Все больше работодателей хотят, чтобы сотрудники не боялись ошибаться, и даже готовы вручать призы тем, кто рискнул и потерпел неудачу.
Аманда Золтен, старший президент рекламного агентства Grey New York, всегда знала: если хочешь заполучить перспективного клиента, нужно уметь рисковать. Но на риск ее неожиданно заставил пойти продукт одного из клиентов — наполнитель для кошачьего туалета. Причем ответ на все вопросы дала ее кошка по кличке Люси Белль.
Накануне встречи ее команды с шестью другими топ-менеджерами компании Золтен убрала за своей кошкой и сложила продукты жизнедеятельности в ящик с гранулами для кошачьего туалета, задвинув его глубоко под стол в конференц-зале. Никто ничего не заметил, пока Золтен сама все не рассказала. Значит, люди не почувствовали запаха. Шокированные известием, несколько топ-менеджеров отодвинулись от стола. Двое покинули комнату. После небольшой паузы те, кто остался, начали смеяться, вспоминает Золтен. «Мы получили то, что хотели, — незабываемый опыт», — говорит она.
Пройдет еще несколько недель, прежде чем Золтен узнает, удалось ли компании выиграть контракт. Но ее босс Том Майрен уже назвал женщину победительницей в первом ежеквартальном конкурсе «Героическое поражение» за то, что она решилась на риск.
«Сотрудники стали намного более консервативными и начали чуть медленнее работать», — утверждает Майрен. С 2008 г. агентство в два раза увеличило численность своего персонала. Сейчас там работает 900 человек. «Я подумал, что потенциально проблему может решить награда для сотрудников, которые не боятся хотя бы чуть-чуть рискнуть», — утверждает он. Майрен понимает, что выходка Золтен могла закончиться плохо. «В зале царил такой хаос, что мы не знали, хорошо это или плохо», — рассказывает он. Тем не менее он называет выходку Золтен «блестящей идеей».
«Инновации рождаются в том числе из неудач, а также из того, как компании с ними справляются», — говорит Джуди Эстрин из Менло-Парка (штат Калифорния), предприниматель и автор книги Closing the Innovation Gap: Reigniting the Spark of Creativity in a Global Economy. Конечно, неудача может быть следствием небрежности или лени. И тогда это однозначно плохо. «Но если сотрудник провалил стоящий проект, а в компании готовы это открыто обсуждать и учиться на ошибках, то к такой неудаче можно относиться позитивно», — поясняет Эстрин.
«Самые успешные люди чаще всего ошибаются», — говорит Дин Кейт Симонтон, профессор психологии Калифорнийского университета, автор более 500 статей и 12 книг о креативности и инновациях.
Премию за способность учиться на своих ошибках в размере $400 учредили и в компании SurePayroll в Гленвью (штат Иллинойс). Она так и называется: «Лучшая новая ошибка», а получают ее только те, кто допустил необычный промах и сделал для себя нужные выводы.
Все инновационные компании в чем-то похожи, говорит Эстрин. Менеджеры поощряют в работниках стремление к здоровому риску, учат коллектив толерантно относиться к чужим ошибкам и настаивают на открытом циркулировании информации в пределах компании.
Но, пожалуй, самую простую формулировку нашел Гари Шапиро, президент и гендиректор Consumer Electronics Association, в восьмистраничном манифесте, который он назвал «Рекомендации от Гари»: «Ошибаться не страшно. Страшно скрывать ошибки».