Такие тексты желательно развесить на каждом углу на каждой улице — никакие политические листовки с этим не сравнятся:
Михаил Болдырев
к вопросу о производительности труда...
на фото — объем работ на ул. Новокузнецкая, который делается уже три недели. Снимок сделан на прошлой неделе. На снимке видно, что в половине десятого утра простаивают две единицы тяжелой техники и около десятка низкооплачиваемых наемных рабочих, именуемых "гастарбайтеры".
по стечению обстоятельств, мне довелось наблюдать, с какой скоростью (и качеством) был выполнен аналогичный объем работ в г. Дюссельдорфе (Германия).
Сравним:
вид и объем работ — замена трамвайного пути в двух направлениях на участке ок. 500 метров: снимаются старые рельсы, удаляются шпалы вместе с гравийной подушкой, укладывается новая подушка, устанавливаются новые рельсы вместе со шпалами, укладывается камень.
в России и Германии - объем и виды работ одинаковы.
Сроки выполнения работ: Германия — 12 часов (в 8 вечера перекрыта улица на соответствующем участке, в 8 утра следующего дня по новому покрытию передвигаются трамваи). Россия — прошло три недели, а конца работам еще не видно.
Качество выполнения работ: Германия — перекрытие улицы позволило беспрепятственно передвигаться автомобилям в обоих направлениях. Россия - на проезжую часть регулярно высыпается гравий и песок, выезжает строительная техника.
Энергозатраты: Германия — работает 4 единицы специализированной техники, работа организована непрерывно и "поточно" — две машины удаляют рельсы, шпалы и подушку, следом едут две машины, которые готовят новую подушку, укладывают рельсы и шпалы, укладывают камень. Итого: 48 часов списано в амортизацию техники. Россия — работает 3 единицы специализированной техники, которые большую часть времени простаивают. Итого: 1512 часов списано в амортизацию техники (21 день х 24 часа х 3 единицы)
Трудозатраты: Германия — работают 3 подсобных рабочих, задача которых — убирать мелкие камешки и песок за механическим погрузчиком. Работают все 12 часов не переставая. Подчеркну: тяжелого труда — нет, рабочие только подбирают мелочь за техникой. Итого: 36 человеко-часов. Россия — работают ок. 10 подсобных рабочих, большую часть времени простаивающих, остальное время заняты тяжелым трудом: например, лопатами переваливают щебень с проезжей части в яму. Почему нельзя сразу высыпать щебень в яму — не знаю. Итого: 1200 человеко-часов (15 рабочих дней х 8 часов х 10 человек);
Общий итог:
— износ (амортизация) техники — 1512 машино-часов (Россия) против 48 машино-часов (Германия) = 31,5 раза.
— оплата труда (стоимость человеческого ресурса) — 1200 человеко-часов (Россия) против 36 человеко-часов (Германия) = 33,3 раза.
Вывод: если принять округленно долю материалов и энерго/трудозатрат как 50/50 (а так оно примерно и есть), то можно сделать вывод: один и тот же ПРОДУКТ (полкилометра двойного рельсового полотна) в России обходится примерно в 15 раз дороже, чем в Германии при прочих равных условиях.
p.s. пишу "примерно", и "при прочих равных", поскольку:
а) вот так развенчивается миф о, якобы, "дешевизне" гастарбайтеров: да, немецкие рабочие получают примерно вчетверо-впятеро отечественных наемников — но выполняют работу в тридцать раз производительнее. К тому же, они выполняют не тяжелую работу, а такую, которую нужно выполнять вручную (уборка мелкого мусора).
б) вот так развенчивается миф о, якобы, "дороговизне" западной специализированной техники: да, немецкая специализированная машина стоит в 3-6 раз дороже аналогичной отечественной, но выполняет работу в тридцать раз производительнее.
Секрет производительности прост: не экономить на оплате труда и энергии, а не допускать простоев.
Но в России оно, чувствую, "не в этой жизни".