Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-07-31

Сколково обречено разбиться на осколки: если социальная инженерия и социальные технологии не будут признаны равноценными нано- и биотехнологиям

Вчера прочитал интервью Бориса Дубина "Новой газете" с заголовком "34% россиян с высшим образованием никогда не читали книг. И не хотят" (спасибо Михаилу Вершинину за публикацию этого интервью в его блоге). Саму "Новую газету" не читаю уже очень давно и принципиально - нельзя читать тексты с таким горячечным градусом истерики и злобы, иначе возможна патологическая деформация мышления и восприятия. Однако и в таких источниках могут обнаруживаться хотя бы крохи полезного чтения, когда журналисты умудряются побеседовать с адекватным специалистом.

Проект Сколково в этом интервью не упоминается, но многое из сказанного в нём напрямую относится к очередной попытке теплично-кадкового размножения в России кокосовых пальм - игнорируем климат, почву и т.п. "мелочи", полагая, что количество вбухиваемых средств может их компенсировать. Дмитрий Анатольевич, правда, недавно в одном из телевизионных сюжетов высказал свою осведомлённость, что для успеха Сколково необходимо решать и некоторые социальные проблемы, вроде той же коррупции. Произнесение правильных фраз несколько успокаивает, но та же коррупция - лишь производная более глубоких проблем, без решения которых борьба с коррупцией будет напоминать косметическое выкашивание одуванчиков вместо существенной переделки газонов (вспомнилось, как во время недолгой своей работы в Пензенском политехническом институте в 1978-1980 гг. я столкнулся с практикой тогдашних городских властей сего славного городка выводить в приказном порядке население, включая студентов с преподавателями, на ежегодную операцию "Одуванчик" - выщипывать эту растительную беду с газонов. Проект был, деятельность была, а результатов - ноль).

И преодоление или хотя бы существенное сокращение коррупции, и обеспечение интеллектуально-технологического успеха Сколково возможны лишь на основе целенаправленной и не менее финансово обеспеченной работы в области социальной инженерии и социальных технологий для решения задач по развитию людей и общества. Пока же математики вкупе с юристами и экономистами будут считать социальные науки неким почти бесполезным довеском для "общей ерундиции", Россия неизбежно будет оставаться отсталой и слабой страной с отдельными показными "оранжереями прогресса". Это, к сожалению, реальная позиция власть имеющих на любых уровнях. Буквально месяц назад мне по поводу одного из проектов по обучению управлению человеческими ресурсами, в который были включены существенные социологические, когнитивные и социально-психологические аспекты, было отвечено: "не психологизируйте", налегайте на юриспруденцию с экономикой. И мы сейчас плодим тысячи новых молодых менеджеров, которые, может быть, и будут неплохо знать законодательство и разбираться в экономике. Но люди - это не параграфы в Гражданском кодексе и не товары на рынке... Люди - это вещь посложнее нанотехнологий и iPad'а - и даже важнее для успеха любого дела, чтобы об этом ни думали социально необразованные слои управленцев и технарей. И весьма показательной чертой этой социальной неграмотности является как раз неразличение психологии от социологии и когнитивных наук.

Получается замкнутый круг - социально-когнитивно-социологически неграмотные управленцы абсолютно преобладают в российском менеджменте на всех уровнях, поэтому они оказываются совершенно неспособными понять и осуществить необходимые прорывы в управлении и образовании именно на этих самых решающих направлениях.

Математика и физика социальной жизни: почему нет спроса на социальных инженеров и социальных программистов

Сегодня у меня была беседа, в которой мой собеседник высказал тезис, что в системе образования, прежде всего высшего, складывается ситуация, весьма благоприятная для роста материальной состоятельности математиков - в школе особо математике не учат, но она всё больше и больше требуется для получения перспективных профессий и занятия высокооплачиваемых рабочих мест. Рост материального благополучия специалистов сложной интеллектуальной дисциплины в России не может не радовать, но тренировки в критическом мышлении приводят меня в последнее время всё чаще к ассоциациям и открытиям преимущественно с горьким привкусом. Возникли они и в этом случае - читайте дальше.

А тут ещё на всех телеэкранах показывают Silicon Valley, где наш президент пытается уловить дух инноваций, чтобы вдохнуть его в подмосковное Сколково (я начал писать этот пост вечером 25 июня). Озвучиваются миллиардные вложения в разных валютах, рисуются картины интеллектуального и технологического взлёта. А у меня на это, как слюна на солёный огурец, опять выделяются критические вопросы и грустные ассоциации.

Количество и качество плодотворных и высокотехнологичных социальных и когнитивных знаний ничуть не уступает по качеству и плодотворности математическим или физическим, а по жизненной важности первые во многом превосходят последние. Но их или не преподают, или преподают не то и не так и, самое главное, их не делают необходимыми.

Физику и математику делают необходимыми столь полюбившиеся нам гаджеты - от паровой машины до сотового телефона. А социальные и когнитивные знания могут сделать необходимыми и высокоценными и ценимыми друг для друга только сами же люди. Как мне представляется, есть только два института, приспособленных для прямой утилизации этих знаний и для повышения их рыночной стоимости и привлекательности - образование и государственный аппарат. Возможно, правда, при соответствующей доработке и и упаковке продукта возникновение спроса со стороны корпораций на вооружение этими знаниями хотя бы некоторых категорий своих работников.

К чему это я? Да к тому, что новая Россия действительно начнёт становиться новой и обретать хоть сколько-нибудь обоснованную перспективу уверенного прогресса не тогда, когда в Сколково создадут конкурентов iPhone или запустят биотехнологическую линию по выращиванию клонов образцовых граждан России. Нет, это точно не поможет ничему, кроме косвенной и временной компенсации колоссальной социально-когнитивной и социально-технологической отсталости России. Вот когда государство серьёзно возьмётся за создание социоинженерного "Сколково" и заставит образование развернуться к жизни лицом, а не жопой, тогда и можно будет с весомым основанием проявить умеренный оптимизм и укоротить желание быть беспробудным циником.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения