Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2012-03-18

Анатомия анатомии: антилогика мифологии

Грани.Ру // Блоги / Свободное место / Анатомия анатомии

free (Павел Шехтман)

Наконец нашел время - посмотрел пресловутую «Анатомию протеста».

Не вдаваясь в фактическую сторону и вопрос о том, что конкретно и как было передернуто и сфальсифицировано в этом шедевре, равно как и в разные забавные подробности (например, выступление в качестве главного «эксперта» широко известного своим умом молодогвардейца Вовы Бурматова), отмечу только принципиальное противоречие концепции, на которое теперь буду указывать всем, кто далек от протеста, но искренне хочет разобраться в происходящем.

Что-таки перед нами – имитация протеста на американские деньги или реальное массовое антиправительственное движение (конструктивное или деструктивное – для данного случая неважно)?

Кто-таки был на всех этих митингах – случайная массовка, нанятая по 500 рублей за рыло, или опасные экстремисты, готовые идти и свергать законную власть?

Вопросы, вопросы...

Если массовка, то из-за чего, собственно, сыр-бор? Путин настолько слаб и беспомощен, что его может свергнуть наемная массовка? Видимо, да, потому что оказывается, что власть со всеми своими спецслужбами и правоохранительными органами не в силах даже провести расследования - кто, как, на какие деньги организует массовку, так что этим приходится заниматься героическим журналистам НТВ, в то время как наивные власти приглашают запродавшихся Госдепу организаторов массовки в Думу и на чай к президенту!

Если же перед нами реальное и серьезное движение, представляющее опасность для «легитимной» власти, то извольте объяснить, кто все-таки эти люди? Чего они хотят? Дайте нам хоть что-то напоминающее реальную «анатомию протеста» вместо кадров отсчитываемых денег!

Если Немцов и Навальный мечтают исключительно о кровавых провокациях – зачем же они маниакально согласовывали митинги? Если митинги платной массовки представляют собой смертельную угрозу стабильности и государственному строю – зачем же власти шли на их согласование, пригрозите массовке дубинкой – и дело с концом, кто же пойдет под дубинки за 500 рублей?

И почему, наконец, почему организаторы платных провокаций на деньги Госдепа не в тюрьме и не под следствием, а в комиссии при президенте? Неужели потому, что Медведев ничего не знал о криминальной сущности их деятельности, пока НТВ не раскрыло ему глаза?

Все это очень естественные и разумные вопросы, но увы, фильм рассчитан на людей не с историческим, социологическим и вообще рациональным, а с мифологическим сознанием. В рамках этого сознания Госдеп играет ту же роль, что в сознании первобытном – колдуны соседнего племени, а деньги выступают в качестве зловещей магической силы. Не зря же само понятие «сакральной жертвы» апеллирует к этим древнейшим пластам сознания, напоминая то ли о языческих ритуалах, то ли о зловещих шабашах сатанистов. Почему я и мои приятели выходили 5 марта на Лубянскую площадь? Странный вопрос. А почему ведьмы вызывали бури? Почему евреи вызвали чуму, прыская своими снадобьями в колодцы? Почему, наконец, вредители подсыпали гвозди в масло на советских фабриках? Анатомия протеста заключается в том, что есть люди, души которых одержимы Дьяволом. Мир погряз во грехе, Дьявол через Немцова, Навального и прочих аггелов своих манипулирует безмозглыми толпами, и только усилия Светлого Мага Путина спасают нас пока что от низвержения во тьму кромешную. Да кто бы и сомневался.

2012-03-17

Среда визуального осмысления (Visual Understanding Environment) — вышел релиз 3.1.2

Вышел новый релиз Среды визуального осмысления (Visual Understanding Environment) под номером 3.1.2. В сообщении на форуме VUE было приятно увидеть и свою фамилию в числе участников проекта. Я считаю эту и подобные ей программы основой создания визуально-картографического языка науки, обучения и социальной инженерии, и данную идею реализую сейчас в проекте КОРНИ.

