Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2014-09-10

Что происходит с Россией с точки зрения социальной инженерии — 04: Плохо сделанная страна

  1. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 01. (КОРНИ-блог) 
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=462
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#І
  2. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 02, или Страна-контрамот. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=466
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#II
  3. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 03: Как строим, так и живём. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=482
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#ІII
  4. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 04: Плохо сделанная страна. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=532
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) — http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#ІV
  5. Что происходит с Россией с точки зрения социальной инженерии — 05: Резюме
  1. СоцИнж-форум — http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=666
  2. Нова Магнаура (перевод на болг.) — 
За время после предыдущего поста процесс деградации государства Россия продолжался успешно и последовательно. Ложь руководителей и беспринципных медиа производится в рекордных размерах и в самом низкопробном качестве, а население не приходит в себя даже от гробов собственных детей. Вводятся новые санкции со стороны Запада, уже начинают останавливаться отдельные производства и чуть ли не целые отрасли (туристическая), банки сокращают свою деятельность, цены растут всё более ощутимо (рост цен на продовольствие стал уже двузначным).

Сейчас в русскоязычном сегменте Facebook, в редких приличных интернет-медиа и на ряде качественных гуманитарных сетевых ресурсах появляется немало новых и не меньше полузабытых текстов с весьма интересными попытками объяснить, как Россия и российские граждане дошли до состояния посмешища и омерзительного пугала для всего цивилизованного мира. Из них можно почерпнуть много ценных и глубоких мыслей, наблюдений, моделей, метафор, аналогий -- и инсайтов собственного сознания. Когда-нибудь из них составят обширные коллекции в сетевых библиотеках, и будущие студенты и аспиранты будут на их основе писать прекрасные работы по истории и социологии.

Но... В этих статьях, эссе, заметках как не было, так и нет, на мой взгляд, самого важного и самого полезного: ясного описания механизма катастрофы на уровне отдельного индивида. Что и как делает единичная личность -- и миллионы таких единиц, -- чтобы направить свою единичную жизнь и жизнь миллионов граждан огромной страны в пропасть? Все пишут в основном о хаотичном движении каких-то громадных глыб слипшегося месива социальных структур, институтов, группировок, организаций -- и о единственной «суверенной» личности в России под ником ВВП.

proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com

На фото вы видите надпись на постаменте от разрушенного памятника Ленину в одном из украинских городов: «Мы должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в этом мире!» Эта, фраза, как мне представляется, бьёт в самое яблочко проблемы: необходимо предельно точно и подробно понять, как именно работает каждый единичный человек на созидание или разрушение страны и что и как нужно на этом «атомарном» уровне исправлять и изменять -- индивидуальными и массовыми усилиями. НЕОБХОДИМО ПРОПИСАТЬ И ПРЕДЪЯВИТЬ КАЖДОМУ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и работать над улучшением или над экстренным спасением общества на уровне индивидов.

Я не имею в виду расхожую идею изменения к лучшему за счёт некоего самостоятельного «личностного роста» граждан, непонятно как на это вдохновившихся. Я указываю на необходимость работы всего общества, и прежде всего профессионалов всех гуманитарных, образовательных и управленческих отраслей над кардинальным повышением качества знаний и навыков конструктивной социальной деятельности у максимального количества граждан таким образом, чтобы это качество стало мощным барьером для манипулирования, коррупции, ненависти и агрессии.

Ни в коем случае я не имею в виду что-то вроде морализаторских поучений «делай так-то и так-то, не делай так и так». Результаты двух тысяч лет христианских проповедей не сильно впечатляют. Я предполагаю возможным взглянуть на социально-экономическое развитие -- и деградацию -- как на процесс инженерно-конструкторской деятельности (НИОКР -- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), в которой, независимо от своего желания и осознания, участвуют поголовно все члены общества (граждане страны).

Почему такой подход видится мне наиболее релевантным (подходящим) и продуктивным? Да потому, что научные методы исследования и инженерные методы практических преобразований являются твёрдо нащупанными человечеством наилучшими методами познания и практики. Насколько хорошо мы ими овладеваем и насколько последовательно применяем к решению проблем -- настолько хорошо и последовательно мы идём к успехам по всем направлениям. Насколько плохо мы их применяем или вообще отказываемся от них -- настолько быстро мы деградируем и летим в пропасть.

Научные и инженерные методы сами по себе никак не зависят ни от идеологий, ни от политики, но могут применяться или игнорироваться в конструировании идеологий и формировании политики. Наука, конечно же, сама является в некотором смысле идеологией как продукт определённой философской концепции, как и инженерия является в каком-то смысле политикой, -- и это настолько несравнимо успешные идеология и политика, что именно по ним и следует выставлять критерии и ориентиры и выстраивать прочие идеологические и политические механизмы.

Наука отвечает на вопросы «что и каким образом известно?», а инженерия -- «что и как устроить и как эксплуатировать на основе того, что известно?».

Здесь я опускаю много, очень много интересного из развития эскизно обозначенного подхода и возвращаюсь опять к России. С точки зрения обозначенной мною позиции, Россия как государство и российское общество на данном этапе являются крайне неудачными и сильно устаревшими в научно-инженерном отношении продуктами. Этой оценке в полной мере соответствует тяжелейшее научно-образовательное отставание и технологическое отставание России от передовых стран практически по всем отраслям материального производства, включая в несколько раз более низкую производительность труда.

Россия сейчас -- страна с катастрофически плохо устроенным государством, корродировавшим из-за коррупции до грани исчезновения, и с развалившимся от столетней пассивности и незадействованности обществом. Явно заметны уже тысячи признаков быстро приближающегося развала этого низкокачественного продукта в предельно отвратительной конфигурации. Этот развал, к сожалению, будет стоить очень дорого и россиянам, и близлежащим странам, и всему миру, но вряд ли есть шансы на цивилизованную разборку этого монстра на металлолом. Начинать НИОКР новой России придётся, скорее всего, на костях и пепелищах. А вот каким он будет по качеству и по результату...

А что же можно и нужно сделать, чтобы результат на новом этапе был принципиально иным? Об этом в следующих заметках.

P.S. Я тут как-то быстро перескочил от индивидуальной ответственности к инженерии, и у некоторых читателей может возникнуть вопрос, как это связано. Отвечаю: прямо связано. Только в рамках научно-инженерного подхода можно точно разобраться, каких знаний и умений не достаёт индивидам для успешного участия в создании благополучного общества, ясно и убедительно это объяснить и выстроить все нужные элементы и механизмы, чтобы каждый гражданин смог этими знаниями и умениями обогатиться. И спрашивать с каждого специалиста или чиновника/политика при таком подходе можно будет намного проще и конкретнее.

2014-09-09

Антиамериканизм — это всего лишь проявление патологической зависти

Антиамериканизм — это всего лишь проявление патологической зависти, страстное желание быть американцами и Америкой при полном отсутствии желания проделать ту же работу для достижения благосостояния и мощи, что совершена объектом вожделения.

2014-09-08

Линор Горалик: пять историй про самосознание | Colta.ru

Линор Горалик: пять историй про самосознание | Colta.ru



«А кому при нынешней политической атмосфере через год будут нужны русские переводчики-синхронисты?!» «Учись, учись, — печально говорит госслужащий Е. — Не беспокойся, будут нужны». «Ну кому, ну кому?» — недоумевает переводчик-синхронист П. «А в Нюрнберге, в Нюрнберге переводить»

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения