Баскетбол и критическое мышление
Что же такое критическое мышление и какую роль оно играет в управленческой и производственной деятельности?
Если попробовать выделить самое интересное и важное из многих десятков определений и описаний критического мышления, то речь идёт о мыслительных умениях высшего уровня, выработанных и оформленных за столетия передовой научной и инженерной практики.
Для наглядности давайте представим некую ось (континуум) умений владения баскетбольным мячом. В стартовой точке расположится, скажем, пятилетний мальчик, впервые видящий и берущий в руки такой мяч, а в крайней точке максимального мастерства окажется комплекс профессиональных баскетбольных умений какого-нибудь лучшего игрока NBA. Эффективность действий в обводке противника, в пасах партнёрам и в результативных бросках по кольцу между первым и вторым очевидно громадная.
Какими способами можно пройти путь от беспомощного начинающего баскетболиста до профессионала экстра-класса? Стоит вспомнить, что профессиональными виды спорта стали становиться сравнительно недавно, а до того они существовали как стихийная деятельность любителей, которые овладевали необходимыми навыками путём слепых проб и ошибок во время любительских же соревнований. Когда же виды спорта начали превращаться в профессиональную деятельность и в бизнес, то для обеспечения максимально возможных результатов понадобилось выделить или сконструировать модели наилучших навыков и разработать системы точно целенаправленных тренировок. Без таких навыковых моделей и специальных многолетних тренировок успех в современном спорте невозможен.
Мышлением, само собой разумеется, занимаются все люди со здоровым мозгом, но, в силу многих обстоятельств, упражняют и применяют его случайным, хаотичным (неорганизованным) и крайне неэффективным образом. Важным отличием мыслительных (когнитивных) навыков от физических является то, что среди навыков мышления есть полезные и вредные (когнитивные ошибки), и нередко люди неосознанно тренируют вредные навыки, а не полезные. Сложившаяся же система и среднего, и высшего образования до сих пор практически никак не приспособлена для целенаправленной профессиональной тренировки полезных навыков мышления, поскольку решала и до сих пор решает иные задачи.
До тех пор, пока экономика развивалась за счёт внедрения таких технологических процессов, которые могли обслуживаться работниками с любительским мышлением, и пока для успешной деятельности в бизнесе и менеджменте также хватало стихийно наработанных мыслительных умений, профессиональные требования к мышлению в более или менее сформированном виде предъявлялись в очень ограниченном перечне занятий, прежде всего в науке, философии и инженерной работе.
Современные социально-экономические и технологические условия таковы, что важнейшим условием конкурентоспособности становятся определённые полезные мыслительные навыки, натренированные по профессиональным методикам до уровня профессионального же мастерства. Именно за комплексом таких навыков и закрепилось название critical thinking (критическое мышление).