Андрей Ростовцев: «Страной управляют прохиндеи с фальшивыми диссертациями»
В России появились тысячи фальшивых учёных-экспертов, что самым неблагоприятным образом сказывается на экономике, образовании, медицине и на уровне жизни
Беда бедовая. С начала 2000-х массовая эпидемия покупки дипломов кандидатов и докторов наук приобрела в стране катастрофический масштаб. Учителя, медработники, ракетостроители... Но хуже всех дела обстоят у правоведов. Так, в прокуроры, судьи, адвокаты, эксперты хлынула волна желающих легкой наживы. Хуже того, по закону Архимеда эта социальная субстанция стремится любой ценой занять ключевые руководящие посты, — пишет в ФБ физик, общественный деятель, один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев.
Поэтому десятилетие, давшее стране многие тысячи фальшивых ученых-экспертов, еще как минимум одно поколение будет самым неблагоприятным образом сказываться на экономике, образовании, медицине, да и вообще на уровне жизни. Можно построить нехитрую математическую модель, в которой на входе — армия прохиндеев карьеристов, а на выходе — замедление роста ВВП, утечка мозгов, средняя продолжительность жизни, неправосудные решения, санкции, аннексии и войны. Любопытно, что роль одного из определяющих факторов в такой модели играет закон «о сроке давности», вставший на защиту фальшивых ученых и позволяющий этой армии безграмотных продолжать управлять страной.
Посмотрите на это чудо статистики. Что на графике? Распределение процентного отношения масштабно сплагиаченных диссертаций (по данным Диссернета) к полному числу защищенных диссертаций в зависимости от года защиты.
Внушает ли оптимизм наблюдаемый резкий спад на графике после 2012 г? Да. Во-первых, резко, почти в два раза, сократилось общее число защит. Во-вторых, резко сократилось число диссертационных советов. В-третьих, вырос средний ценник и одновременно с ценником значительно возросли риски. Всё это в совокупности не могло не привести к существенному спаду желающих без труда заполучить ученую степень.
А может быть диссертации начали переписывать своими словами и поэтому плагиата машина не видит? Это далеко не так. Машина "видит", если можно так выразиться, скелет текста. Если автор одевает скелет в новые одежды, то это сразу заметно и эксперты Диссернета фиксируют это в комментариях. Совсем глубокий рерайт настолько трудоемок, что часто бывает легче написать текст самостоятельно. Но проблема совсем не в этом.
...А в чём? Возникают новые проблемы, с которыми научное сообщество столкнется в ближайшие годы. Первая проблема — юридическая — доказать, что два с виду различных текста по сути говорят об одном и том же. Вторая проблема — институциональная — многие университеты, занимавшиеся вчера производством фальшивых диссертаций, сегодня получили право присуждать ученые степени самостоятельно. Такие ученые степени отобрать у них уже ни ВАК, никто иной не в состоянии. Они сами себе и прокуроры и судьи. Следует в будущем ожидать на рынке научной рабочей силы новые армии докторов белгородских, орловских, кисловодских и иных наук. Как эту проблему решить? У Диссернета есть свой рецепт, но боюсь, что общество к этому пока не готово.
Между тем, поддельные диссертации неизбежно провоцируют и другие нарушения закона, как это произошло с Ольгой Зелениной, заведующей химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства. Ольга седьмой год находится под следствием за высказанное ею научное мнение о невозможности полной очистки пищевого мака. Ее обвиняют в «участии в преступном сообществе» и «превышении должностных полномочий».
Вот что думает по этому поводу Андрей Ростовцев:
«Сфальсифицированное «маковое дело» в отношении ученого Ольга Зеленина (Olga Zelenina) имеет под собой веский экономический интерес бандитов в погонах. Это обстоятельство остается незамеченным следствием, ему также не придают значения в ходе судебного разбирательства. Казалось бы, на скамье подсудимых должны находиться не импортеры пищевого мака и не ученые, мнение которых не устраивает преступников в законе, а вполне конкретные бывшие сотрудники наркоконтроля.
Для Диссернета «маковое дело» важно ещё потому, что на его примере становится ясно, что фальшивые учены степени — это не только экономический крах в масштабах всей страны, не только отставание в образовании и в социальной сфере, не только низкая продолжительность жизни, не только технологическая импотенция, но и масштабная фальсификация уголовных дел, выстроенная неправосудная система, жертвой которой может стать любой случайный человек. Свежая статья в «МК» Юлии Калининой, как раз о рандомном действии репрессивного механизма на примере «маковых дел».»
Ольга Зеленина пишет: «Причина возбуждения проста. В 2011 году Общественная палата РФ с подачи комитета «За права человека» инициировала создание рабочей группы по разработке проектов изменений ГОСТ Р 52533-2006 и созданию методики анализа пищевого мака на содержание наркотических средств, естественных для этого вида пищевой продукции. Поводом стали множественные обращения бакалейщиков, ставших жертвами амбиций службы ФСКН.
19 апреля 2012 г. я была командирована в Москву для участия в совместном заседании Общественного совета при ФСКН России, Комиссии общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и Межрегиональной общественной благотворительной организацией «Комитет за гражданские права». (том 1664 л.д. 296) Мне было предоставлено слово, и я сказала, что «Действия сотрудников ФСКН по маковым делам несут признаки злоупотреблений властью и коррупции: к ответственности предпринимателей привлекают выборочно, имеются показания о вымогательстве сотрудниками ФСКН денег у предпринимателей».
Моё выступление прервал лично директор ФСКН Виктор Иванов. Думаю, что именно тогда он решил меня наказать за подрыв авторитета службы. Наказать меня ему удалось.»
Фрагмент докторской диссертации бывшего главы ФСКН Виктора Иванова, отомстившего ученому-химику О.Н. Зелениной за высказывание научной истины и её гражданскую позицию.
Серым цветом обозначены страницы, содержащие технические элементы диссертации, не подлежащие проверке: титульный лист, оглавление, библиографический список, страницы с иллюстрациями, таблицами, диаграммами, приложениями.
Прочими цветами обозначены страницы, на которых имеются заимствования из тех или иных источников, перечисленные в "легенде" под таблицей на странице сайта, содержащей соответствующую экспертизу и ее полные атрибуты.
Не закрашенными остались страницы, на которых заимствования пока не обнаружены.
Оригинал здесь