Библейские метафоры такие библейские

ЖЫVOY ЖOURNALЪ - Библейские метафоры такие библейские

16:39
15/3/2012

fyodorrrrr
Из одного подзамочного поста, прекрасное.

«Понтий Пилат отказался освободить предполагаемого активиста, обвиняемого в хулиганстве. Пока его следователи пытаются установить личности его учеников и других участников акции в главном Храме Иерусалима, корреспондент «Иерусалимских Вестей» обсудил действия активиста с культурологами, юристами и представителями иудейской церкви.

Иисуса Христа (псевдоним) хотят судить по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное организованной группой лиц) за его предполагаемое участие в скандальной акции в Храме, когда активист избивал торговцев, оскорблял верующих, а также пообещал разрушить здание Храма.

В пресс-службе иерусалимского главка нам пояснили, что задержан был один человек — зачинщик потасовки. Выслушав все доводы, Понтий Пилат отказался отпускать активиста на свободу. Он останется под стражей до праздника Пейсах.

Вопрос, почему действия активиста были классифицированы как «хулиганство» (ст. 213 УК), а не «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов» (ч. 2 ст. 5.26 КоАП) или, например, «экстремизм» (ст. 282 УК РФ), большинство юристов предпочитают обходить стороной. Защитник Христа Н.П. объясняет это тем, что за экстремизм Уголовный кодекс предусматривает меньшее наказание — пять десятков плетей, а за хулиганство могут дать распятие.

Представители прокуратора после заседания отказались от комментариев на счет того, исходя из какого принципа была выбрана статья для Ииуса Христа. Ответ на запрос в ГУ МВД по Иерусалиму, куда мы также обратились за официальным комментарием, также пока не последовал.

В неформальной беседе источник в правоохранительных органах заявил, что активисту вменили статью Уголовного кодекса «хулиганство», «потому что было грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу и совершенное по мотивам политической и религиозной ненависти группой или по предварительному сговору, и все эти признаки перечислены в 213 статье». У хулиганства и экстремизма, пояснил он, разный состав преступления: у действий, подпадающих под статью 213, — материальный (или завершенный), а по 282 статье — формальный, то есть носящий побуждающий характер. «Грубо говоря, если бы он призывал прихожан скакать вместе с ним, разгонять торговцев и выкрикивать лозунги против Рима, это был бы экстремизм, — сказал он. — А так он просто всех разогнал, поэтому состав завершенный».
Уголовное преследование, а не административное, по его словам, наступило из-за «тяжести последствий»: событие было слишком резонансным.

Председатель иудейского священства Всеволод Чаплин счел совершенно логичным позицию Рима в отношении активиста. «Закон должен защищать граждан и то, что им дорого. Если защищаются многие государственные символы, защищаются честь и достоинство личности, почему не должны защищаться религиозные ценности, которые для многих людей дороже жизни, дороже чести, достоинства и государственных символов», — заявил Чаплин.
По словам Чаплина, здесь речь идет о разжигании розни на религиозной почве, а это опасно, поскольку «может разрушить гражданский мир и стоить жизни большинству людей».
Священник считает, что осквернение почитаемых верующими предметов также должно наказываться как преступление.

«Административный кодекс предполагает санкцию за осквернение почитаемых верующими предметов, и я считаю, что эту норму стоит перенести в Уголовный кодекс, потому что преступление, о котором идет речь, очень опасно с точки зрения посягательства на гражданский мир», — уверен Чаплин. Встречаться с Христом, чтобы его вразумить, священник не считает нужным. «Если будет его желание, первосвященник с ними встретится. Навязывать общение никто не должен», — сказал Чаплин. О прощении Христа можно говорить только в том случае, если он сам выразит желание покаяться. В этом случае, по словам Чаплина, «его простит Бог, Тора и, наверное, это не оставит без внимания государство, потому что раскаяние смягчает вину даже по светским законам».

К его мнению присоединился и фарисей Георгий Рощин. «Это кощунственная акция, которая была спланирована и проведена сознательно и привела к нарушению общественного порядка. Конкретный человек не должен переступать ту грань, которая нарушает нормальное течение жизни, это соблюдение мира и стабильности во всем обществе», — заявил Рощин. По мнению фарисея, в его поступке должно разобраться правосудие. «Чтобы чувства никому не было зазорно оскорблять, есть правовые нормы, которые будут применены», — сказал он. Рощин считает, что место проведения акции — это «отягчающее обстоятельство». Возможность прощения еврейским духовенством Христа священник не исключает, однако для этого по его словам Христос сначала должен искренне раскаяться: «Если человек сам не ищет прощения — как его можно простить?»

по материалам Газеты.ру, но в принципе любую так можно переписать.
это к тому, что если аргументы можно вот так вот вставить вообще куда угодно (да хоть про Прометея, хоть про Лютера, хоть про Аввакуума) — это значит говно аргументы.
извините, если кого

2012-03-16

Сознательная мнимая гражданская пассивность может оказаться эффективнее - | Колонка Семёна Новопрудского

Гражданское повиновение - Газета.Ru | Колонка Семёна Новопрудского

— 16.03.12 09:09 —

После президентских выборов практически никто в России — ни противники власти, ни даже ее сторонники – не говорит о стране в категориях развития. Все рассуждения строятся исключительно вокруг того, как долго протянет нынешняя власть и каким образом появится преемник у нашего нового президента. Эти разговоры не случайны: Путин и его окружение сами загнали себя в классический шахматный цугцванг, когда любой следующий ход лишь ухудшает позицию.

Квинтэссенцией этих разговоров стал прогноз Михаила Дмитриева, президента Центра стратегических разработок (ЦСР), организации, в 2000-м писавшей первую путинскую президентскую программу. С точки зрения Дмитриева, Россию в ближайшие шесть лет ждет «чрезмерно затяжной и неопределенный процесс политической трансформации» с риском политической нестабильности. Положение усугубит новая волна экономического кризиса — не менее разрушительная, чем в 2008—2009 годах. Примерно к середине президентского срока Путина — через три года — страна будет вынуждена провести досрочные парламентские выборы, а к концу шестилетия рейтинг самого Путина может скатиться ниже 10%. При этом, что бы власть ни делала, как бы ни пыталась выправить ситуацию, поля для маневра у нее больше не существует. Путин неизбежно движется к ситуации позднего Ельцина, полагает президент ЦСР.
Такой прогноз делает не оппозиционер, не пламенный карбонарий, а респектабельный аналитик организации, вполне вписанной в действующую политическую систему.

Представители властной корпорации тешат себя иллюзиями, что если десятки тысяч москвичей перестали ходить на митинги, а Центризбирком и административный ресурс обеспечили приличный процент на выборах, то худшее позади. Но теперь надо как-то распорядиться этой победой — откладывать обещания дальше, продолжать имитацию реального развития страны уже политически невозможно. О том, что Путину не стоит баллотироваться на следующий срок, открыто говорят даже в стане сторонников режима: достаточно вспомнить предвыборную статью главы ВТБ Андрея Костина, где после тезиса о незаменимости Путина сегодня следовал призыв к нему обязательно уйти в 2018 году.

На таком фоне разочарованные в итогах президентских выборов противники власти пытаются придумать, как им действовать дальше. Мол, давайте создадим партии, общественные организации, начнем сами устраивать параллельную политическую реальность. Последнее вполне возможно и разумно — хотя бы в части устройства собственной жизни максимально независимо от власти, насколько это позволяют обстоятельства. Понятно и то, что при любой системе по мере возможностей важно максимально профессионально заниматься собственным делом.

Кто хочет, пусть строит партии или пытается вести какой-то диалог с властями. Только надо отдавать себе отчет: играя по правилам режима, его не переиграть. Не разумнее ли сейчас позволить власти повластвовать, не помогая, но и слишком яростно не мешая ей? Пусть приближает свой конец собственными руками.

То есть вести себя, как ведет классическая оппозиция в цивилизованном мире. Разумеется, жестко критиковать каждую ошибку и каждое преступление власти. А она будет ошибаться, как делала это последние 12 лет. Не просить у власти никаких уступок, а только требовать от нее конкретных действий. Не абстрактной политреформы и честных выборов, а, скажем, немедленного освобождения из тюрьмы Ходорковского с Лебедевым или от должностей — Сечина с Нургалиевым. Не оказывать режиму никакой интеллектуальной поддержки. Если будет желание и тема для митингов, проводить их, но не считать это способом борьбы с властью, если только это не митинг сотен тысяч человек с единственным требованием — немедленной отставки первого лица государства.

Логика этой тактики «гражданского повиновения», дистанцирования от власти и от каждодневной борьбы с ней очень проста. Вы хотели победить любой ценой? О-кей, теперь платите цену за свою победу. Только знайте: отныне вы и только вы отвечаете за все, что будет происходить в России. Никакого дележа ответственности. Никаких сказок про «оранжевые революции» и мировой кризис, который в очередной раз помешал нам построить светлое настоящее. Такая тактика особенно оправданна в Москве, где Путин не выиграл выборы, даже по официальным данным.

Эта сознательная мнимая гражданская пассивность может оказаться эффективнее поспешной и бездумной гражданской активности.

Власть не захотела вести цивилизованный диалог с разумной частью общества — пусть теперь ведет монолог до самых финальных титров.

Тeги: Итоги выборов 4 марта, митинги протеста, гражданская активность, ЦСР, Михаил Дмитриев
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/column/novoprudsky/4093953.shtml

Настоящая борьба с коррупцией погубит нынешнюю политическую систему

Антикоррупционная активность власти вызвана давлением со стороны гражданского общества — Газета.Ru
Огонь по штабам
Антикоррупционная активность власти вызвана давлением со стороны гражданского общества
 О борьбе с коррупцией власти говорят лишь из-за растущего напряжения в обществе
— 16.03.12 10:15 —

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ
ФОТО: РИА «НОВОСТИ»

Настоящая борьба с коррупцией погубит нынешнюю политическую систему точно так же, как перестройка погубила советский строй.

Затеянная высшим российским руководством демонстративная борьба с коррупцией, проведенная искренне, решительно и быстро, приведет к неизбежному уходу из политики главных организаторов этой кампании и слому всего государственного устройства современной России. Дорога, на которую оно встало, есть проторенный путь, пройденный Михаилом Горбачевым во второй половине 80-х. Тогда безобидная, как казалось поначалу, но затем разжавшаяся, как пружина, перестройка привела к крушению устоявшегося порядка. Так же будет и сейчас.

Коррупционеры в администрациях различного уровня и силовых структурах – это и есть те, кто окончательно освоился в российской власти в начале нулевых, те, кто больше всех выиграл от экономического роста, главная опора существующего порядка – его плоть и кровь, цель и смысл, жизнь и судьба.
Это все тот же циничный советский партийный, хозяйственный и репрессивный аппарат, только одетый в приличные костюмы и обладающий несравнимо большими доходами, хотя и любящий ностальгически вздохнуть перед телевизором, показывающим какой-нибудь очередной мусор на тему «у нас была великая страна». Воевать с ними – это все равно что начать взрывать гранаты в собственной квартире для того, чтобы извести ставших до теплой вонючести родными мышей, тараканов и клопов.

Те, кто находится сегодня во главе российской власти, в глубине души испуганные люди. Они потрясены тем, что происходило в СССР во второй половине 80-х, когда власти шли на уступки пришедшему в движение обществу. Но это страх особого рода – не острастка государственных людей, а испуг обывателей, волею насмешливой судьбы вознесенных до высот страны на излете ее существования.

Поэтому сегодняшние правители желают наивно показать, что все, что они делают, придумано ими самими, исходя из внутренних «государственных соображений», а вовсе не продиктовано внешними требованиями российских граждан. Словно советский пьяница, страшащийся попасть в вытрезвитель, стараются они крепить осанку, держать строгое выражение лица и дышать в сторону от бдительного милиционера в метро.

Но, в сущности, обманывают лишь себя. И так понятно:

%%о борьбе с коррупцией они вынуждены говорить лишь потому, что начались протесты и растет напряжение в обществе.

Собственно, эта пугливость и есть то единственное, что вынесли сегодняшние правители из опыта 80-х. Ничему другому их тот опыт не научил. Не понимают они главного: реформы должны быть своевременными, а уходить с постов следует заранее, когда еще есть силы. Так, как это сделал Гарри Каспаров в мире шахмат. Свой же шанс они уже упустили.

Раз так, то остается только медленно или быстро, а главное, рука об руку с оппозицией, по большей части безголовой, но вернее чувствующей пульс жизни в стране и гораздо более живой, скользить к общему для всех концу. Этапы начала этого движения известны. Они означают глубочайшее согласие верхушечных реакционеров с низовыми революционерами в оценке создавшегося положения.

Сначала, публично демонстрируя разложение силовых структур, издается приказ главы ФСБ о том, что его сотрудники должны до 1 декабря 2012 года избавиться от имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами России. Пораженный этим обыватель, которого все нулевые годы кормили телепродукцией о лубянских рыцарях, чуждых не то что собственности, но и личной жизни, женатых разве только на перетянутой ремнем и портупеей матушке России, еще не успел придти в себя от изумления, как зароились следующие горячие новости.

Выясняется, что руководители и сотрудники государственных компаний, опоры российской государственности во время хаоса 90-х, разгула бессовестных частников, тоже подвели. Оказывается, у некоторых их них и членов их семей образовались какие-то непонятные доходы, родилось имущество неясного происхождения, появились фирмы, крепко привязанные к родным государственным структурам. Кроме того, все это деловитое хозяйство, оказывается, живет своей собственной жизнью и совершенно не собирается отчитываться перед главой российской власти, о чем он сам удивленному российскому народу и сообщает.

Раздражение и возмущение «государственных менеджеров», отвлеченных от неотложных распильно-откатных дел подувшим сверху демократическим ветерком, сродни настроению Белобородова в разговоре с Хлопушей в «Капитанской дочке»: «Полно, Наумыч. Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь. Разве мало крови на твоей совести?» Озлобленные белобородовы огрызаются: «Да ты что за угодник? У тебя-то откуда жалость взялась?..» И ведь оба правы.

Наконец, уходящий президент следом за демократической оппозицией, настаивавшей в ходе думской избирательной кампании на декларировании государевыми слугами своих расходов, предложил законопроект о контроле чиновных трат. И опять простому человеку совершенно непонятно, как могло создаться такое положение в стране, 13 лет находившейся по большей части в безраздельном владении той властной группы, которая декларировала в начале нулевых как величайшее благо усиление роли чиновного государства во всех сферах общественной жизни.

Вне зависимости от того, получится ли что-либо серьезное из этих начинаний (а скорее, ничего, кроме шума, не получится), самим своим появлением они говорят о продолжающемся политическом сдвиге в России, о растущем недоверии граждан к обанкротившимся властям.

Пока же чиновная коррупция решила покусать свой собственный хвост и убедиться в том, что кусает саму себя – и это больно.
Потому что какой же смысл тем, у кого отнимают полученные за верную службу блага, защищать от граждан тех, кто сидит наверху? Раз даже купить недорогой дом в какой-нибудь Испании запрещено? Ради чего гнать рабов из государственных компаний на избирательные участки для голосования за отца нации? Почему нужно исполнять министерские обязанности, мирясь с заоблачным воровством, раз закрыта самая приятная возможность – делать свой небольшой бизнес на государстве? Ведь в этой системе так живут все. И понимают это в ней тоже все. Как те, кто вспоминает приказ Мао «открыть огонь по штабам», так и те, кто в этих «штабах» надевает каски, тревожно нюхает воздух, но знает, что никакая это не «культурная революция» – ревущие снаряды не выйдут из стволов орудий. А если и выйдут, то, несомненно, не долетят или перелетят.

Тeги: борьба с коррупцией, контроль над расходами, Дмитрий Медведев, чиновники
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2012/03/16_a_4093969.shtml 

Единственный процесс, который полным ходом идет в российском государстве — это разложение | ВЕДОМОСТИ - Максим Трудолюбов

ВЕДОМОСТИ - Максим Трудолюбов: Лишние люди у власти

16.03.2012, 00:24

Официальная Россия, включая все органы, институты, участки, отделения, комитеты и министерства, — это продукт разложения советской государственной системы. Единственный процесс, который полным ходом идет в российском государстве (не в обществе, не в стране, а именно в структурах государства), — это разложение. Гниение системы началось до формального конца СССР и продолжается на наших глазах. Все еще есть чему разлагаться. Мы каждый день получаем новую порцию продуктов распада: новое преступление людей в погонах, новый приговор купленного суда.

Новая в этом во всем только интенсивность процесса гниения. Сама гниющая материя вся старая.

Советская милиция не стала полицией в настоящем смысле и продолжает разлагаться на глазах: см. недавнюю казанскую историю, буквально животную по содержанию; см. недавнюю историю с убийством Никиты Леонтьева в Петербурге. Советская прокуратура никогда не была прокуратурой в собственном смысле. Просто она из карательного инструмента переродилась в рыночный, работающий по заказу. Российские суды никогда не были судами в подлинном значении слова и из ненастоящих судов превратились в штамповочные пункты, работающие на теневом рынке. Спецслужбы, с самого начала опричные по смыслу, остались таковыми, только переродились в квазирыночные структуры. А их начальники стали подпольными миллионерами — как когда-то те, кого они преследовали в советское время. Командная система переродилась в продажную, потому что только за деньги можно делать то, что раньше делали из страха.

Поколение, точнее социальная группа, которая находится у власти, вся «категория А», включая премьер-министра Путина, есть продукт разложения советского общества. Эти люди оказались госслужащими, когда государство потеряло смысл и авторитет. Они и сами видели: жалкий «совок», никчемная идеология, бедность, а настоящая жизнь — вон она, там, где правит чистоган. Они нигде не были своими — ни в среде интеллигенции, ни в среде советских «барышников». Это лишние люди 70-х и 80-х. Теперь их мечты воплощены в виде дворцов и яхт на Средиземном море. Они не вся страна, только ее малая часть, симптом.

Оборотная сторона их сегодняшнего успеха — распад государства как механизма обеспечения общего блага. Каждый вывезенный ими рубль и тонна нефти, каждое сфабрикованное дело и незаконный приговор — утверждение цинизма как правящей идеологии. Но это и новый удар по системе, который она наносит сама себе.

Перестройка, может быть, и возможна в теории. Внутри государства есть новое поколение людей с идеями, условная «категория Б», которая хотела бы модернизации государства. Но «категория А» настойчиво выбирает другой путь. В том, что обществу нужно современное, честное, сервисное государство взамен феодально-советского, сомнений нет ни у кого. Содержание нового политического периода в России в том, чтобы понять, будет ли «новая республика» строиться на основе старого государства или совсем заново.

Автор — редактор отдела «Комментарии»
Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newsline/news/1538709/fundament_novoj_respubliki

2012-03-12

Явление Pussy Riot народу | Владимир Голышев


Владимир Голышев

Явление Pussy Riots народу

В первом номере журнала «Фома» за 2008 год вышло очередное интервью диакона Андрея Кураева. Известный миссионер, публицист, мастер эпатажных умозаключений и здесь подтвердил свою неоднозначную репутацию.

…Апостол Павел говорит, что "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12: 3). Понимаете, вот идет по улице Иерусалима Иешуа Га-Ноцри. И признать в этом плотнике и странствующем проповеднике Творца Вселенной невозможно, хотя ты можешь наизусть знать Библию, умело "жонглировать" цитатами из нее и наизусть знаешь все пророчества о грядущем Мессии, как знали их многие евреи...
У сектантов сегодня модно говорить, что "вот, вы церковники офарисеились, и если бы сегодня Христос пришел на землю, вы бы тоже Его распяли". Знаете, я глубоко убежден, что так оно и есть.

В подтверждение своих слов диакон Андрей привел рассказ священника Вятской епархии. Тот читал регулярно Евангелие своей немощной бабушке.

…И вот однажды на Страстной Седмице, когда он читал ей главы, посвященные суду над Христом и Его распятию, бабушка вдруг из последних сил поднялась с кресла, повернулась к иконам, перекрестилась и сказала: "Господи, слава Тебе, что Ты не к нам, к русским пришел, а то ведь какой позор на весь мир был бы".

В марте 2012 года Христос пришел к русским…

Конечно, увидеть в нынешних злоключениях девушек из Pussy Riot отблеск Голгофы не легче, чем признать Сыном Божиим вожака неотёсанных рыбаков. Не легче. Но и не сложнее. Также. Человеческим рассудком невозможно — только Духом Святым… (В этом месте напрашивается длинный список цитат из Нового Завета про любовь, братолюбие и прочие признаки, отличающие подлинных христиан. Его не будет. Зачем?)

Взгляните на Христа глазами его современников. Выходец из далёкой провинции (вроде родного для Нади Толоконниковой города Норильска). От семьи своей он отрекся. Собрал ватагу оборванцев. Учил их всяким безумствам. Позволял себе вменять в ничто исполнение заповедей Моисея, предлагая взамен нечто невообразимое. На каждом шагу цинично нарушал религиозные запреты и еще бравировал этим. Нагло оскорблял VIP-персон из глубокоуважаемого раввината. Был на короткой ноге с «отбросами общества». В конце концов, ворвался в Иерусалимский храм, опрокинул столы менял, разбросал клетки с птицами и кричал такое (!), от чего кровь стынет в жилах и волосы шевелятся. Что дальше? Иудейское Митрополитбюро обвинило его в богохульстве, кощунстве и хулиганстве. К этому списку прилагалась «хула на кесаря» — политическое преступление. Оккупационная администрация взяла его под стражу. Над ним глумились. Наряжали в клоунский маскарадный костюм (багряница, терновый венец, табличка с издевательской надписью). Всеми преданный и оплёванный он умирал мучительной смертью. Под улюлюканье толпы. А распинатели, довольные собой, разошлись по домам.

«Так то ж Христос! А эти — кто? Мокрощелки», — со смаком повторяют любимое слово, крепкие задними умом нынешние распинатели. А ведь для распинателей-иудеев Христос был ровно такой же «мокрощелкой»! Даже хуже. Но этот очевидный факт можно признать только Духом Святым — рассудок здесь бессилен. Только Святой Дух открывает в тысяче бытовых ситуаций евангельскую подоплёку. И заставляет густо краснеть за то, что сдуру предал Христа...

А еще были Понтий Пилат и благоразумный разбойник. Пилат знал, что «мокрощелка в багрянице» накосорезила максимум на 15 суток и ждал, что иудеи ее простят. А благоразумный разбойник, вообще, ни о чём не думал и ничего не ждал. Просто пожалел «психа» в клоунском колпаке — нашел для него добрые слова и защитил от нападок разбойника неблагоразумного.

Святой Дух во всем этом не участвовал. Благоразумный разбойник не знал: с кем имеет дело. И знать не мог. Для него, что терновый венец, что шапка-балаклава — один хрен (и сам он, видать, тот еще хрен с горы, раз на высшую меру наразбойничал). А у подножия креста — сплошь «верующие»! С «оскорблёнными чуйствами» и полными ртами слюней. Где они сейчас? Где Пилат? Про разбойника не спрашиваю. Его местопребывание известно — с Христом в раю…

Но вернёмся к Святому Духу, благодать которого даёт нам сто очков форы. Дух Святой дышит, где хочет. Например, в студенческой общаге, в которой провинциальные девушки искали Христа, не зная, кого они ищут.

Быть христианином — значит, быть Христом. Это не художественное преувеличение. В ходе Таинства Крещения мы поем «Во Христа крестихомся — во Христа облекохомся!» — то есть, надеваем Его на себя, как комбинезон, застегиваем змейку, и… «уже не я живу, но живёт во мне Христос». Костюм этот не сковывает движения, наоборот — раскрепощает, возвращает к душу к ее неотмирному естеству.

Особенно остро это ощущается на стыке «детства золотого» и взрослой жизни. Потому в святцах так много юных мучеников. Потому едва ли не все великие преподобные, впервые опьянялись неразбавленным Христом в «нежном возрасте». В конце концов, самый короткий путь из точки «А» в точку «Б» — прямая. «Оно мне надо — круги нарезать!» — пожимает плечами молодой экстремал и прёт напролом.

«Фирменный» российский тип святости — юродство — тоже любит молодых. Когда на престоле Ирод-царь, и в церкви «всё не так, как надо» — это единственный доступный способ не оскотиниться…

Смысл юродства в добровольном, открытом, даже демонстративном отказе от всего того, что мир почитает ценностями и приличиями. В итоге, юродивый оказывается в положении Христа накануне Голгофы — всеми презираемый, избитый, оплеванный. Только лицо, почему-то светится, глаза блестят, а на устах — блаженная улыбка.

Идиот, да? Нет, юродивый.

Любое юродство — Христа ради. Невозможно избрать себе такую участь и обрести через нее немыслимую, запредельную свободу как-то иначе.

У девушек из Pussy Riot было много предшественников. В 18-м веке по столичным улицам и площадям бродила блаженная Ксения в мужском костюме. Можете себе представить, каким унижениям и насмешкам подвергался этот «святой трансвестит»? В веке 16-м — блаженный Василий, абсолютно голый, с неприкрытыми гениталиями, скандалил в торговых рядах и обличал Грозного царя. Из святых последнего времени — Феодосий Кавказский, терпеливо сносивший насмешки за приверженность рубахам немыслимых расцветок «в цветочек».

Современные юноши и девушки нашли место для подвига на стыке политики и современного искусства. Там они и оставались, пока спонтанная акция девушек из Pussy Riot в Храме Христа Спасителя не расставила всё по своим местам…

В том, что Pussy Riot сделали, поражают две вещи:
1. Безупречный с богословской точки зрения текст (ни малейшего намёка на кощунство!);
2. Они чётко и недвусмысленно заявили, что их акция — не «перфоманс», не «художественный жест», а молитва.

«Какой же я тогда штабс-капитан? — в унисон закричали протоиерей Чаплин, профессиональный богохульник Самодуров и видный блогер Навальный, — Кощунство было, потому что… его не могло не быть! Это хулиганство, потому что… а что же еще?» То же самое кричат буквально все — от самого отпетого «православного гопника» до самого рафинированного безбожника-правозащитника. И те, кто готов их разорвать на части, и те, кто выходил 8 марта требовать для них смягчения меры пресечения.

При этом, мало кто замечает, что весь этот ор базируется на чистом предположении о том, что девушки говорят неправду. Никаких других оснований приписывать им «хулиганские побуждения» нет. А ведь доказать, будто они, обращаясь к Богородице, не молились, а делали что-то другое — невозможно. Хоть какую-то реальную почву под обвинение может дать только «царица доказательств» — чистосердечное признание. Не потому ли в застенках держат двух молодых матерей — идеальный объект для шантажа (бездетную девушку сразу же отпустили)?

Упорство Pussy Riot раздражает, потому что не вписывается в привычную картину мира, в которой для них отведена уютная ниша в епархии Марата Гельмана и других кураторов «современного искусства». Их еще можно терпеть, в качестве радикальных оппозиционеров. Или просто «отморозков». Но как можно признать такой текст молитвой, а его исполнительниц — христианками? Как можно допустить мысль, что форма и содержание публичного обращения к Богородице и Христу — личное дело молящегося, что можно, например, просить своих небесных заступников избавить страну от узурпатора и его пособника в патриаршем куколе? Более того, делать это в здании храма, не спрашивая на то разрешения у чиновника в рясе! И что значит, «На протестах с нами Приснодева Мария»? А с ними тогда кто? Вавилонская блудница?..

В общем, прогноз Андрея Кураева сбывается в точности до запятой. Сам он, пользуясь относительной свободой самовыражения, пока держится в стороне от коллег-распинателей. Но завтра и ему придётся сделать выбор. В конечном счёте, его придётся сделать каждому. А потом как-то жить с этим.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения