Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2023-03-17

О сложности сложного поведения в сложном мире

О сложности сложного поведения в сложном мире

Умные, образованные, гуманистически и демократически мыслящие люди могут совершать немало ошибок и даже применять нечестные приёмы и подыгрывать своей предвзятости. В текущей ситуации говорить об этом спокойно и конструктивно непросто, но делать это нужно всегда, а сейчас, возможно, такая работа особенно необходима, чтобы задавать и поддерживать высокие стандарты наилучшего человеческого поведения.

В дополнение к сюжету о пропаганде приведу ещё один кейс. На сайте Елены Ромек «РЭПТ в России и мире» опубликован перевод отрывка из одной из книг Альберта Эллиса под названием «Интеллектуальный фашизм». Основная мысль, изложенная в нём, что люди как люди не должны ни на каком основании рассматриваться и классифицироваться как более ценные или как менее ценные в сравнении с другими людьми, не должна вызывать возражений у современного цивилизованного человека. Я лично с ней полностью согласен.

Проблема, однако, в том, что А.Эллис в 1970-м году, когда он писал этот текст, сделал, скажем так, подлянку, хотя и прямо заявленную: он дал своё определение фашизма, мягко говоря, сомнительное и беспредельно расширительное, а потом, исходя из него, стал клеймить либеральную американскую общественность того времени «интеллектуальными фашистами». Вряд ли стоит на этом основании считать именно А.Эллиса автором приёма клеймения «фашистами» всех,  кто тебе не нравится, и «фашизмом» всё остальное, тебе неугодное, да и с него уже не спросишь, т.к. он умер почти 20 лет назад. А вот в эти последние 20 лет ярлык «фашизма» занял особое место в коммуникативной практике ставшего сетевым человечества, и публиковать на своём ресурсе подобны текст без комментариев, пояснений и т.п. — super bad.

На этом история не заканчивается. Я пошёл по ссылке на публикацию оригинального текста на английском языке, и картина, открывшаяся там, оказалась ещё восхитительней в отношении контекстов и перекличек. Вот ссылка на один из десятка блогов австралийца Джона Дж, Рея (John J. Ray) — former member of the Australia-Soviet Friendship Society, former anarcho-capitalist and former member of the British Conservative party. А  ещё — заядлого трамписта. Этот деятель явно целенаправленно выискал у А.Эллиса не самый лучший текст, но в котором ненавидимых Дж.Реем либералов обзывает фашистами большой американский авторитет и вроде бы как сам либерал. Не знаю, ходила ли Елена Ромек по этой ссылке перед публикацией перевода, чтобы уточнить обстоятельства появления такого текста в публичном доступе, но и без этого сам текст в сегодняшнем контексте ничему хорошему не служит — без обёртки в такого же размера разъяснительные и критические комментарии.

«Волна»: самый ужасающий урок в школе и в мировом кино

Третья Волна / Джонс Р.

https://evolkov.net/soc.psychol/Third.Wave/Jones.R.Third.Wave.html

«Волна»: самый ужасающий урок в школе и в мировом кино

Добавлю на сайте чуть позже ссылки на сам фильм и на другие материалы на эту тему в YouTube.

«Волна»: самый ужасающий урок в мировом кино

2023-03-15

Школа: закончить или прикончить?

Школа: закончить или прикончить?

Бронислав Зельцерман

https://www.facebook.com/bronislav.zeltserman/posts/pfbid0Y7hrobjvnkCqLyBTnaH4xgvSHBndstR7cZ4cTxXLytJzD8bmhWMjxTRs9MLFd51bl

От Yulia Turchaninova (с разрешения)

Эксперт группы

#грустное

#школа - 5

Когда бы и где бы я не писала о школе, обязательно найдётся кто-нибудь, кто сообщит мне, что

"не всё так однозначно" — т.е. есть/случаются на свете и хорошие школы, и хорошие учителя;

"просто надо учить по-другому" — т.е. есть же где-то кое-кому известные и надёжно эффективные способы другой организации процесса в этой тюрьме массового содержания; и, наконец,

"пороть мужиков, конечно, гнусно, но.." — т.е. да, приговаривать невинное и недееспособное дитя к 10-12-14 годам каторжных работ, конечно, неправильно, но что вы-то предлагаете?

Ответы всем хорошо известны, но давайте-ка я всё-таки кратенько повторю.

Здесь опять важно, из какой точки социо-культурного пространства вы на это на всё смотрите и каков у вас обзор (объём доступных данных и личных впечатлений).

1. Когда я говорю о разрушительном воздействии системы образования на личности всех её участников, я имею в виду эффекты всеобщие и закономерные, возражают же мне, как правило, исходя из личных впечатлений и личного опыта и, тем самым, предъявляют эффекты случайные, а не закономерные.

2. Все предложенные за последние 100 лет "по-другому" — Монтессори, Штайнер, Френе, развивающее обучение, ТРИЗ, Шаталов, проектное обучение, авторские школы, разнообразные игротехники и т.д., и т.п. — неукоснительно выталкиваются массовым образованием на периферию системы и не интегрируются ею, поскольку требуют такой перестройки отношений участников, которую система не может обеспечить имеющимися в её распоряжении, доступными и привычными ей средствами.

