Школа: закончить или прикончить?
Бронислав Зельцерман
https://www.facebook.com/bronislav.zeltserman/posts/pfbid0Y7hrobjvnkCqLyBTnaH4xgvSHBndstR7cZ4cTxXLytJzD8bmhWMjxTRs9MLFd51bl
От Yulia Turchaninova (с разрешения)
Эксперт группы
#грустное
#школа - 5
Когда бы и где бы я не писала о школе, обязательно найдётся кто-нибудь, кто сообщит мне, что
"не всё так однозначно" — т.е. есть/случаются на свете и хорошие школы, и хорошие учителя;
"просто надо учить по-другому" — т.е. есть же где-то кое-кому известные и надёжно эффективные способы другой организации процесса в этой тюрьме массового содержания; и, наконец,
"пороть мужиков, конечно, гнусно, но.." — т.е. да, приговаривать невинное и недееспособное дитя к 10-12-14 годам каторжных работ, конечно, неправильно, но что вы-то предлагаете?
Ответы всем хорошо известны, но давайте-ка я всё-таки кратенько повторю.
Здесь опять важно, из какой точки социо-культурного пространства вы на это на всё смотрите и каков у вас обзор (объём доступных данных и личных впечатлений).
1. Когда я говорю о разрушительном воздействии системы образования на личности всех её участников, я имею в виду эффекты всеобщие и закономерные, возражают же мне, как правило, исходя из личных впечатлений и личного опыта и, тем самым, предъявляют эффекты случайные, а не закономерные.
2. Все предложенные за последние 100 лет "по-другому" — Монтессори, Штайнер, Френе, развивающее обучение, ТРИЗ, Шаталов, проектное обучение, авторские школы, разнообразные игротехники и т.д., и т.п. — неукоснительно выталкиваются массовым образованием на периферию системы и не интегрируются ею, поскольку требуют такой перестройки отношений участников, которую система не может обеспечить имеющимися в её распоряжении, доступными и привычными ей средствами.
3. Я ничего не предлагаю делать со школой, потому что сделать с ней ничего нельзя, она постепенно и неуправляемо меняется (но гораздо медленнее, чем растут ваши дети) в соответствии с изменениями в социуме, а вовсе не в ответ, на осмысленные усилия.
И зачем тогда я все это пишу и публикую, тратя своё и ваше время?!
Вы не поверите: детей жалко! Вот этих самых, ваших (мои уже выросли), сегодняшних, которых кто-то уже "отдал" или вот-вот "отдаст" этому безразличному к ним монстру.
И как бы ни были мне (как исследователю учения, школы и образования) интересны частные и прекрасные или ужасные случаи, важнее для нас всех понимать вещи системные и закономерные.
К сожалению, все скверное в школе — системно, всё доброе — случайно.
Навалившись всей своей тяжестью на жизнь наших детей и наших семей ("как корова на крыльцо", - сказал кто-то великий), она подчиняет своему распорядку и своим требованиям жизнь сотен миллионов людей, детей и взрослых, заставляя их жить по её календарю, её заданиям, её программным гонкам, её экзаменационным требованиям, рейтинговым и прочим соревнованиям. Она нарушает и организует наши природные ритмы сна и бодрствования, чередования видов деятельности, приёма пищи и отправления естественных надобностей....
Цена, которую мы и наши дети платим за предоставляемые ею удобства (6-8-часовой присмотр, кое-какое учение кое-чему, кое-какие дополнительные возможности по части спорта и искусств), непомерна - утрата любознательности, конфликты с детьми по поводу поведения и недостаточных успехов, ежедневная скука, и вот это регулярное "ничего" в ответ на вопрос, что сегодня было в школе....
- Детей нет, - писал великий Корчак, — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Вот и учителей нет, — добавила бы я, - есть люди, с разным масштабом понятий, разным запасом опыта, разными влечениями, разной игрой чувств.
А чудо учения, повторюсь, происходит только и именно во встрече любознательного ребёнка (а они такие все, пока в школу не пошли) и увлечённого взрослого (которых единицы, их же всех почти перемолола школа, но где-то же в большом, нешкольном мире они есть? ауууу!). Поэтому чудеса и редки.
Так что, друзья мои, если хочется для своих детей чуда, придётся создавать его своими руками.
И если всё пойдёт хорошо, если вам удастся не приволочь школу домой, то ваш ребёнок годам к 9-11 научится учиться сам всему, что его интересует, а годам к 14-15 будет либо готов осознанно принять правила сложившейся социальной игры под названием "Школа", либо выберет и отстроит свой, свободный и вам сегодня не известный путь.
Удачи! ❤️
Лика Чекалова
Ща обострю: люди, которые отдают своих детей в казённое учреждение насовсем, считаются маргиналами, при этом люди, которые отдают своих детей в казённое учреждение на полдня ежедневно минус выходные на 10 лет, — нормальные члены общества.
[Эта реплика — отличный онтокритический поворот точки зрения и смыслового контекста].
Далее:
Начало перевода наивной статьи о конце школы:
Алиса Фаер18 февраль 2016 г. ·
Мой вольный перевод начала занимательной английской статьи, посвящённой современному институту Школы. Кому интересна данная тема и кто владеет английским – имеет шанс ознакомиться с материалом целиком (P.S. – статься написано чрезвычайно образно и красиво).
«День, когда школа (наконец!) умерла.
Наши школы не просто в состоянии упадка. Они обречены. Система образования, передававшаяся от поколения к поколению с незапамятных времён, наконец-то доживает свои последние дни. Школам, которым удавалось пережить и несуразные реформы и хроническое отсутствие финансирования, смертельный удар нанесут технологии. А именно те передовые технологии, которые перевернули с ног на голову институт торговли, фотографию, музыку, издательское дело и развлечения. И эти технологии, которые трансформировали общество в целом, уже крепко взялись за бизнес образования. Впервые за всю историю, наши школы не являются единственным (или лучшим) способом обучения. Монополия разрушена, и теперь вопрос не в том, как поправить положение школ. Вопрос в том, как школы в принципе смогут остаться на плаву, когда само значение «быть образованным» в современном обществе полностью изменилось.
Бардак, который Школы создали сами.
Один вопрос изо дня в день раздаётся эхом в машинах, кухнях и гостиных по всей стране: что ты сегодня узнал в школе? И во всех штатах, от Калифорнии до Мэна, дети дают один и тот же ответ. Ученики общественных школ и ученики частных школ, богатые дети и бедные дети, девочки и мальчики… а теперь вместе хором… ни-че-го.
Как много раз мы будили своих детей ещё до петухов ради ни-че-го? Сколько часов скуки они были вынуждены выдержать ради ни-че-го? Сколько знаний они впихнули в себя, выплеснули на очередной экзаменационный бланк, а затем неизбежно забыли ради ни-че-го? Это «ни-че-го» повторялось поколениями учеников с непоколебимой предсказуемостью и поражающей регулярностью. И сейчас кажется вполне вероятным, что именно технологии, а не наша система образования, наконец-то ответят на этот крик о помощи».
Оригинал:
https://medium.com/@docjamesw/the-day-the-schoolhouse-finally-died-bfcee9485c7