...
-
Черниговская и её научпоп https://vk.com/@g_equality-chernigovskaya-i-ee-nauchpop Мы несколько раз сталкивались с просьбами написат...