Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-04-08

Критически важные вопросы: попытка сформулировать ключевой вопрос к образовательному проекту

Существуют ли в достаточно разработанном и практически применимом виде такие современные знания о человеке и обществе, которые, с одной стороны, являются базовыми (фундаментальными) как минимум в двух смыслах - в смысле наиболее общих и исходных научных знаний и моделей и в том смысле, что они составляют, независимо от нашего осознания или незнания этого факта, базис (фундамент) нашего реального мышления и поведения, и неправильное понимание или незнание которых в очень существенной степени определяет наши мысли, поступки и чувства; а, с другой стороны, пока в основном отсутствуют в адекватном и практически эффективном виде в нашей культуре и системе образования, в результате чего мы в подавляющей своей массе оказываемся от них изолированными и бессмысленно страдаем из-за этого? Подчеркну, что имею в виду именно научные знания и концепции, а не псевдонауку и эзотерику.

Моя гипотеза, что ДА, мы сейчас имеем дело именно с такой ситуацией очень опасного разрыва между достижениями социальных и когнитивных наук, с одной стороны, и системой образования и сложившейся культурой - с другой. 

2010-04-07

Критическое мышление об образовании: если бы так учили футболу...

Продолжаю читать статьи Ричарда Гарликова (Richard Garlikov) и хочу привести одно очень меткое его высказывание, под которым готов подписаться хоть десять раз:
Our society confuses schooling with education... The problem with schooling is that what is taught and tested in schools is trivial. Standards which only appear to be important and meaningful, but which are actually neither, are established only because they are objective and easily measured for large quantities of students. The standards chosen are also ones that can be taught to students in institutional settings because they do not require personalized or individualized instruction or monitoring for student understanding. Students and schools are then graded on how close they come to meeting these pseudo standards.  If we coached football in the same way we teach academic subjects, everyone would be graded on written knowledge of proper technique, and no one would care if anyone actually played well. Multiple choice football exams would replace games on weekends.
Перевод:
Наше общество путает пребывание в школе (ошколивание) с образованием... Проблема с ошколиванием (schooling) состоит в том, что то, что преподается и тестируется в школах, тривиально. Стандарты, которые только кажутся важными и значащими, но которые не являются ни тем, ни другим, установлены только потому, что они объективные и легко измеряемые для больших количеств учащихся. Выбранные стандарты - это те, которые могут преподаваться учащимся в институциональных условиях, потому что они не требуют персонифицированного или индивидуализированного обучения или отслеживания понимания со стороны учащихся. Учащиеся и школы оцениваются на основании того, насколько они приближаются к этим ложным стандартам. Если бы мы обучали футболу таким же образом, как преподаем академические предметы, все были бы оценены на основании письменного знания надлежащей техники, и никто бы не беспокоился, играет ли хоть кто-нибудь действительно хорошо. Тесты по футболу с многовариантными выборами заменяли бы игры по уикэндам.

Критическое мышление: философия и практика обучения по Ричарду Гарликову (Richard Garlikov)

Вчера обнаружил весьма интересный и содержательный сайт американского философа Ричарда Гарликова (Richard Garlikov), посвящённый философии этики и науки, а также философии и практике образования. Вот несколько названий статей, размещённых на нём:

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения