Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-04-24

Коррупция как невозможность вести законную деятельность

Глеб Кузнецов
Удивительно, как люди у нас искренне возмущаются тем, что Васильеву предлагают не сажать. Как же так! Почему! В тюрьму, на нары! И Сердюкова! Ли Кван Ю посадил друзей! И стал Сингапур Сингапуром! Чушь.
В настоящее время любой предприниматель, любой чиновник, любой менеджер НКО, кто угодно вообще может быть посажен в тюрьму со всеми законными основаниями.
Правовая система содержит в себе кучу архаизмов еще с советских времен, которые в принципе не позволяют — и де юре, и де факто — вести деятельность на современном этапе, не нарушая законы. Новые законы противоречат друг другу в чуть менее, чем 100% случаев.
Кодексы и санпины не исполнимы в принципе. Система надзоров влегкую криминализирует любой вид деятельности от образования до недропользования. Одна проверка — и люди стройными рядами идут в изолятор, где главбух школы жалуется на жизнь директору песчаного карьера, а к их разговору прислушивается исполнитель господряда произвольно выбранного.
Получатели бюджетных средств сначала — в течение года — тратят свои, а в конце получают возмещение, за которое отчитываются, как будто в нормальном, повседневном режиме тратили государственное, как это прописано в контрактах. Это — преступление.
Прибыль как таковая формально криминализована. То есть — доказано судом — купи дешевле-продай дороже — это преступление. Мошенничество и злоупотребление доверием. Только за это за решеткой теоретически может оказаться кто угодно — от главы "Магнита" Галицкого до бабки из перехода метро.
Системы оценки государственного и негосударственного имущества, которую не может оспорить любой районный следователь с неизбежными последствиями в виде посадки для всех участников сделки, не существует. Как же не посадить людей, если "нарушены интересы неопределенной группы лиц"?
Врач не может без угрозы оказаться за решеткой выписать умирающему от рака обезболивающее, а кондитер — посыпать булку пищевым маком. Простой человек не может высказать мнение по поводу исторических событий и даже нажать на кнопку в социальных сетях без риска сесть. Любое общение с иностранцами может быть подведено под государственную измену и привести к 20 годам отсидки.
А народ возмущается тому, что Васильеву "не посадят". Ребята, никого не надо сажать. Ни Васильеву, ни Давыдову, ни Хорошавина, ни братьев Навальных, ни Хризмана с космодрома "Восточный", ни предпринимателей и их бухгалтеров, ни мэра Урлашова, ни лайкающих в социальных сетях какую бы глупость они не лайкали, ни врачей с морфием. НИКОГО. По статьям, не связанным с преступлениями против личности сегодня сажать не надо никого.
Потому что мы все — преступники. И то, что мы не сидим — это буквально недоработка соответствующих органов. Не надо помогать им широкой общественной поддержкой. Потому что следующим, кого будут требовать посадить, можешь оказаться ты. Любой несевший человек — будь то Навальный, Давыдова или Васильева — это победа общества над системой.
И неплохо было бы перевести вектор общественного интереса и обсуждения в сторону того, как сделать так, что бы любая деятельность на территории РФ — в госслужбе ли, в коммерческом секторе ли, в кухонных разговорах ли и социальных сетях — где угодно — не была в любой момент потенциально криминальна. А не требовать арестов и посадок.
Тотальность коррупции — это следствие не недостаточной борьбы с ней, а как раз того, что вести деятельность законно — практически невозможно. Так какая разница, как ты работаешь, если ты В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ можешь оказаться на нарах в любой момент?
Не посадка друзей сделала Сингапур Сингапуром. Друзей и Мабуту сажал. А некоторые — вроде Иди Амина — так и ели, физически сжирали их, предварительно приготовив со специями. Сильно это Уганде помогло?

2015-04-22

Онтодизайн: начальный вариант описания

Онтодизайн — это конструирование сетевидных визуальных моделей (двух- и трёхмерных карт) для объективизации кусочков когнитивных реальностей, индивидуальных или групповых, и дальнейшей работы над ними и с ними . Объектом онтодизайна может быть что угодно из того, что может являться содержанием когнитивной реальности актуально или потенциально, то есть наличные когниции или те, которые будут конструироваться и изобретаться. Визуализация онтологий не может не быть визуализацией когнитивной реальности, поскольку и внешний, и внутренний мир человека представлены для него исключительно в когнитивно сконструированном виде. Мы не можем ставить задачу создания онтологий объективной реальности, но вполне можем создавать онтологии когнитивных предположений (попперовских теорий) об объективной и субъективной реальностях. Через такие визуальные объективации мы можем эффективнее, полнее и глубже осуществлять слепое ощупывание разных областей этих обеих реальностей и извлекать из такого ощупывания намного больше пользы, чем с использованием уже привычных способов (линейный текст, схемы, инфографика и т.п.).

Чрезвычайно важно, что онтодизайн позволяет заставить видеть то, что мы не хотим видеть, о чём умалчиваем и не хотим задумываться, но что мешает нам вырвать ноги из болота и сдвинуться вперёд в выстраивании более надёжной почвы на многих направлениях социокультурного развития (если мы будем достаточно честны и научно-принципиальны).

Онтодизайн также позволяет вывести социально-гуманитарное знание на уровень передовых наук и современных технологий.

Онтодизайн есть признание неизбывности субъективного и целенаправленного характера любой визуализируемой онтологии и отказ от невыполнимой задачи нарисовать что-то «так, как оно есть». Это и раскрепощает, и налагает ответственность.

Нужно вписывать в онтодизайнерские модели по возможности все предвидимые ловушки, опасности и ошибки и собственные когнитивные ограничения автора и других агентов (акторов).

И нужна новая индустрия онтодизайна для снабжения потребителей готовыми продуктами и полуфабрикатами для разнообразного применения в образовании, коммуникации, науке и политике.

Важнейшие принципы онтодизайна:

В основе — онтологическая триада (два элемента-концепта и глагольная связка между ними, описывающая характер взаимодействия или отношения)

Полнота визуализации и полнота описания (полнота текстового слоя) — частная (кейсовая и задачно-целевая) и общая (теоретическая) (полнота набора элементов-концептов и полнота поясняющих текстов, семантического поля ключевых слов и т.д.)

Полнота онтологии требует включения в неё видимого и невидимого, происходящего и непроисходящего, существующего и несуществующего, деяния и недеяния, знания и незнания и т.д.

Выстроенность детализации и конкретизации концептов и связей.

Удобство (юзабилити) конструкции визуальной модели для восприятия, понимания и дальнейшего использования.

Почему ваши дети плохо учатся

Почему ваши дети плохо учатся

06.04.2015
Катерина Ясько, психолог, эдуколог
Когда мозговые структуры не созрели, у ребенка нет внутренней потребности учиться. Впихивать насильно знания - прямой путь привить отвращение к процессу познания. Новую систему школьного образования должны строить совместно педагоги, психологи и неврологи.
После того как мы окончательно забрали старших детей из школы на домашнее обучение, меня часто спрашивают: чего не хватает общеобразовательной школе?
На эту тему ежегодно пишется много книг и монографий, говорятся речи, делаются попытки реформ, в Украине есть много освітян-новаторів, которые сейчас стараются вывести систему из многолетнего кризиса. Спасибо им, спасибо уникальным педагогам, которые вопреки системе остаются Педагогами в высшем смысле (мне повезло общаться и дружить со многими), спасибо инициативе "Нова Країна".
Но я не верю, в радикальные перемены в современной школе в ближайшие пять лет, а детей нужно растить Людьми уже сейчас. Объясню.
Последние полтора года нам "посчастливилось" прожить в России в связи с работой мужа в международной организации. Это был непростой, но полезный опыт - я смогла сравнить системы образования двух, как нам теперь кажется, настолько разных стран. До этого в Украине я возглавляла благотворительный фонд, мы занимались образовательными проектами в сфере дошкольного и школьного образования.
И вот мой скромный вывод: российская и украинская государственные системы дошкольного и школьного образования практически не отличаются. И там, и там математика, язык, физкультура, иностранный(е), литература, окружающий мир ("я у світі"), физика и химия. Отличие в языке преподавания, но не в принципах и ценностях. Нас эта схожесть напугала до такой степени, что, поменяв две школы, в середине учебного года мы с мужем решились на столь радикальный шаг, как "хоумскулинг" для двух младших школьников.
Я постараюсь поделиться своим взглядом на общеобразовательную школу сквозь призму требований к человеческому капиталу в стране, где основу экономики должны составлять инновации и творчество. А это единственный путь к устойчивому развитию и процветанию для страны в современном мире.
Если сильно упростить, то человека Человеком делают три вещи: способность к саморефлексии и эмпатии; воля (способность к саморегуляции и самомотивированию на исследование и познание, преодоление трудностей в процессе достижения целей и реализации своих ценностей); творчество (сотворение чего-то нового, желательно в помощь удовлетворению чьих-то реальных потребностей).
1) Постсоветская школа почти не учитывает элементарных знаний о детской возрастной нейропсихологии и потребностях детей на разных этапах развития их мозга.
Усадить 6-7-леток за прописи и математику на 35-45 минут, когда эмоционально-волевая сфера для такого вида деятельности созревает к этому возрасту лишь у 50% детей, с точки зрения нейропсихологии - верх невежества, а в социальном плане просто несправедливо.
В этом возрасте не бывает детей неуспевающих. Бывают дети, у которых недостаточно созрели стволовые структуры, базальные ганглии, ретикулярная формация или неокортекс (и тд), а с ними и механизмы внимания, произвольной саморегуляции, координации, моторики.
На сегодня детей с неврологическими особенностями (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ, различный спектр аутизма, эписиндром, задержка речевого развития, дисграфия, дислексия, "тревожный радикал") из поступающих в первый класс около 30%.

Плюс эффект военной травмы (уже на национальном уровне), который без адекватного сопровождения не проходит бесследно. Целое поколение детей нужно будет после войны "отогревать и интегрировать". Большинству этих деток можно обеспечить полноценную качественную жизнь, но для этого школьные педагоги и психологи должны быть людьми новой формации, с новыми навыками и компетенциями, выходящими за рамки педагогики. 


Один из примеров: интерактивные, занимательные способы нейрокоррекции и стимуляции, приводящие к максимально полному и органичному развитию мозга до 12-летнего возраста должны стать частью образовательной системы.

Когда мозговые структуры в достаточной степени не созрели и у ребенка нет внутренней потребности учиться, почти насильно впихивать в них правила грамматики и пунктуации - прямой путь привить отвращение к святому процессу познания. Полностью согласна сДжоном Мединой в том, что новая система школьного образования должна стать результатом совместных усилий лучших педагогов, психологов и (!)неврологов. Я бы еще добавила предпринимателей, но об этом дальше.
2) В эстафете за "освоением программы" система потеряла человеческое лицо. Общеобразовательная школа грубо игнорирует эмоциональные и физиологические потребности детей, особенно в младшей школе. Дети находятся в жестком режиме интеллектуальной деятельности и временами проводят в школе по 8 часов в день, вставая в 7 и возвращаясь домой под вечер.
Недосып и подобный режим активности провоцирует постоянный стресс, повышение уровня кортизола в крови. Детской нервной системе тяжело справляться с необходимостью быть в постоянном тонусе среди еще 25-35 человек, в силу возраста и разных подходов родителей к воспитанию склонных нарушать личное пространство и границы друг друга (физические и эмоциональные).
Мозг переключается в режим "выживания", в котором долго пребывать не может. Ослабляется иммунитет, дети начинают болеть, поскольку бегство в болезнь - один из самых простых способов смягчить эффекты стресса. В состоянии постоянного напряжения о творчестве не может быть и речи.
Общеобразовательная школа не учит детей эмоциональному и социальному интеллекту. Часто общение с некоторыми педагогами заканчивается психологической травмой, поэтому многие дети выходят из школы с нарушенной нервной системой. Такое состояние блокирует творчество (мозг просто не производит альфа-ритмы, которые отвечают за интеграцию мозга и способность находить нестандартные, творческие решения). Страдает интеллектуальный потенциал нации, способность к инновациям.
3) Нет лучшего способа сохранить здоровье ребенка, чем не отдавать его в общеобразовательную школу. Детям и взрослым жизненно необходимы регулярные физические нагрузки и сознательное отношение к своему телу, но я не верю, что навык заботы о своем здоровье можно привить путем посещения уроков физкультуры и "охраны жизни и здоровья" в той форме, как это преподносится в общеобразовательной школе. Около половины младших школьников, просидевших 4 года за стандартными партами, к 10 годам имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом: сколиозы I-II cтепени, плоскостопие, случаются даже межпозвоночные протрузии.
Как правило, перед окончанием младшей школы наши дети на плановой медкомиссии обзаводятся почти пожизненным диагнозом "нарушение осанки".  Диагноз  записывается в медицинскую карточку и остается там до очередной медкомиссии. В лучшем случае, родителям сообщают, что надо показаться хирургу-ортопеду в местной поликлинике, где тот назначает массаж, плавание, лфк. И с этого момента начинается борьба двух систем (образования и здравоохранения) за внимание и ресурсы родителей.
Одна система создала проблему, другая ее пытается решить, но первая не отстает и добавляет работы второй. И так системы кормят друг друга, ни на шаг, не приблизив человека к здоровью и личной ответственности за свое собственное "транспортное средство" на пути к счастью.
В погоне за оценками все больше школ отказывается от физического воспитания и качественных перерывов между учебной деятельностью. Школа не заточена на важнейшие принципы: забота о теле и работа с телом является фундаментальным способом нейрокоррекции и нейростимуляции, средством воспитания характера и долгосрочной инвестицией в успеваемость и устойчивое развитие детей.
Нынешняя система образования исходит из того, что детям "в связи с избытком энергии нужно подвигаться", но не культивирует осознанное и дружественное отношение к своему телу как к бесценному средству для воплощения собственных идей, желаний и целей. И для этого не нужно 45 или 90 минут тренировок.
Мало кто из педагогов понимает, что простые короткие упражнения для тренировки вегетативной нервной системы, например, приседаний, дыхательных упражнений и медитации, чередуясь с интеллектуальной работой, способствуют развитию самоконтроля и саморегуляции, нейрогенезу (процессу формирования новых мозговых клеток), регулируют выброс нейротрансмиттеров, которые способствуют умственному здоровью и когнитивной гибкости (серотонин, дофамин и норэпинефрин), укрепляют иммунную систему, повышают выносливость, помогают регулировать аппетит и противостоять негативному влиянию стресса.
Чистая прагматика: обучение детей самостоятельно заботиться о своем здоровье и эмоциональном благополучии через саморегуляционные механизмы собственного тела помогло бы значительно снизить затраты на медицинское обслуживание.
Здоровые сотрудники способны мобилизовать свой интеллект гораздо лучше, чем больные. В компаниях, конкурентоспособность которых зависит от креативности и интеллекта, такая мобилизация приравнивается к стратегическому преимуществу.
4) Современная школа нацелена на "впихивание" знаний, находящихся в 5-секундном доступе из любого гаджета.
Хотя на самом деле она должна быть нацелена на совсем другое.
Первое - формирование характера (благодаря многолетним исследованиями психологи вывели почти универсальный список качеств/черт характера, приводящих детей к успеху - это самоконтроль, выдержка, любознательность, добросовестность, настойчивость, оптимизм, уверенность в себе, гибкость, умение доводить начатое до конца, способность проявлять упорство в выполнении скучной и неблагодарной работы).
В некоторых западных школах помимо табеля знаний существует "табель характера". По моему мнению, с точки зрения формирования личности - фантастическое решение.
Второе, на что должна быть нацелена школа, - это на развитие мышления (то есть не ЧТО я думаю, а КАК я думаю), особенно критического мышления, в процессе которого интегрируются оба полушария и задействуется "высший мозг" - неокортекс.
Ситуация с одурманиванием 85% населения России проблемой фашизма в Украине и ростом агрессии и насилия во всех сферах - не что иное как результат советских  принципов образования. Образовательная система направлена на внушение и подчинение, а не навык адекватного восприятия и критического анализа информации, особенно на предмет эмоциональных манипуляций. У целой нации после "распятых мальчиков" и ужасов войны в Украине, которыми заполняется 50% новостного эфира, сознание переместилось на уровень лимбической системы - эмоции перекрывают левое полушарие и "верхний" мозг (неокортекс).

Так способность людей думать и анализировать атрофируется. В школе людей учат ЧТО (какие мысли) думать, но не учат КАК думать. Критическое мышление, умение поставить себя в позицию другого (multiperspectivism) и умение защититься от эмоциональных манипуляций – фундаментальные навыки для современного человека.
5) Живем в эпоху информационного общества, растим поколение Z, а система образования до сих пор не включает в себя институт наставничества/менторинга/тьюторства.
При нынешнем спектре возможностей реализации, от которых голова кругом идет, нет подготовленных специалистов, способных помочь детям разобраться в себе, в своих талантах, сильных и слабых сторонах, сформулировать ближайшие зоны развития, обучить тайм-менеджменту и управлению проектами (даже маленькими - на этом принципе, например, построена система project-based homeschooling), определиться с целями и оказать психологическую поддержку в процессе их достижения.
И вот здесь в образовательной системе очень не хватает предпринимателей, как "заказчиков" новых навыков и компетенций.
6) У нас нет времени ждать до 23 лет, когда дети закончат ВУЗ, получат какую-то бумагу сомнительной ценности и начнут обеспечивать себя. Опыт показывает, что к возрасту 12 лет дети могут развить в себе достаточно компетенций, чтобы частично закрывать свои потребности путем конвертации результатов своего творчества в личные блага (я не имею ввиду детский труд, запрещенный законом!).
Много лет подряд общеобразовательная система, как в школе, так и в ВУЗе была направлена на то, чтобы дети подольше оставались в роли "до-18-лет-ребенок", но времена изменились. Поскольку на государственную пенсию лучше изначально не рассчитывать (в лучшем случае пенсионный возраст будет продлен лет до 67 лет, как в Норвегии), у нас остается единственный вариант: развиваться самим, строить крепкие отношения в семье и помогать детям обрести навыки, которые помогут им быстрее становиться самостоятельными.
Тогда родитель из роли опекуна и донора быстрее переходит в роль друга и моральной поддержки. Вместо того чтобы бороться с системой, сознательным родителям предстоит принять личную ответственность за обретение детьми этих навыков и компетенций, находя для них другие формы образования.
P.S. Мой список книг для осознанных родителей:
1. Пол Таф "Как дети добиваются успеха" 

2. Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"
3. Михай Чиксентмихайи "Поток"
4. Джон Готтман "Эмоциональный интеллект ребенка"
5. Гордон Ньюфелд "Не упускайте своих детей"
6. Элейн Эйрон "Высокочувствительный ребенок"
7. Жан Лендлофф "Как вырастить ребенка счастливым"
9. Анна Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте"
10. Л.С Цветкова: "Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста"
11. Маршалл Розенберг "Язык жизни. Ненасильственное общение"
12. Джон Медина "Правила мозга. Все, что стоит знать о мозге вам и вашим детям".
13. Miriam Mason Martineau "Integral Parenting as Spiritual Practice"
14. Дениел Сигель "Воспитание с умом. 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка"
15. Статья Ольги Писарик "Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мейнстриму"
© 2007-2015, Українська правда.
Використання матеріалів сайту дозволено лише з посиланням (для інтернет-видань - гіперпосиланням) на "Українську правду. Життя"

О настоящих предателях — предателях нравственности и чести

О настоящих предателях — предателях нравственности и чести
 по-украински))))
То критик Заславский напишет донос на то, что люди сделали номер журнала Театр, посвященный Украине, то еще ченить..
Ха
То ли еще будет
Я вот не самый доброжелательный чел на свете, мне и в свободные-то времена многие не нравились: и именно они сегодня всрались.
Если чел тебя сдает по мелочи, чего бы ему по-крупному-то не сдать?
Нас, в общем, ожидают не самые приятные открытия: готовьтесь.
Тот, кто был "замечательным" человеком, станет совсем даже не замечательным: даже если он был, скажем, правозащитником или либеральным критиком.
Все хотят (все - здесь риторическая фигура, я себя не считаю лучше всех или многих, чтоб мне тут не орали, что, мол, я вся в белом, а другие типо в говне, есть люди попринципиальнее меня и мужественнее гораздо - пока что, слава Создателю))
Но! Целый год войны с Украиной мы теряли одного за другим, одного за другим.
И это только начало.
Причем, заметьте, не под пыткой сдали: и не нас с вами даже, а, что серьезнее, целую страну.
(Пытка не рассматривается: она за гранью человеческого опыта, она НЕВОЗМОЖНА, претензий к пытуемым не может быть).
Сдали за свои, как тут любят писать, "печеньки".
Страну, седьмую часть суши - за печеньки.
вы вдумайтесь в это, господа. Страшно ведь

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения