Почти ровно год назад (31.07.2010) я начал писать этот пост, но отвлёкся чем-то и забыл о нём. Сегодня решил проверить «подвалы» своего блога и наткнулся на «незавершёнку». Я не смогу вспомнить все ассоциации и идеи, которые тогда роились у меня вокруг заявленной темы, но главное, что хочу сказать, точно не забыл.
Итак, год спустя...
Предыдущий пост («
Сколково обречено разбиться на осколки...»), инспирированный интервью Бориса Дубина «
34% россиян с высшим образованием никогда не читали книг. И не хотят», несколько отвлёк меня от ещё одной мысли, которую я очень хотел донести до читателей именно в связи с этим интервью (нижеследующий текст следует читать лишь после прочтения указанного интервью).
Перечитываю его снова и снова, поскольку оно удивительно точно отображает и историю моей жизни, и ту ситуацию, которую я сейчас наблюдаю и участником которой являюсь.
Мне повезло родиться в семье, где чтение книг было так же естественно и необходимо, как дыхание или еда. Мой отец — армейский политработник — самостоятельно учил английский язык, читал англоязычную литературу и выучил языку мою сестру и меня дома до такого уровня, что впоследствии это позволило нам с ней стать практически профессиональными переводчиками, имеющими уже многие десятки печатных листов опубликованных в солидных издательствах переводов сложной психологической литературы. И это было в годы «железного занавеса», когда о поездках за рубеж и общении с иностранцами можно было лишь мечтать — без каких-либо реальных перспектив. Количество книг в библиотеке — как сначала в родительской, так и потом в моей собственной, — исчислялось в четырёхзначных цифрах.
И если говорить о гратификации (материальном и социальном поощрении, см. интервью Б. Дубина), то я вполне ощущаю, что в моём случае она во многом реализуется, или, точнее, мне удаётся до сих пор находить возможности обмена своего постоянного самообучения и саморазвития на более или менее удовлетворительное количество денежных знаков и на материальный комфорт. Но тут нужно сделать поправку, что всё это потребовало фактически 40 лет жизни (от момента рождения). Даже если поделить эту цифру на 4, сделав поправку на мою медлительность, на пустоту и неэффективность системы среднего и высшего образования и некоторые другие факторы, то 10 лет интенсивного самообучения и погружения в опыт профессиональной деятельности — это минимум для того, чтобы начать на хорошем уровне в чём-то разбираться и что-то уметь.
И вот когда ты до этого желанного и гратифицируещего плато жизни добираешься, то с него открывается вид, который и подталкивает задать себе вопрос, заглавный для этого поста. И как я отвечаю на него? Спокойно продолжать делать то, что я считаю нужным делать, и продолжать совершенствоваться в своём ремесле и в культурном обогащении независимо от того, как ведут себя многие из окружающих. Да, человеческая глупость (=невежество,
в попперовском смысле) и лень (эти характеристики я и к себе отношу) бездонны, но при желании любой человек может заполнить промежуток от рождения до смерти очень занятным, интересным и забавным процессом убавления своей глупости и всякого рода позитивным деланьем, т.е. совершенно самостоятельно сделать свою жизнь увлекательной и удовлетворяющей (гратифицирующей), а не ждать, пока кто-то (государство, правительство, инопланетяне, бог, мама с папой и другие родственники, а также «прогрессивное человечество») сделают это за меня и для меня.
Я при этом не имею в виду сомнительное самоудовлетворение исключительно себя, поскольку для социального существа такое самозамыкание тождественно самоубийству — как психологическому, так и физическому. Самый здоровый выбор — включение в свою жизнь посильных элементов
пошаговой («покусочковой», «точечной») рациональной социальной инженерии в духе концепции К. Поппера. Подробнее — в следующих постах и статьях.