Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2012-10-14

Предпринимательское (предприимчивое) (само)научение: стань предпринимателем своих знаний и умений!

Сразу с утра — и такой подарок!!! В ленте Facebook в подписке на блог TeachThought (УчиМышлению) увидел пост с заголовком «Переход от институционального (само)научения к предпринимательскому (само)научению» (Moving From Institutional Learning To Entrepreneurial Learning) — слова, которые я готов разместить на каждом заборе :)

А там — ссылка на потрясающую анимированную презентацию (такую презентацию я готов даже простить и похвалить, хотя сам метод покадровой презентации считаю губительным и антиэффективным) «Школа с одной аудиторией на всю Землю» (The Global One-Room Schoolhouse: John Seely Brown (Highlights from his "Entrepreneurial Learner" Keynote at DML2012)).

Напомню, что в английском языке различают to teach (кто-то кого-то учит) и to learn (сам учишься, научаешься). Давным-давно известно, что чему бы кто не учил, любой человек усваивает и присваивает себе только то, чему сам решил научиться — и чему реально и с необходимым напряжением и работой научается.

Идея предпринимательского (предприимчивого) (само)научения — единственно логически верное следствие из всего опыта институционального (авторитарного и ограничивающего) научения в школах и вузах, где внешнее обучение (teaching) практически полностью подавляет самостоятельное, саморганизующееся научение (learning).

И к тому же, что чрезвычайно важно, в условиях быстро меняющегося информационного общества никакая насаждаемая сверху государственная система образования уже НИКОГДА не сможет стать сколько-нибудь адекватной в подготовке учащихся к современной жизни. Да и проблема уже НЕ В ПОДГОТОВКЕ к жизни, а в том, что с самого раннего возраста сейчас каждый ВКЛЮЧЁН в самые бурные тенденции и процессы — и в проблемы, которые приходится решать самому и немедленно и до которых госинститутам образования никогда дела не будет.

Я уже где-то в своём блоге писал, что необходимо как можно быстрее и шире развивать точки роста внесистемного (неинституционального) (само)бразования, в которых бы могли встречаться интересы и потребности предприимчивых самоучек (все люди исключительно самоучки с точки зрения современной науки о человеке, только они пока сильно искусственно ограничены в свободе выбора предложений учебных программ и направлений) и предприимчивых поставщиков учебного контента и методик.

Госмонополия на образование ещё более вредна и опасна, чем в экономике. Реформа образования при сохранении этой монополии НЕВОЗМОЖНА В ПРИНЦИПЕ. Предприимчивое (предпринимательское) самонаучение свободных самоучек, свободно выбирающих на рынке чему, как и у кого учиться — вот что уже начинает разрушать эту монополию. Вторым тараном является инициативный вывод на рынок свободных учебных продуктов — комплексов знаний, умений и технологий, создаваемых другой предпринимательской группой. Сетевые возможности позволяют обеим группам находить друг друга в любой точке планеты и начинать работать при обоюдном согласии.

О чём это я? Ах, да! Приглашаю к себе!