Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-09-03

Нарисуем — будем жить... лучше, или Онтография и социальная инженерия. Почти манифест

Идея проста как колесо, но известно, что и колесо не везде смогли изобрести самостоятельно и достаточно быстро.

Информация к размышлению (сначала вопрос, потом ответ): что делает возможной техническую инженерию и её мощное развитие, что является её «материей»? Чертежи, со всем, что в них полагается и что к ним прилагается. Без чертежей невозможна фиксация достигнутых знаний и умений и невозможна работа над новыми проектами. О преимуществах чертежей перед линейными текстами здесь писать не буду, это отдельная тема, но при здравом рассуждении многие аспекты почти очевидны.

И снова информация к размышлению и выводам: в социальных науках и социальной деятельности нет чертежей и нет даже какого-то движения к ним. В социогуманитарной сфере господствует мутный океан аморфных линейных текстов. Помимо множества других факторов отсутствие специфических социальных чертежей является немаловажной слабостью и признаком научно-технологической незрелости социальных дисциплин. Эта же бесчертёжность делает почти невозможным развитие социальной инженерии в попперовском смысле пошагового избавления от социальных неурядиц (а не в том безграмотном программерском понимании под «социальной инженерией» всего лишь пары трюков социальной манипуляции для хакерских и мошеннических утех).

Факт технологический: бурное развитие средств концепт-картирования, которые идеально подходят для создания социальных чертежей (я предпочитаю  Visual Understanding Environment (VUE)).

Вывод и практическая задача: создавать социальную онтографию и развивать на её основе и социальные науки в целом, и их практическое применение в виде социальной инженерии. Заинтересовавшихся приглашаю присоединяться к весьма перспективному процессу. А пока можно посмотреть результаты работы моих студентов в прошлом учебном году — коллекцию концепт-карт по конфликтологии и конфликтменеджменту.

См. Онтодизайн: начальный вариант описания и Онтографический манифест.

2011-08-31

Критика бездельной критики. Часть 2: Что делать

 Это продолжение и завершение поста «Критика бездельной критики. Часть 1: Диагноз».

Про неумение корректно и конструктивно критиковать (спорить, оспаривать, указывать на ошибки) написаны уже давно и уже много томов. У меня на сайте, к примеру,  лет 15 как лежит труд профессора С. Поварнина «Об искусстве спора», впервые изданный в 1918 г. В современных условиях можно бы создать сетевой ресурс, в котором будут собраны все правила и критерии хорошей критики, лучше всего в концепт-карте, и при желании участники критических разборок будут иметь возможность посылать друг друга в определённое и приличное место.

В школах и вузах проблема решается за счёт введения курсов критического мышления, обязательной частью которых являются упражнения в корректной и аргументированной критике (не имею в виду такое популярное — вроде бы до сих пор — развлечение, как  «Дебаты», поскольку оно нацелено на другие задачи).

А в СМК я бы ввёл практику, обязывающую в конце каждого критического материала размещать хотя бы краткое изложение ДЕЛЬНЫХ предложений, пусть даже они будут повторяться многократно — по дубовым головам наших управителей и чиновников не достучится и стальной дятел с титановым клювом.

В качестве примера — абзац из окончания статьи «За лояльность нечем платить» в Газете.ru:
Что делать? Да все то же, о чем говорилось миллионы раз. Проводить пенсионную реформу, оптимизировать расходы бюджета за счет сокращения трат на госаппарат и субсидии корпорациям, а не за счет сокращения зарплат учителей и врачей. Снижать налоги. Улучшать пресловутый инвестиционный климат – гарантировать права собственности, обеспечить независимость судов, бороться с коррупцией и сокращать масштабы вмешательства государства в экономику…

Безумно надоело все это повторять. Власти слушать подобные советы, очевидно, не хотят. Но их возможности уже не те, что раньше. В результате чего более чем 50 миллионов пенсионеров и бюджетников, выступавших в последние годы молчаливым союзником властей, послушно ходившим на выборы и голосовавшим «как надо», могут превратиться в мощный недовольный класс.
Как-то так. А вообще такие резюме можно к любому тексту подвёрстывать, чтобы нельзя было отвернуться и не прочитать...

2011-08-30

И спросила кроха: что такое хорошо и что такое Синтон? - lena-malaa

И спросила кроха: что такое хорошо и что такое Синтон? — lena-malaa
Купите ли вы книжку с названием "Прикольная хирургия - скальпель в руках дурака"? Или "Шунтирование сердца? Легко!" Или "Сам себе нейрохирург"? Ну... если есть лишние деньги, то наверно да, и то чисто поржать. Однако, будучи нормальным человеком с нормальными мозгами, наверняка не будете проводить на кухне полостные операции ребенку или трепанацию черепа мужа.

Говорят, психология имеет отношение к науке и более того - к медицине. Почему же тогда у нас в магазинах в число топ-покупок вошли книги серии "отпсихологь себя сам"? Может быть, дело в том, что самому признаваться вслух чужому человеку, что ты неудачник и вообще несколько не в себе, как-то у нас не принято. Тем более, если этот человек врач-психиатр или практикующий психолог.

Инфософия — попытки мышления

На днях один молодой человек в Нижнем Новгороде показал мне свой проект — Инфософия. Пока я не смог подробно ознакомиться с его содержанием, прочитал только некоторые статьи. Первые впечатления — это случай попыток искреннего и самостоятельного мышления и рефлексии мировоззрения, что заслуживает уважения и всяческой поддержки.

Второе впечатление — как мало существенно важного и полезного даёт наше высшее (и школьное) образование тем, кто готов и хочет глубоко и серьёзно мыслить. У Артура Солнцева (автора проекта) в работах и предпочтениях, явленных в Инфософии, отчётливно просматриваются слабые места и заблуждения, которых вполне могло и не быть, получи он научную подготовку на уровне передовых мировых стандартов. Но какие его годы!... Если его мышление достаточно сильно, чтобы воспринимать критику и осуществлять самокритику, то у проекта — и у автора — впереди интересное будущее и широкий круг читателей.

5-6 идей о том, что НАДО и чего НЕ НАДО делать в школе

Перепост на другом блоге предлагает уже 6 идей.

2011-08-28

Цифровая революция добьёт бумажную книгу в течение четверти века - Культура - Литература - Электронные книги - Компьюлента

Поддержка культуры — вопрос не коммерческий, а политический. Каждый человек имеет право (имеет право!) получать от государства пособие, на которое можно жить (не роскошествовать, но жить) и делать то, что заблагорассудится, следовать зову сердца, развивать таланты; кто-то будет сидеть на диване перед ящиком (оставьте его в покое), но обязательно найдётся и тот, кто пойдёт помогать инвалидам, сочинять музыку, писать книги. И, скорее всего, эти книги будут даже лучше, чем те, что написаны с оглядкой на кошелёк и дедлайн.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения