В воскресенье 5 декабря вполне успешно, как мне кажется, завершился первый экспериментальный тренинг ошибок, который я проводил в Москве. Эта двухдневная работа подтолкнула меня к одной идее, которой я и хочу поделиться.
В посте «Уроки кризиса — формула решения проблем» я уже приводил формулу решения проблем и одновременно формулу эволюции в варианте К. Поппера. Напомню её полный вариант (расшифровку см. по ссылке):
где EE — устранение ошибок (error elimination).
Моё предположение (и предложение) состоит в том, что надёжным показателем конструктивного и перспективного развития любого общества (и отдельного человека или организации) может служить наличие и развитие систем выявления и исправления ошибок. Сразу подчеркну, что я имею в виду не стихийные или размытые социальные и политические механизмы, вроде разделения властей, демократии с оппозицией, масс-медиа и структур гражданского общества, а создание и поддержку особой профессиональной дисциплины — эрратологии — и соответствующих профессиональных же структур и организаций, прямо нацеленных на реализацию указанной функции — на выявление и исследование ошибок и заблуждений в критически важных сферах и институтах и на разработку мер по их исправлению и предотвращению. Коротко о некоторых элементах эрратологической деятельности я тоже уже писал почти год назад в посте «Уроки кризиса — совершенствование форм и методов работы над ошибками и технологий извлечения уроков».
Вполне возможно и выделение в явном виде консультирования по ошибкам в различных вариантах (индивидуальное и оргконсультирование).
Ничего утопического и нереалистичного в идее создания такой специализированной отрасли знания и практической деятельности я не вижу, поскольку работа по выявлению и исправлению ошибок давным-давно существует в многочисленных частных формах, но в современных условиях напрашивается переход на новый уровень и к новому качеству. Без такого перехода надежды на решение всё усложняющихся проблем, модернизацию, прогресс и продолжение эволюции в социальной форме становятся, можно сказать, всё более беспочвенными.
Препятствий к развёртыванию полноценной и полномасштабной профессиональной работы с ошибками немало и к тому же весьма тяжёлых. Это в первую очередь эрратофобия и критикофобия, глубоко укоренившиеся в человеческой культуре и сознании индивидов. Со стороны многих, кто имеет власть и деньги, неизбежна реакция страха утерять свои привилегии. Со стороны политических, идеологических и религиозных фанатиков возможны обсуждения исключительно ошибок их оппонентов, но никак не их «абсолютных истин». Всё это так, и список препятствий и противников можно продолжать на много постов, однако практически ничего не мешает заняться развитием теоретической и прикладной эрратологии тем, кто уже обладает необходимым для этого уровнем здравого сознания и настоящей заинтересованностью в улучшении своего будущего и будущего всех окружающих (и настоящего тоже).
Кстати, вот и конкретный, и весьма показательный критерий реального «личностного роста» для любого, кто на него претендует, — составление списка допущенных ошибок при участии в псевдотренинге «личностного роста», благодаря которым оказались успешными манипуляции ведущих. Эта способность индивида называется самокритикой (справка для тех, кто, возможно, и не знает о существовании такого слова в русском языке) и на деле является высшей точкой человеческого роста. Вторая (или первая, неважно) высшая точка — способность воспринимать и учитывать внешнюю критику.
При чём тут Сколково, спросите? А при том, что только то государство и тот государственный аппарат, которые смогут поддержать и поставить на должном — профессиональном и организованном — уровне эрратологические технологии (критику и самокритику, проще говоря), имеют хоть какие-нибудь шансы начать соответствовать своему предназначению и потребностям своего общества в 21-м веке. Где возникнет первый эрратологический технопарк, туда и нужно эмигрировать.
В посте «Уроки кризиса — формула решения проблем» я уже приводил формулу решения проблем и одновременно формулу эволюции в варианте К. Поппера. Напомню её полный вариант (расшифровку см. по ссылке):
ТТ -> P1 -> ТТ1 -> ЕЕ -> Р2
Моё предположение (и предложение) состоит в том, что надёжным показателем конструктивного и перспективного развития любого общества (и отдельного человека или организации) может служить наличие и развитие систем выявления и исправления ошибок. Сразу подчеркну, что я имею в виду не стихийные или размытые социальные и политические механизмы, вроде разделения властей, демократии с оппозицией, масс-медиа и структур гражданского общества, а создание и поддержку особой профессиональной дисциплины — эрратологии — и соответствующих профессиональных же структур и организаций, прямо нацеленных на реализацию указанной функции — на выявление и исследование ошибок и заблуждений в критически важных сферах и институтах и на разработку мер по их исправлению и предотвращению. Коротко о некоторых элементах эрратологической деятельности я тоже уже писал почти год назад в посте «Уроки кризиса — совершенствование форм и методов работы над ошибками и технологий извлечения уроков».
Вполне возможно и выделение в явном виде консультирования по ошибкам в различных вариантах (индивидуальное и оргконсультирование).
Ничего утопического и нереалистичного в идее создания такой специализированной отрасли знания и практической деятельности я не вижу, поскольку работа по выявлению и исправлению ошибок давным-давно существует в многочисленных частных формах, но в современных условиях напрашивается переход на новый уровень и к новому качеству. Без такого перехода надежды на решение всё усложняющихся проблем, модернизацию, прогресс и продолжение эволюции в социальной форме становятся, можно сказать, всё более беспочвенными.
Препятствий к развёртыванию полноценной и полномасштабной профессиональной работы с ошибками немало и к тому же весьма тяжёлых. Это в первую очередь эрратофобия и критикофобия, глубоко укоренившиеся в человеческой культуре и сознании индивидов. Со стороны многих, кто имеет власть и деньги, неизбежна реакция страха утерять свои привилегии. Со стороны политических, идеологических и религиозных фанатиков возможны обсуждения исключительно ошибок их оппонентов, но никак не их «абсолютных истин». Всё это так, и список препятствий и противников можно продолжать на много постов, однако практически ничего не мешает заняться развитием теоретической и прикладной эрратологии тем, кто уже обладает необходимым для этого уровнем здравого сознания и настоящей заинтересованностью в улучшении своего будущего и будущего всех окружающих (и настоящего тоже).
Кстати, вот и конкретный, и весьма показательный критерий реального «личностного роста» для любого, кто на него претендует, — составление списка допущенных ошибок при участии в псевдотренинге «личностного роста», благодаря которым оказались успешными манипуляции ведущих. Эта способность индивида называется самокритикой (справка для тех, кто, возможно, и не знает о существовании такого слова в русском языке) и на деле является высшей точкой человеческого роста. Вторая (или первая, неважно) высшая точка — способность воспринимать и учитывать внешнюю критику.
При чём тут Сколково, спросите? А при том, что только то государство и тот государственный аппарат, которые смогут поддержать и поставить на должном — профессиональном и организованном — уровне эрратологические технологии (критику и самокритику, проще говоря), имеют хоть какие-нибудь шансы начать соответствовать своему предназначению и потребностям своего общества в 21-м веке. Где возникнет первый эрратологический технопарк, туда и нужно эмигрировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий