Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2017-03-17

Антология лучших работ по критическому мышлению Ричарда Поля (Richard Paul) в свободном доступе

Великолепная антология лучших работ одного из «отцов-основателей» критического мышления Ричарда Поля (Richard Paul) в свободном доступе — http://www.criticalthinking.org/pages/richard-paul-anthology/1139

Руководства для учителей по критическому мышлению — от детского сада до 9-го класса (англ. яз.)

Руководства для учителей по критическому мышлению — от детского сада до 9-го класса (англ. яз.)

2017-03-12

Как я делаю себя рациональным (критически мыслящим): случайные данности эволюции и слепые пробы социоинженерии

5 марта 2017 г., неделю назад, я провёл мастерскую «Как я делаю себя рациональным (критически мыслящим): случайные данности эволюции и слепые пробы социоинженерии» в антикафе «Кочерга». Даю ссылку на видеозапись и отзыв на мастерскую одного из участников.
  1. Как я делаю себя рациональным (критически мыслящим): случайные данности эволюции и слепые пробы социоинженерии. Часть 1.
  2. Как я делаю себя рациональным (критически мыслящим): случайные данности эволюции и слепые пробы социоинженерии. Часть 2.
  3. Как я делаю себя рациональным (критически мыслящим): случайные данности эволюции и слепые пробы социоинженерии. Часть 3.
Евгений, приветствую!
Как обещал — пишу обратную связь по воскресному мероприятию в Кочерге. Мне было интересно услышать историю эксперта, который после многолетней научной карьеры решил глубоко заняться критическим и рациональным мышлением. Думаю, что многие  интеллектуалы, которые связаны с высшей школой задумывались над этим рано или поздно. И то, что это стало не мимолетным увлечением на этапе очередного "разочарования в своем деле" заставляет серьезно отнестись к накопленным результатам. Десятки лет в теме - это точно интересно. 
Концепция нерационального от природы человека, не очень "зашла" на самом мероприятии. С самой идеей я склонен согласиться, а вот логическое построение, откуда это выросло - мне кажется немного хаотичным со многими смелыми заявлениями-заключениями без достаточной для меня аргументации. Но повторюсь, что согласен с тем, что люди скорее нерациональны и хаотичны изначально, а рациональное думание это приобретаемый и тяжело развиваемый навык. Идея назвать это верой мне тоже симпатична, по внутреннему ощущению это именно так.
Но также я рассчитывал на более инструментальное рассмотрение вопроса обучения рациональности на мероприятии. Даже с точки зрения лично вас: как вы ей учились, какие этапы обучения выделяете, какие стратегии и приемы дали наибольший результат, как собственно оцениваете текущий результат и какие планы на ближайшее и отдаленное будущее. Этого не хватило. В этом смысле все мероприятие было некой подводкой к главному, но именно это не получил. Но время провел с пользой. Рад, что познакомился с вами, надеюсь на продолжение общения.
Как говорил в конце мероприятия, я действительно рациональность воспринимаю как некий здоровый образ жизни для мозга. С которого постоянно срываешься на лень и нездоровые активности, но понимаешь лучше бы "держать себя в руках". Регулярные посещения "тренажерки" для  рациональности и критического мышления меня очень привлекает. При этом не хотелось бы любую интеллектуальную активность признавать за удачную тренировку. Хотелось бы формировать привычку именно тренировок, которые интенсивно и контролируемо повышают желаемые навыки.
В этом смысле благодарен вам за ссылки на материалы по критическому мышлению,  особенно понравилось начало материала Поля про 35 аспектов критического мышления. Именно в такой логике я бы хотел им заниматься: макро и микро навыки. Микро-навыки в режиме тренировки прокачивать, а макронавыки нарабатывать на сложных рабочих задачах. Мне кажется, что именно в тренажерах для микронавыков сейчас узкое место. Но 35 аспектов могут помочь выбрать области, где хотелось бы сконцентрировать прокачку микронавыков. Полагаю, что мне имеет смысл сформулировать более конкретный вопрос к вам после прочтения некоторого количества из предложенных материалов. Еще раз благодарю за интересную встречу!
Константин Тютюнов
Руководитель направлений «Производство — Качество — ИТ — Инновации — Проекты» в Русская Школа Управления

Добрый вечер, Константин! Огромное спасибо за столь развёрнутый отзыв! При работе со многими десятками и даже сотнями людей это большая редкость в моей практике. На эту мастерскую я ставил только те задачи, которые вроде бы и решил, судя по Вашим же словам. Практические подробности — это ещё на пару таких мастерских, если не больше, но не вижу в них смысла вне рамок включения в саму эту практику научения КМ. Будет практикующая аудитория — будет и смысл это всё обсуждать, так я считаю. Что касается природы нерациональности человека, то мои построения полностью базируются на современных научных знаниях и моделях, которые, конечно же, без более близкого знакомства с ними, могут в чём-то показаться слишком смелыми и не совсем аргументированными. Но если бы я стал разворачивать эту аргументацию, то это была бы мастерская на другую тему.
Евгений Волков

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения