Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2025-03-26

Каждый человек должен иметь свою паровую машину жизни

Каждый человек должен иметь свою паровую машину жизни

Каждый человек должен иметь свою паровую машину жизни

Онтология А. Платонова гениальна

   Федор Федорович Гопнер заметил Якова Титыча изо всей массы прочих, он ему показался наиболее расстроенным человеком, живущим вдаль по одной инерции рождения; но расстройство Якова Титыча уже замертвело в нём, он его не чувствовал как неудобство состояния и жил, чтобы забыться кое-чем: до Чевенгура он ходил с людьми и выдумывал себе разные думы, что его отец и мать живы, и он тихо идёт к ним, и когда дойдёт — тогда уж будет ему хорошо; либо брал другую думу, что пешеход, идущий с ним рядом, есть его собственный человек и в нём находится всё самое главное, пока недостающее в Якове Титыче, поэтому можно успокоиться и идти дальше с твёрдыми силами; нынче же Яков Титыч жил посредством таракана. А Гопнер как пришёл в Чевенгур, так не знал, что ему делать, первые два дня он ходил и видел — город сметён субботниками в одну кучу, но жизнь в нём находится в разложении на мелочи, и каждая мелочь не знает, с чем ей сцепиться, чтобы удержаться. Но сам Гопнер пока не мог изобрести, что к чему надо подогнать в Чевенгуре, дабы в нём заработала жизнь и прогресс, и тогда Гопнер спросил у Дванова:

   - Саш, пора бы нам начинать налаживать.
   - Чего налаживать? — спросил Дванов.
   - Как чего? А зачем тогда прибыли на место? Весь детальный коммунизм.

   Дванов не спеша постоял.
   - Здесь, Федор Федорович, ведь не механизм лежит, здесь люди живут, их не наладишь, пока они сами не устроятся. Я раньше думал, что революция — паровоз, а теперь вижу, нет.

   Гопнер захотел себе всё это представить с точностью — он почесал себе ушную раковину, где от отдыха уже пропала синева кожи, и представил, что поскольку нет паровоза, постольку каждый человек должен иметь свою паровую машину жизни.

   - Для чего ж это так? — почти удивился Гопнер.
   - Наверно, чтоб было сильнее, — сказал в конце Дванов. — Иначе не стронешься.

Платонов А. Чевенгур

2025-03-25

Лени не существует. Но есть невидимые преграды / Laziness Does Not Exist

Laziness Does Not Exist. Psychological research is clear: when… | by Devon Price | Human Parts

Laziness Does Not Exist. But unseen barriers do.
Лени не существует. Но есть невидимые преграды.

Увидел этот заголовок в рассылке платформы Medium и прочитал первые два абзаца профессора социальной психологии Devon Price (полный текст для платных подписчиков). Основной тезис «ситуация превыше всего» там сразу заявлен, дальше можно попросить ChatGPT дописать остальное.

Я всё же немного потренируюсь в самостоятельном мышлении письмом и в продвижении онтокритики без впутывания ИИ (который пока никакой не «интеллект», а всего лишь быстродействующий электронный секретарь-референт без собственных мозгов и без системы связи с реальностью).

Как мы (в лице науки) хорошо понимаем уже 60 лет, социум возможен только потому, что каждый человек с момента рождения  социализируется (изготавливается под социум) прежде всего как винтик социума, а не как автономная личность. Социализированный индивид «заточен» под «вписывание» в «роевую» социальную ситуацию, а не под личное выпендривание.

Гуманистические мифы «освобождения потенциала личности» и «свободного личностного роста», реализуемые на практике социоинженерными мерами снижения разных форм социального давления, в массовом масштабе ведут не к высвобождению мифического же «внутреннего давления к полной реализации», а к снижению реального «давления к росту» у всей популяции. Усиление ленности каждого следующего поколения строго инженерно гарантировано. Такой вывод не является оправданием архаичных и негуманных методов «закручивания гаек», но в очередном аспекте жёстко указывает на неотложность признания проблемы вопиющей архаичности господствующего уровня социальной инженерии.

2025-03-24

Даже демократию надо реформировать: инженерная нищета политиков — и всех-всех-всех

«Даже демократию надо реформировать»: инженерная нищета политиков — и всех-всех-всех

«Даже демократию надо реформировать»: инженерная нищета политиков — и всех-всех-всех

   Сегодня (2025.03.23) увидел в сети небольшое интервью Леха Валенсы, в котором меня почти сбила с ног шоковая банальность в субтитрах перевода: «Даже демократию надо реформировать». Далее Валенса изложил три пункта, абсолютно обязательные для программ всех партий любой направленности. Не буду тратить время на поиск их точной формулировки и цитирование, поскольку они столь же наивно-беспомощны, как и заглавное озарение. Если бы Валенса сказал нечто вроде «[Оказывается], даже дом (машину, станок, компьютер, обувь и т.д.) надо регулярно ремонтировать, обновлять и менять!» с тем же пафосом и напором и как великую истину, то его наверняка бы заподозрили в симптомах деменции или Альцгеймера. Интервью с таким «открытием» точно не появилось бы ни на одном серьёзном новостном канале.

   Могут, конечно, возразить, что Лех Валенса был в своё время всего лишь портовым рабочим, хотя и политически активным, а в должности президента Польши не имел серьёзных полномочий и ответственности, и посему его высказываниями стоит пренебречь. Я на это отвечу, что нередко именно незамыленный цеховыми предрассудками и шорами политиков взгляд человека из радикально другого цеха, в данном случае докерского (и тут я вспомнил Эрика Хоффера), способен увидеть вслед за андерсоновским мальчиком: «А король-то голый!».

   Ровно год назад я написал текст «„Болгаркой“ онтокритики по сгнившим конструкциям демократии» (https://ontocritic.org/blog/archives/3293), к которому и отсылаю. Мой вариант фразы «Carthago delenda est» («Карфаген должен быть разрушен»): «Социальная (социоинженерная) неграмотность должна быть ликвидирована». Пока самоконструирование и самопроизводство социальности/человечности не будет осознано, признано и принято на практике как полностью (социо)инженерный процесс с инженерной ответственностью каждого человека — со всеми вытекающими инженерными следствиями — люди продолжат биться о самих себя и сами с собой как слепые зомби.

2025-03-23

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке — введение

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке

Онтокритическое чтение сложных нужных социогуманитарных текстов

«Что охраняешь, то и имеешь». М.Жванецкий

Проблемы производства, применения и (не)донесения научного социального знания

  • Производство научного социального знания как элитарно-цеховое изготовление «чистого» знания для избранных (интеллектуальных и властных элит). Nicholas Maxwell — полвека борьбы за переориентацию науки и университетов на wisdom vs. knowledge (на практически полезную людям и обществу мудрость).
  • Социоинженерное использование преимущественно для изготовления и применения техник и технологий манипуляции, а не для настоящего просвещения, посвящения и приобщения к открытой и честной социальной инженерии.
  • Недоведение произведённых научных социальных знаний до высококачественного и максимально практичного ширпотреба.
  • Любые знания по-настоящему присваиваются и осваиваются только при определённом уровне самостоятельных усилий научения.

Проблемы мифа «естественной» социальности

  • Люди не живут по генетической программе, а делают всю социальную жизнь каждый раз заново.
  • Люди делают свою жизнь как знают и как умеют (как деды научили).
  • Все люди делают всю жизнь всех людей (планета крошечная).
  • Вероятность шансов на позитивное будущее, тем более на улучшающееся будущее, может быть повышена ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО через максимально массовое и максимально быстрое переключение первичной и всех вариантов вторичной социализации с модели «естественно-данности» на модель осознанной и квалифицированной социальной инженерии.
  • Проблема базовой социальной и инженерной (не)грамотности, следовательно, должна быть признана как критически ключевая и должна начать разрешаться как одна из самых первоочередных.
  • Пока доступно только индивидуальное и мелкогрупповое подключение к передовому процессу.

«Даже демократию надо реформировать». Лех Валенса

Проблемы ремонтно-инерционной социоинженерии

  • Нет осознанного и признанного реперного основания для планомерной работы.
  • В результате — всполошная активность только во время и сразу после пожаров.
  • Компартментализация (трайбализация), т.е. межгрупповая вражда вместо сотрудничества.
  • Идеологизация вместо инженеризации.
  • Власть и ресурсы в руках инженерных дилетантов и инженерно безграмотных групп.
  • Символический (и можно добавить эпистемологический) «капитализм» у Musa al-Gharbi (см. символический универсум у П.Бергера и Т.Лукмана).
  • Хизер Марш с её Binding Chaos (эпистемические сообщества и мосты знания) и социоинженерными проектами.
  • Можно начать индивидуально осваивать азы социальной грамотности и социальной инженерии. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие улучшения в большинстве случаев гарантируются.

   Попытка вступления в тему — https://youtu.be/AgufqA3S...

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения