Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-10-15

Эрратология: тренинг ошибок

Уже находится в разработке и планируется к проведению в Москве - 4-5 декабря 2010 г. тренинг ошибок. Если вы настолько мудрый и зрелый человек, что готовы узнать немало горькой информации о своих и чужих ошибках и о том, как много ценного и полезного можно из этого знания извлечь, а также готовы поработать над выработкой умений по распознаванию ошибок и их конструктивному использованию и пошаговому устранению, то не ждите приглашений - заявляйтесь для участия.  Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина). 

2010-10-11

Критическое мышление: у них и у нас...

Провёл поиск в базе журналов SAGE по словосочетанию "critical thinking". Получил такой результат:  "Results 161-240 of 67298 found for critical in Full Text and thinking in Full Text in all SAGE content". На деле примерно 200 ссылок из первых 240 прямо относятся именно к критическому мышлению как таковому, но при этом поражает многообразие видов деятельности, в которые внедряется КМ и частота статей о применении КМ в менеджменте и бизнесе. Даже комментировать не хочу...

Заметки о 1-й международной конференции «Культовые группы в обществе: Превенция, информация, помощь» в Риме

Тезисы и данные о докладчиках на английском и итальянском языках можно скачать здесь (итальянская страница конференции).

Первое, что хочу отметить: в Западной Европе практически в каждой стране государство так или иначе поддерживает финансово деятельность организаций, оказывающих помощь жертвам деструктивных культов и предоставляющих информационные услуги населению по данной проблеме. И политики, и госчиновники там признают проблему культов, считают её достаточно серьёзной и требующей внимания и решения. А мы в РФ и тут будем ещё 20 лет "догонять"?

На конференции в Риме были и представители итальянской полиции, и депутат одного из провинциальных парламентов Италии, Роберто Асквини (Roberto Asquini), выступивший с очень интересным проектом закона (областного уровня) по "поддержанию прав граждан и их полной интеллектуальной, психологической и моральной свободы". По этому проекту предусматривается поддержка общественных организаций, занимающихся "устранением манипулирования и внушённой (индуцированной) зависимости из жизни граждан", а также создание центров, оказывающих психологическую и юридическую помощь жертвам опасного манипулирования. Особенно замечателен пункт, по которому власти могут оказать прямую финансовую помощь гражданам, вступившим в юридическое противостояние с манипуляторами.

Впервые удалось узнать из первых рук про посткультовую реабилитацию в Швеции. Järvå Håkan, сам бывший саентолог, теперь профессиональный психолог-консультант, оказывает психотерапевтические услуги бывшим культистам и помогает готовить волонтёров в организации бывших членов культов Hjälpkällan. Им написана книга "Культовая болезнь" (на шведском языке, само собой). Примечательная деталь - работа с бывшими культистами финансово поддерживается государством из фонда, формируемого из тех наследств, для которых не нашлось наследников. В Швеции эти средства автоматически отходят государству.

Весьма полезным был доклад Майкла Лангоуни (Michael Langone), исполнительного директора ICSA. В нём были сформулированы базовые теоретические основы деятельности ICSA и обозначены основные направления исследовательской, просветительской, обучающей и консультативной работы. Перевод презентации этого доклада на русский язык может быть в скором времени выложен в сеть.

Особый интерес представлял для меня доклад профессора Алана Шефлина (Alan Scheflin) "Как доказывать экстремальное влияние в суде". Докладчик представил модель социального влияния (Social Influence Model), которая позволяет выстроить структуру экспертных показаний о применении экстремального социального влияния в определённых обстоятельствах (ситуации). Мне было приятно убедиться, что в своих разработках по методике социально-психологической экспертизы я шагаю в ногу с ведущими западными специалистами. Основные положения доклада переведу и опубликую в ближайшем будущем.

Были также обзорные доклады о проблеме культов и о деятельности антикультовых общественных организаций в Испании, Великобритании, Бельгии, Австрии, Италии, Польше и России (ваш покорный слуга).

Отмечу в завершение ещё два доклада (параллельно с англоязычной шла насыщенная итальянская сессия, которую, к сожалению, прокомментировать не могу,  абстракты доступны на итальянском и английском). Это доклад Джилли Дженкинсон (Jenkinson  Gillie, Hope  Valley  Counselling  Limited) об особенностях клинического подхода к психотерапии культовой травмы (в наличии презентация на английском языке) и доклад Родерика Дуброу-Маршалла (Dubrow-Marshall Roderick, RETIRN) о результатах исследований по проблемам реабилитации бывших членов культов.

В целом впечатления от конференции самые положительные. Восхищает уровень организации, плотность и чёткость графика, ясные и хорошо структурированные презентации и, самое главное, высокий профессионализм всех участников. Эти два дня были для меня чрезвычайно плодотворными и полезными, они дали пищу  для размышлений и импульс для работы как минимум на несколько месяцев. Планирую обязательно поехать на ежегодную конференцию ICSA в июле 2011 г. в Барселоне.

Издательство "SAGE" открыло архивы для бесплатного доступа

Издательство SAGE Publications проводит акцию: открытие архивов журналов по психологии, психотерапии и консультированию для бесплатного пользования до 31 октября 2010 года. Чтобы получить свободный доступ к статьям, достаточно зарегистрироваться по этой ссылке.

Психология должна быть включена в школьную программу: вроде бы процесс пошёл

Сегодня обнаружил сообщение РИА Новости от 8 октября:
МОСКВА, 8 окт - РИА Новости. Предложение о преподавании психологии как школьного предмета поддерживает министерство образования и педагоги, сообщил в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной Всемирному дню психического здоровья, и.о. директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Зураб Кекелидзе.
"Всеобщее психологическое образование - необходимо. О гигиене полости рта, и какая паста лучше - нам каждый день говорят. А о том, что нам делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, нам не рассказывают", - сказал и.о. директора центра.
По словам Кекелидзе, сейчас готовится первый учебник по психологии для 3 и 4 класса.
Когда мы с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко обсуждали вопрос преподавания психологии в школе, то получили поддержку. Потом мы собрали директоров школ и спросили, можно ли ввести такой предмет, и в каких классах. Мы получили удивительный ответ - предмет нужен с 1 по 11 класс", - отметил Кекелидзе.
Всемирный день психического здоровья. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.
http://www.rian.ru/edu_reform/20101008/283539104.html
Такая подвижка радует, но закрадывается и тревога - как бы психология в школе не превратилась во второе издание всеядно-эзотерической валеологии. Если основой будет строго научная психология, и не местечково-попсового уровня, а академически-мирового, то есть надежда... Главное, как всегда, - кто и каких преподавателей будет готовить, и сколько они будут получать за свою работу. Желательна также жёсткая психиатрическая проверка кандидатов на преподавание нового предмета. А на учебники хотелось бы взглянуть попристальнее.

P.S. Неужели в Минобразования читают мой блог? (шутка!)

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения