Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-05-22

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 4)

Я уже поминал (нелестным словом) в своём блоге программу РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Центральная идея этой программы, подчёркнутая в самой формулировке названия, - не нужен отдельный курс критического мышления, главное - это метод, применяемый в рамках уже существующих школьных предметов. При этом метод вроде как существует в виде отдельного предмета, но лишь для педагогов, обучающихся его применению в своих дисциплинах. В чём проблема?

А проблем несколько, и очень существенных. Во-первых, мышление - само по себе обширное по содержанию и важнейшее по функциям явление, достойное отдельного внимания и глубокого изучения гораздо больше, чем многие обязательные школьные и вузовские дисциплины.

Во-вторых, действительно базовые и универсальные знания и умения размазываются по частным предметам, от чего проигрывают и эти частные предметы, и основательность и качество базовых навыков мышления. "Университетское" КМ, кстати, появилось именно как программа концентрации и выделения этих самых базовых знаний и умений научного (умелого) мышления из отраслевых дисциплин в специализированные курсы.

В-третьих, в результате такой стратегии РКМЧП "школьное" КМ (продвигаемое сейчас в российские вузы) оказывается выхолощенным набором дидактических "штучек", почти не связанных между собой и совсем потерявших связь с фундаментальнейшим теоретическим и практическим основанием, из которого их экстрагировали (или экстрадировали?).

Идея моей программы состоит в признании неразрывной связи методов и порождающего их содержания. Из этого принципа следует, что умелое мышление и умелое социальное поведение (вместе образующие социальную грамотность) имеют достаточное по объему и важности содержание, чтобы получить статус самостоятельных образовательных дисциплин и изучаться напрямую, а не быть раздёрганными на кусочки паззлов, к которым никто не удосужился приложить хоть какую-нибудь инструкцию по сборке.

Умелое (критическое) мышление и умелое социальное поведение: открытый семинар-тренинг 29-30 мая в г. Королёв (Моск. обл.)

Открытый семинар-тренинг "Умелое (критическое) мышление и умелое социальное поведение" состоится: 29-30 мая в г. Королёв (20 мин. на маршрутке от ВДНХ). Желающим участвовать необходимо иметь с собой ноутбук с установленной программой Freeplane (+ Java), а также завести Google-аккаунт с подключение к Google Wave. Новичкам рекомендуется внимательно почитать материалы этого блога и моего сайта. Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина).

Примерный план (может быть по ходу скорректирован по согласованию с участниками):
  • Презентация дистанционного курса "Умелое (критическое) мышление и социальная грамотность" и результатов первых занятий.
  • Презентация ряда новых идей и разработок Е. Волкова.
  • Групповая рефлексия по интересам и целям участников.
  • Умелое мышление и умелое социальное поведение: применение знаний и умений в решении личных проблем (самопомощь и самообучение), на рабочем месте, в обучении (образовании) и в консультировании (психотерапии).
  • Возможности и особенности применения метода сократических вопросов, критического мышления, РЭПК и визуально-картографических методов в решении личных и профессиональных проблем, в обучении (образовании) и в консультировании (психотерапии).
  • Демонстрационные сессии и работа с кейсами участников с применением указанных методов.
  • Сетевые методы обучения и совместной работы по проблематике семинара.
До скорой встречи на семинаре!

2010-05-17

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 3)

Недавно один знакомый врач бросил мне такую фразу: "Медицина-то уже занимается человеком на генетическом уровне, а на каком уровне работаете с человеком вы в своих социальных науках?"

Намёк и упрёк более чем ясный - и более чем справедливый, к сожалению. Могут ли социальные науки сегодня бросить вызов той же медицине и продемонстрировать, что они достигли такого уровня глубины, точности и конкретности и практической операциональности в исследовании социума и социального индивида, который может быть сопоставим с уровнем генной инженерии? И если мерить той же медициной, то социальные науки находятся в 21-м веке или в 19-м? Или в лучшем случае в первой половине 20-го? А если мерить по уровню технологичности и практической эффективности, то не окажутся ли нынешние социальные науки на уровне средневековой медицины?

И ещё один интересный, на мой взгляд, вопрос:

Если в социально-гуманитарных науках есть уже разработки, сопоставимые с генной инженерией в медицине, то насколько они признаны в таком качестве и как широко распространены и внедрены - в такой же степени или намного хуже?

Подскажите, если кто знает, есть ли такие сравнительные науковедческие исследования. Если нет, дарю кому-то тему, потянет как минимум на хорошую кандидатскую диссертацию.

На мой же взгляд, некоторым аналогом генной структуры на биологическом уровне могут служить когнитивные структуры сознания на уровне индивида как социального существа. Соответственно, уровень и качество работы с когнитивными "генами" и следует рассматривать как показатель научного и практического прогресса социально-гуманитарных наук.

Предлагаемый дистанционный курс - и заявленный открытый семинар - являются составными частями моих исследований и разработок по применению когнитивной "генной" инженерии и технологий в обучении - и прежде всего в обучении осознанию и пользованию своей индивидуальной когнитивной структурой на "генном" уровне. Приведённая в начале фраза и позволила родиться на свет этой аналогии.

Дополнительная, уже визуальная, аналогия заимствована мною из книги Р. МакМаллина "Практикум по когнитивной терапии". Это образ (исходный рисунок я несколько изменил) перевёрнутой пирамиды верований, и составляющих, собственно, основной элемент "генной" структуры сознания. Опрокинутая пирамида визуализирует представление об относительно небольшом количестве исходных (первичных, базальных, реперных) верований (в переводе книги Р. МакМаллина на русский они обозначены как "центральные"), на основе которых строятся более пространные надстроечные "этажи".
Гуидано и Лиотти проделали наилучшую теоретическую работу в области центральных верований. Они называют их «метафизическое твердое ядро» и объясняют его как глубинное, относительно неоспоримое, подразумеваемое знание о себе, формирующееся у людей в течение жизни (Guidano & Liotti, 1983, p.66). Они метафизические, потому что не основаны ни на опыте, ни на логике, ни на рассуждениях, это коренные недоказуемые принципы (см. также Guidano, 1987, 1991).
Центральные верования — главный компонент теории Аарона Бека и связаны с тем, что он называет «протосхемы» (Beck, 1996, pp. 11-15). [МакМаллин Р., С. 105]

В рамках когнитивной терапии данный образ иллюстрирует идею необходимости докапываться до этого "метафизического твёрдого ядра", чтобы именно в нём исправлять вредные иррациональные "корневые" верования, чтобы они не давали вновь и вновь ядовитые побеги поверхностно-вторичных иррациональных верований.

По ходу дела у меня возникла и "строительная" аналогия: максимальная эффективность исправления кривизны и отклонений - на уровне фундамента, а не 20-го этажа.

Этот методологический и методический принцип, как мне представляется, имеет гораздо более широкую и универсальную применимость. Представьте себе систему образования, в которой с самого первого дня и с самого первого класса до последнего идёт хорошо организованная работа по дискредитации иррациональных, патологичных и деструктивных элементов не только "метафизического твёрдого ядра", но и нелогичных и софистических привычек мышления и зависимого ("выученная беспомощность") поведения - и в которой так же хорошо и регулярно подкрепляются разумные рациональные верования, логичное аргументированное мышление, содержательные и плодотворные дискуссии, самостоятельное и ответственное поведение.

Так и напрашиваются вопросы:

Работаем ли мы в образовании с "корнями" и "базальными генами" сознания и социального поведения по-настоящему осознанно, целенаправленно, технологично и эффективно? И не заняты ли мы в основном декоративной стрижкой верхушек сорняков? И возможно ли вообще выращивание оптимального культурного "газона" без радикальной перестановки акцентов и приоритетов в образовании, без перехода от поверхностно-паллиативного подхода к "генно"-корневому?

P.S. Два дня на даче работал, вот сорняки мне и снятся. А паллиатив - это средство, временно облегчающее проявления болезни, но не излечивающее её; мера, не обеспечивающая полного, коренного решения поставленной задачи; полумера.

2010-05-16

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: вхождение в работу на курсе

Появляются новые участники дистанционного курса, и чтобы новичкам проще было ориентироваться на старте, пробую прописать последовательность начальных шагов и основные правила. Получается следующее:

Первое, что нужно знать желающему присоединиться к курсу:
  • это можно сделать в любой момент, в любой день (пока, во всяком случае), достаточно послать мне запрос, выполнив шаги 1, 3, 5 и 6 из следующего перечня.
Первые шаги:
  1. Создание аккаунта Google.
  2. Получение доступа к сайту курса.
  3. Регистрация в Google Wave.
  4. Получение доступа к групповой волне курса.
  5. Установка программы Freeplane или XMind.
  6. Освоение программы Freeplane (или любой другой программы-картопостроителя, позволяющей сохранять карты в формате .mm)
  7. Работа над проблемой 0001 и следующими проблемами.
  8. Участие в обсуждении в групповой волне и разрешение возникающих вопросов по выполняемым заданиям.
Первое правило работы на курсе:
  1. Первым делом, первым делом - сам работай,
  2. Ну а прочее и прочие - потом... 
Расшифровка: В первую очередь желательно полностью самостоятельно поработать на проблемой № такой-то, только после этого знакомиться с рекомендуемыми концепциями, результатами других участников и с обсуждением, как на сайте, так и в волне.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения