Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-28

Критическое мышление — сетевой курс индивидуально-группового самообучения

Я начинаю проект «Критическое мышление — сетевой курс индивидуально-группового самообучения». Себя предлагаю в качестве равноправного члена команды, модератора и тренера (никаких учителей, тем более Учителей!!!). Основная идея проекта — человек учится только сам и только тому, чему он хочет научиться. В силу этого обязательной программы и одинаковых заданий, одинакового маршрута к одинаковым целям НЕ БУДЕТ. Зато будет доступ ко всем тем знаниям и ресурсам, которые я могу предоставить и которые я могу помочь освоить. Будет доступ к опыту и умениям всех участников курса и к тем базам знаний, которые они будут создавать индивидуально или в сотрудничестве. Будет индивидуальный подход, будет индивидуальная траектория движения к самым важным личным целям. Соответственно, и сам курс будет формироваться и расти по мере и в направлении потребностей участников, но непременно вокруг центрального предмета — КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Я предложу и подготовлю некоторую «закваску», остальное — предмет совместной работы и творчества.

Будет и возможность периодического живого общения, ближайшая — 26-27 марта 2011 г. в  Москве состоится очередной экспериментальный тренинг критического мышления.

P.S. Открыт курс «Критическое мышление» в составе КОРНИ-курсов на базе LMS Moodle.

Открытые образовательные ресурсы - OER Commons

Открытые образовательные ресурсы - OER Commons

2011-02-26

Партия, которая ботает...

В продолжение темы предвыборного "креативного" кретинизма. На улицах больше всего, естественно, билбордов с подписью крупными буквами "Партия, которая работает". Более наглого, циничного и хамского варианта как по отношению к избирателям, так и по отношению к своим политическим соперникам сложно вообразить. Из этого самозванческого бренда следует:
  • Кто не в этой партии, те не работают. Особенно близко к сердцу этот намёк должны понимать безработные и временно не работающие. Но и вся работающая часть населения вряд ли обрадуется, что правящая партия, безальтернативно пользующаяся результатами  работы всех граждан, приписывает их себе, пытаясь таким сомнительным посылом возбудить у избирателей позитивное отношение к себе. За такое шулерство из приличного общества гонят взашей.
  • То, что делают члены этой партии, называется работа.
  • Члены других партий не работают. Отдыхают, видимо, круглогодично на заграничных пляжах.
  • Почему-то вспоминается, что верующие в лженауку и всякие культы очень любят выражение: "Но это же работает!". Работа - это самая пустая, бессодержательная характеристика деятельности. Недаром в ситуациях, когда сказать и показать нечего, на прямой вопрос "Что сделано? Какой результат?" обычно отвечают, отведя глаза: "Работаем-с..."

Ваша правда, товарищи и господа. Вы с ней и живите. Желательно где подальше...

Предвыборная кампания в разгаре. Глянул вчера на залежи агитмакулатуры у почтовых ящиков в своём подъезде и увидел название одного из листков - "Наша правда". Более саморазоблачительный заголовок и придумать трудно, буквально какой-то политический эксгибиционизм.

Какие основные идеи и принципы сконцентрированы во всего лишь двух словах?
  • Некто "мы" знает "правду".
  • Эта "правда" только "наша", т.е. только этих самых "мы", других она не касается.
  • Поскольку речь идёт не об истине, а о "правде", то имеется в виду, скорее всего, субъективная вкусовщина (что нравится, то и правда), что и подчёркивается прилагательным "наша". Возникает некоторое ощущение плагиата у известного мошенника Р. Хаббарда, писавшего: "Правда - это то, что правда для Вас".
  • Использование словосочетания "наша правда" явно предполагает существование "вашей", "их", "чужой" и множества других "правд", вполне равноценных друг другу в групповой предвзятости.

The College Myth: Why College Isn't Worth The Cost For Many Careers Today (The Innovative Educator)

Миф высшего образования: Почему вуз не представляет ценности сегодня для многих карьерных направлений
The Innovative Educator: The College Myth: Why College Isn't Worth The Cost For Many Careers Today

2011-02-23

Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его

Встретил сегодня в Сети чУдную формулировку одной из главных характеристик официальной системы образования:
"Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его" (“We have an educational system that thinks weighing the animal more frequently is more important than feeding it.”) (блог The Innovative Educator).

2011-02-22

Продвижение критического мышления: что делает задачу очень трудной

Объективная ценность этого курса такова, что переоценить её невозможно, но субъективное восприятие у людей является единственной "руководящей и направляющей" силой, поэтому снова повторю перечень главных. на мой взгляд, препятствий:
  1. В СНГ только единицы (буквально) тех, кто уже попробовал "вкус" этого пока крайне экзотического продукта.
  2. Русскоязычных сетевых ресурсов нет (кроме пока ещё капель информации на моём сайте и в этом блоге). Доступные ресурсы - только на английском (РКМЧП, как я уже писал, совсем не КМ).
  3. Нет публикаций и переводов (кроме одной книги Д. Халперн и нескольких глав из книги Р. Поля).
  4. Нет опыта успешной рекламы и продажи тренингов и курсов КМ.
  5. КМ очень резко расходится с привычными стереотипами мышления и поведения (пропасть разрыва).
  6. КМ - это радикально новое мировоззрение и большая и сложная работа по овладению знаниями и навыками "высокого порядка" (high order thinking).
  7. В существующей системе образования на всех уровнях и в системе повышения квалификации нет ничего, что хоть как-то способствовало пониманию и освоению КМ.
Вот с этой "базы" и приходится начинать. Тем интереснее будет, если удастся что-то сделать.

Как в России имеют психологию: ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая

ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая
Автор - g_zharkov
Психология отраслевая vs психология общая

На прошлой неделе был в Коломне на очень интересной конференции по психологии духовности и нравственного воспитания. В соответствии с темой было много "православных" педагогов и психологов и очень много военных (недаром во времена оны один из крупных чиновников вопрошал меня - почему Вы пишете "гражданско-патриотическое воспитание", правильно ведь - военно-патриотическое).

На конференции имхо очень ярко проявилось коренная разница подходов психологий, основанных на обслуживание той или иной конкретной институции (школы, армейского командования, церкви) с общепсихологическими принципами:

1.эмпиризма - все-таки в наших вузах нас учили, что психология должна быть основана на ИССЛЕДОВАНИИ, то есть проверке альтернативных гипотез и установлении, а не декларировании неких закономерностей. В отраслевой же науке не так - сказано обосновать ту или иную программу, срок обучения или модель воинской службы - обоснуем. Если получается плохо (как в свое время с обучением 6-леток или призывной армией), тем хуже для реальности. Потом разработаем программы коррекции, если кого-то постулируемая программа изуродует.<

2.субъектности - если в армии нужны агрессивные, будем формировать агрессию. Если религиозная практика формирует тяжелейшие невротические симптомы - значит невроз это благословение Божие. Если у ребенка острая эмансипационная реакция на обязательное тестирование на наркотики - тем хуже для него. То есть выбора у личности вообще нет, так же как и необходимости в личностных смыслах

3.безоценочности и принятия различий - острее всего подвергалось нападкам само понятие "толерантность" При этом показательно, что и военные психологи и священнослужители продемонстрировали полную девственность в знании даже самых распространенных психологических теорий и парадигм - при этом требуя, чтобы мы знали и Писание и уставы воинские (это, кстати, без проблем, но притчу о милосердном самаритянине в контексте пособничества терроризму мне никто так и не прокомментировал)...

Думаю, что при встрече с организационными психологами/управленцами и любыми другими "узкими специалистами" произойдет тоже самое

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения