Вчера прочитал интервью Бориса Дубина "Новой газете" с заголовком "34% россиян с высшим образованием никогда не читали книг. И не хотят" (спасибо Михаилу Вершинину за публикацию этого интервью в его блоге). Саму "Новую газету" не читаю уже очень давно и принципиально - нельзя читать тексты с таким горячечным градусом истерики и злобы, иначе возможна патологическая деформация мышления и восприятия. Однако и в таких источниках могут обнаруживаться хотя бы крохи полезного чтения, когда журналисты умудряются побеседовать с адекватным специалистом.
Проект Сколково в этом интервью не упоминается, но многое из сказанного в нём напрямую относится к очередной попытке теплично-кадкового размножения в России кокосовых пальм - игнорируем климат, почву и т.п. "мелочи", полагая, что количество вбухиваемых средств может их компенсировать. Дмитрий Анатольевич, правда, недавно в одном из телевизионных сюжетов высказал свою осведомлённость, что для успеха Сколково необходимо решать и некоторые социальные проблемы, вроде той же коррупции. Произнесение правильных фраз несколько успокаивает, но та же коррупция - лишь производная более глубоких проблем, без решения которых борьба с коррупцией будет напоминать косметическое выкашивание одуванчиков вместо существенной переделки газонов (вспомнилось, как во время недолгой своей работы в Пензенском политехническом институте в 1978-1980 гг. я столкнулся с практикой тогдашних городских властей сего славного городка выводить в приказном порядке население, включая студентов с преподавателями, на ежегодную операцию "Одуванчик" - выщипывать эту растительную беду с газонов. Проект был, деятельность была, а результатов - ноль).
И преодоление или хотя бы существенное сокращение коррупции, и обеспечение интеллектуально-технологического успеха Сколково возможны лишь на основе целенаправленной и не менее финансово обеспеченной работы в области социальной инженерии и социальных технологий для решения задач по развитию людей и общества. Пока же математики вкупе с юристами и экономистами будут считать социальные науки неким почти бесполезным довеском для "общей ерундиции", Россия неизбежно будет оставаться отсталой и слабой страной с отдельными показными "оранжереями прогресса". Это, к сожалению, реальная позиция власть имеющих на любых уровнях. Буквально месяц назад мне по поводу одного из проектов по обучению управлению человеческими ресурсами, в который были включены существенные социологические, когнитивные и социально-психологические аспекты, было отвечено: "не психологизируйте", налегайте на юриспруденцию с экономикой. И мы сейчас плодим тысячи новых молодых менеджеров, которые, может быть, и будут неплохо знать законодательство и разбираться в экономике. Но люди - это не параграфы в Гражданском кодексе и не товары на рынке... Люди - это вещь посложнее нанотехнологий и iPad'а - и даже важнее для успеха любого дела, чтобы об этом ни думали социально необразованные слои управленцев и технарей. И весьма показательной чертой этой социальной неграмотности является как раз неразличение психологии от социологии и когнитивных наук.
Получается замкнутый круг - социально-когнитивно-социологически неграмотные управленцы абсолютно преобладают в российском менеджменте на всех уровнях, поэтому они оказываются совершенно неспособными понять и осуществить необходимые прорывы в управлении и образовании именно на этих самых решающих направлениях.
Получается замкнутый круг - социально-когнитивно-социологически неграмотные управленцы абсолютно преобладают в российском менеджменте на всех уровнях, поэтому они оказываются совершенно неспособными понять и осуществить необходимые прорывы в управлении и образовании именно на этих самых решающих направлениях.