3. Я ничего не предлагаю делать со школой, потому что сделать с ней ничего нельзя, она постепенно и неуправляемо меняется (но гораздо медленнее, чем растут ваши дети) в соответствии с изменениями в социуме, а вовсе не в ответ, на осмысленные усилия.

И зачем тогда я все это пишу и публикую, тратя своё и ваше время?!

Вы не поверите: детей жалко! Вот этих самых, ваших (мои уже выросли), сегодняшних, которых кто-то уже "отдал" или вот-вот "отдаст" этому безразличному к ним монстру.

И как бы ни были мне (как исследователю учения, школы и образования) интересны частные и прекрасные или ужасные случаи, важнее для нас всех понимать вещи системные и закономерные.

К сожалению, все скверное в школе — системно, всё доброе — случайно.

Навалившись всей своей тяжестью на жизнь наших детей и наших семей ("как корова на крыльцо", - сказал кто-то великий), она подчиняет своему распорядку и своим требованиям жизнь сотен миллионов людей, детей и взрослых, заставляя их жить по её календарю, её заданиям, её программным гонкам, её экзаменационным требованиям, рейтинговым и прочим соревнованиям. Она нарушает и организует наши природные ритмы сна и бодрствования, чередования видов деятельности, приёма пищи и отправления естественных надобностей....

Цена, которую мы и наши дети платим за предоставляемые ею удобства (6-8-часовой присмотр, кое-какое учение кое-чему, кое-какие дополнительные возможности по части спорта и искусств), непомерна - утрата любознательности, конфликты с детьми по поводу поведения и недостаточных успехов, ежедневная скука, и вот это регулярное "ничего" в ответ на вопрос, что сегодня было в школе....

- Детей нет, - писал великий Корчак, — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Вот и учителей нет, — добавила бы я, - есть люди, с разным масштабом понятий, разным запасом опыта, разными влечениями, разной игрой чувств.

А чудо учения, повторюсь, происходит только и именно во встрече любознательного ребёнка (а они такие все, пока в школу не пошли) и увлечённого взрослого (которых единицы, их же всех почти перемолола школа, но где-то же в большом, нешкольном мире они есть? ауууу!). Поэтому чудеса и редки.

Так что, друзья мои, если хочется для своих детей чуда, придётся создавать его своими руками.

И если всё пойдёт хорошо, если вам удастся не приволочь школу домой, то ваш ребёнок годам к 9-11 научится учиться сам всему, что его интересует, а годам к 14-15 будет либо готов осознанно принять правила сложившейся социальной игры под названием "Школа", либо выберет и отстроит свой, свободный и вам сегодня не известный путь.

Удачи! ❤️

Лика Чекалова

Ща обострю: люди, которые отдают своих детей в казённое учреждение насовсем, считаются маргиналами, при этом люди, которые отдают своих детей в казённое учреждение на полдня ежедневно минус выходные на 10 лет, — нормальные члены общества.

[Эта реплика — отличный онтокритический поворот точки зрения и смыслового контекста].

Далее:

Начало перевода наивной статьи о конце школы:

Алиса Фаер
18 февраль 2016 г. ·

Мой вольный перевод начала занимательной английской статьи, посвящённой современному институту Школы. Кому интересна данная тема и кто владеет английским – имеет шанс ознакомиться с материалом целиком (P.S. – статься написано чрезвычайно образно и красиво).
«День, когда школа (наконец!) умерла.
Наши школы не просто в состоянии упадка. Они обречены. Система образования, передававшаяся от поколения к поколению с незапамятных времён, наконец-то доживает свои последние дни. Школам, которым удавалось пережить и несуразные реформы и хроническое отсутствие финансирования, смертельный удар нанесут технологии. А именно те передовые технологии, которые перевернули с ног на голову институт торговли, фотографию, музыку, издательское дело и развлечения. И эти технологии, которые трансформировали общество в целом, уже крепко взялись за бизнес образования. Впервые за всю историю, наши школы не являются единственным (или лучшим) способом обучения. Монополия разрушена, и теперь вопрос не в том, как поправить положение школ. Вопрос в том, как школы в принципе смогут остаться на плаву, когда само значение «быть образованным» в современном обществе полностью изменилось.
Бардак, который Школы создали сами.
Один вопрос изо дня в день раздаётся эхом в машинах, кухнях и гостиных по всей стране: что ты сегодня узнал в школе? И во всех штатах, от Калифорнии до Мэна, дети дают один и тот же ответ. Ученики общественных школ и ученики частных школ, богатые дети и бедные дети, девочки и мальчики… а теперь вместе хором… ни-че-го.
Как много раз мы будили своих детей ещё до петухов ради ни-че-го? Сколько часов скуки они были вынуждены выдержать ради ни-че-го? Сколько знаний они впихнули в себя, выплеснули на очередной экзаменационный бланк, а затем неизбежно забыли ради ни-че-го? Это «ни-че-го» повторялось поколениями учеников с непоколебимой предсказуемостью и поражающей регулярностью. И сейчас кажется вполне вероятным, что именно технологии, а не наша система образования, наконец-то ответят на этот крик о помощи».
Оригинал: https://medium.com/@docjamesw/the-day-the-schoolhouse-finally-died-bfcee9485c7

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения