Сегодня попалась мне на глаза в «Живой ленте» одного из друзей ссылка на англоязычный ролик про «онтологический коучинг». Про «коучинг» принципиально не читаю, поскольку на 99,9% фуфло пустое, но на «онтологический» купился и стал рыться. Дорылся и до русскоязычных пересказов тут и тут. Порылся в этом «онтологическом коучинге» — рыдаю от смеха. Эти «коучи» («кучеры» по-русски) сделали сногсшибательное открытие: люди это люди, они разные и прежде всего хотят удовлетворяющей жизни и понимания. «Онтологию» здесь прикрутили за ради красивого словца, пустой ярлык для неграмотной менагерской публики.
О сколько нам ещё таких же «открытий чудных» готовит... онтологически (бытийно) неизбывное и фундаментальное невежество людей с менеджерским образованием и таким же кругозором! А сверху идут «инновационные» указивки: «психологизацию» в менеджменте к ногтю, больше экономики, юриспруденции и «практического» менеджмента.
Подобного рода проблемы касаются не только менеджерского, но и всего образования в целом. Без глубокого и широкого научного, и в том числе фундаментального социогуманитарного, образования мы так и будем получать «специалистов» и «кучеров», после долгого набивания шишек на элементарных ошибках с восторгом оповещающих мир о том, что... это мир, сложный, разный и даже «онтологический»...
P.S. от 24.05.2015: Я сам более чем предпочитаю тренерскую позицию в поддержке самонаучения взрослых, но имею в виду под этим исключительно то же самое, что происходит в спорте, где тренер-специалист (практически всегда сам бывший спортсмен) помогает другому человеку овладеть очень чётко очерченными конкретными знаниями и навыками (компетенциями). Фактически, речь по делу может идти только о разновидности педагогики и андрагогики, но не в смысле «агогики» (вождения за руку), а в смысле параллельного сопровождения самостоятельной личной траектории усилий самонаучающегося. Тренерство, хоть сколько-нибудь заслуживающее признания и оплаты, должно быть нацелено на помощь в тренировке конкретных, осязаемо продуктивных компетенций, основанных на лучших современных научных концепциях и подкреплённых экспериментами и практическими результатами. Всё иное — это соучастие в метафизическом онанизме коучируемого.
Из идей «онтологического коучинга», о котором я пишу выше, можно извлечь некое рациональное зерно, например, помощь в организации комфортной социальной коммуникации в рамках организации, что само по себе дорого стоит, Но «помощь в организации общения» не позволяет надувать щёки так, как «онтологический коучинг». Маркетинг — это тот ещё всучинг :)
PP.S. от 2016.02.14. Всплыла принципиально более содержательная и действительно интересная заметка об онтологическом коучинге на русском языке, которую тут и воспроизвожу:
Наблюдать по-другому: онтологический коучинг и Newfield
Онтологический коучинг — одно из исторически первых направлений, возникшее в 1980-е годы и являющееся одним из крупных трендов в области коучинга и трансформационного обучения. Его также сегодня называют школой Newfield, представленной международным сообществом Newfield Network.
В таком описании действительно просматриваются некие онтологические аспекты, хотя и частичные, и сильно непоследовательные, и без обращения к опыту других фактически онтологических подходов к консультированию. Можно упомянуть хотя бы личностные конструкты Дж. Келли и когнитивный подход, которые прямо работают с онтологиями клиентов, не упоминая термин «онтология». Первоисточники про онтологический коучинг тоже относительно онтологичны:Наблюдатель
«Наблюдать по-другому» — один из слоганов этой школы и он достаточно точно отражает суть концепции и практики этого направления. Идея наблюдателя — одна из ключевых в нем. Она восходит к взглядам известных чилийских ученых Умберто Матураны и Франциско Варелы, оказавших наибольшее влияние на взгляды создателя онтологического коучинга Ф.Флореса, который проходил у Варелы непосредственное обучение (Flores, 2007). Они полагали, что наше знание о мире определяется не столько миром, сколько нашей собственной структурой и что не существует независимого от субъекта-наблюдателя объективного знания (Матурана, Варела, 2001). Эта идея является центральной для констуктивизма, согласно которому мы не столько отражаем мир, вещи, процессы, события, других людей, сколько выстраиваем, конструируем их сами с помощью собственного аппарата восприятия, языка, социальных отношений и практик. Как формулирует это сам Флорес: «Свойства вещей существуют только как операциональные различия, определяемые наблюдателем» (Winograd, Flores, 1986). Добавим, что идеи конструктивизма рассматриваются одним из источников и одной из составляющих современной философии коучинга (O‘Connor, Lages, 2007).Отсюда берет начало исходный тезис онтологического коучинга: о том, что клиент ограничен тем, как он наблюдает свой мир, и что проблемы, возможности и решения существуют лишь в «глазах зрителя» (Sieler, 2003a). Одна из целей коучинга в данном случае — позволить клиенту стать наблюдателем с более широкой перспективой видения и способов рассмотрения вещей, способного ставить под сомнение собственные наблюдения.
Язык и реальностьЯзыку в онтологическом коучинге придается принципиальное значение. Флорес опирается в своих взглядах на работы известных логиков, лингвистов, философов Джона Остина и Джона Серля — авторов теории речевых актов. Остин внес значительный вклад в науки о языке, различив в своей самой известной работе «Как производить вещи с помощью слов» (1962) два разных типа высказываний: 1) констативные, в которых мы лишь констатируем, описываем нечто и 2) перформативные, фактом произнесения которых мы порождаем то, чего не было до этого («клянусь», «я объявляю вам войну» и т.д.). Как и физические действия, перформативы можно оценить по критерию успешности (удачности, эффективности) или неуспешности, но никак не истинности/ложности (Улановский, 2004). К слову, Флорес использовал похожее различение, разрабатывая вместе с Вернаром Эрхардом практические формы работы с людьми, которые потом использовались в коучинговых программах «Форума».В онтологическом коучинге уделяется внимание нескольким характеристикам, явно или неявно представленным в языке клиента, для каждой из которых существуют свои приемы работы:© Улановский А.М., 2013
- — основополагающая забота
- — базовые языковые акты
- — типы разговоров
- — истории и нарративы
В целом же нет оснований отказываться от заголовка про невежество недоучек, поскольку по факту речь идёт об обычной практике низкокачественной и малонаучной разработки «на коленке» (непрофессионального подхода к гуманитарным НИОКР) очередного рыночного продукта с выделяющимся и загадочным названием без всякого учёта научного содержания термина, без междисциплинарного исследования, без развития уже накопленного опыта и т.д.
И, кстати, про онтодизайн.