Инновационный продукт проекта КОРНИ для разумного управления собственной жизнью: Я — человек: самоизобретение, самопроизводство, самоэксплуатация. Онтокритика: прагматический инструмент себяведения и себявладения
Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить
Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер
Поиск по этому блогу
2011-01-28
Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании
Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании | |
Блогер starushkalarina обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и председателю Госдумы Борису Грызлову с открытым письмом. В письме интернет-пользователь обращается к российскому лидеру и чиновникам с просьбой наложить вето на принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, выступить против радикального перекраивания школьной программы, созвать педагогов всех уровней, родителей учеников и самих школьников на представительное совещание для обсуждения вопроса о...Читать далее > |
2011-01-27
Немыслимое - это мы, я, ты... и наше немыслящее образование
Мы любим называть себя мыслящими и разумными существами, даже в биологической классификации нагло и льстиво присвоили себе звание «разумного» вида. А помыслили ли мы прежде как следует о том, насколько на самом деле умело и хорошо мы мыслим и насколько часто мы вообще способны производить в своём сознании операции, хоть сколько-нибудь напоминающие действительно разумное мышление?
Да, мы все мыслители — но какие именно? Насколько обученные именно квалифицированно и продуктивно мыслить, а не перетасовывать и пережёвывать свои иллюзии и предрассудки в бессмысленной мешанине примитивных и бесплодных рассуждательств?
Развитое мышление как внимательный и многосторонний анализ, как цепь логичных и обоснованных умозаключений, как умение формулировать любые типы вопросов, как сложные навыки критики и дискуссии, выработки решений непростых проблем, выстраивания и управления проектами — это серьёзнейшее ремесло и самый важный и необходимый инструмент, отличающий как хорошего профессионала от посредственного исполнителя в любом виде деятельности, так и зрелую взрослую личность от пожизненно инфантильного индивида.
При рождении мы получаем лишь некоторый набор когнитивных (познавательно-мыслительных) возможностей, в процессе социализации — случайный набор знаний, схем и привычек, а в сложившейся системе образования — отвращение к интеллектуальной работе и кучу неадекватных реальности стереотипов и мифов. Представьте себе человека, которому случайно достаётся случайный же набор деталей от компьютера, микроскопа, телескопа, химической лаборатории, чертёжные приборы и т.п., и которому дают случайный же перечень отрывочных знаний и фактов о некоторых предметах, но не дают никакого инструментария, помогающего самостоятельно и действительно разумно всё это рассортировать и приспособить к нужному делу. Что у него получится при любых попытках смастерить из этой смеси бардака в голове и кучи хлама хоть что-нибудь полезное? Правильно, СССР и АВТОВАЗ: в первом случае миллионы бессмысленно загубленных людей, во втором — миллионы бессмысленно произведённых бракованных машин.
Вы мне можете возразить, что на каждый специфический набор деталек есть узкие специалисты, которые и должны с ними разбираться. Правильно вроде: зачем Митрофанушке знать географию, если есть извозчики (таксисты, лётчики). Речь, однако, идёт не об узких знаниях, а об универсально необходимых базовых умениях, которых никак нельзя обойти или проигнорировать без чрезвычайно существенных потерь для любого дела/результата. Если вас не волнует правильная сборка компьютера, то почти каждый человек пытается или мечтает "правильно собрать" личную жизнь, карьеру, отношения с окружающими, и т.д.
Но для сколько-нибудь удовлетворительной и положительно результативной "сборки/разборки" любого элемента своей повседневной жизни рано или поздно каждому из нас начинают требоваться вполне определённые мыслительные операции и умения, при отсутствии которых гарантирован постоянный НЕУСПЕХ. Это касается даже, на первый взгляд, не самых сложных вещей, вроде обсуждения какой-нибудь проблемы с родственниками или нахождения общего языка с партнёром, с которым хотите связать свою жизнь, особенно если отсутствие нужных мыслительных навыков обоюдно. При переходе к решению задач посложнее роль мыслительных умений высокого уровня растёт, можно сказать, в геометрической прогрессии.
В чём же проблема? Понадобилась в своё время всеобщая счётно-читательная грамотность — создали обязательное среднее образование и решили задачу (только не забудьте посмотреть исторические справочники — сколько десятилетий на это пришлось потратить и какие препятствия преодолеть). Давайте определим теперь параметры мыслительной грамотности и переналадим образование под её внедрение.
Да, в общем виде выход из тупика формулируется просто. На бумаге всегда гладко, а в реале - овраг за оврагом. Первый же и очень глубокий "овраг" — проблема отсутствия мыслительной грамотности (я называю её "новой безграмотностью", хотя она и стара как мир) пока практически никак и никем не признана важнейшей социальной проблемой, каковой она объективно является (точнее, кое-где кое-кем и кое-как признана, но это признание — удел пока весьма узкого и маловлиятельного круга людей). В силу этого обстоятельства нет особого смысла описывать другие "овраги" сразу здесь — я к ним вернусь при описании сложностей индивидуального пути обучения критическому (умелому) мышлению.
Обучение действительно умелому мышлению индивидуально или в составе малой группы — вот пока удел первопроходцев КМ в России. Пока такое обучение не будет организовано массово и в обязательном порядке, все проекты по развитию демократии, "модернизации" и прокладке прочих "светлых путей" в будущее будут неизбежно делаться не через голову, а через противоположное место, поскольку в головах отсутствует необходимая инфраструктура...
2011-01-24
«Правильное» неуловимо и изменчиво, а ошибки неизменны тысячелетиями
«Правильное» неуловимо и изменчиво, а ошибки неизменны тысячелетиями — так что стоит изучать в первую очередь?
Обучение «правильному» — основной источник всех человеческих бед и глупостей
Почему нас ругают и наказывают за ошибки, но не обеспечивают знаниями об источниках, видах, признаках и критериях ошибок, а также не обучают умениям обнаруживать ошибки, исправлять их и эффективно использовать опыт работы над ними? Да потому, что это самый верный способ сохранять власть в руках негодных к управлению и держать в повиновении всех остальных лохов, верящих в миф «обучения правильному». Именно поэтому наше образование полностью соответствует точному наблюдению Е. Леца:
После долгих лет усиленной учебы ему удалось под толстыми слоями знаний скрыть свое невежество. (Ежи Лец. Почти всё)Если бы учебники и энциклопедии по ошибкам были уже созданы, и эрратология стала бы обязательным предметом в школе и вузах, значительная часть бреда, ныне прокламируемого власть предержащими и средствами массовой коммуникации, стала бы просто невозможной в принципе или тут же бы испарялась от смеха основной части общества. А некомпетентным управленцам и коррупционерам давали бы не тюремные сроки (это им и сейчас не дают), а сроки в несколько лет на переобучение с круглосуточным отбыванием в учебных заведениях и с экзаменами каждую неделю.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Избранное сообщение
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Популярные сообщения
-
Все хотят УСПЕХА. Ещё больше люди хотят ГАРАНТИРОВАННОГО успеха. Никто не хочет знать и не хочет обучать(ся) единственному СЕКРЕТУ, действи...
-
Лилия Шевцова 4 ч. https://www.facebook.com/ShevtsovaLilia/posts/2139593202964166 ВЛЯПАЛИСЬ Как назвать ситуацию, когда ты думаеш...
-
Андрей Ростовцев: «Страной управляют прохиндеи с фальшивыми диссертациями» В России появились тысячи фальшивых учёных-экспертов, что са...
-
Понравилось мне раскрывать секреты — « Секрет гарантированного успеха » прочитали уже 50 тысяч человек. Задумался я после такого внимания: ...
-
Онтологическая основа критического мышления, или Как убить обман Сегодня отовсюду звучит словосочетание критическое мышл...
-
Нашёл чудесный сайт: «How Karl Popper Has Made a Difference in Our Lives. Testimonies from the five continents» (Как Карл Поппер изменил наш...
-
Автор: Евгений Белошицкий — http://pkmateur.blogspot.com/2009/05/visual-understanding-environment.html См. также: Онтограф...
-
«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts , заголовок текста про три главных иррациональных верования, к...
-
Обнаруживаю сегодня, что «самый известный среди психологов писатель» Н. Козлов приглашает народ на свой тренинг « Логический анализ текста ...
-
Черниговская и её научпоп https://vk.com/@g_equality-chernigovskaya-i-ee-nauchpop Мы несколько раз сталкивались с просьбами написат...