Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2016-12-08

Критическое обучение истории

Одна из самых ярких иллюстраций кризиса современного образования — это кризис преподавания истории в школах и на непрофильных факультетах вузов. Поскольку я историк по специальности, эта проблема особенно близка и больна мне. Ее суть заключается в том, что силами современной системы образования большинство людей формально многие годы обучаясь «истории», на самом деле вообще никогда не сталкиваются с историей как наукой — наукой, которая основана на поиске и анализе исторических источников. Всё, с чем они знакомы, так это с многочисленными «историями»: скучными и веселыми, поучительными и не очень, которые призваны дать гражданам минимальную картину того, «как мы пришли к жизни такой» и немного патриотизма. Именно такие «истории» нам зачастую рассказывают в школах, в рамках уроков истории на непрофильных факультетах, в публицистических заметках и популярных книгах. Иногда эти «истории» являются обычной пропагандой, направленной в прошлое, иногда — добросовестной попыткой пересказать много веков человеческого прошлого. Но без обучения базовым для науки как истории методам анализа исторических источников, толку от таких историй немногим больше, чем от бесконечного потока других заурядных историй, льющихся на нас отовсюду. 

Совсем другое дело — обучение внешней и внутренней критике источников. Это сложный навык, который вырабатывается обширной практикой. Но навык, который даёт огромные преимущества своему носителю: вы научитесь вырабатывать свое мнение на основе фактов, а не путём копирования и смешивания чужих мнений, приучите себя предельно критически относиться к любой информации, будь-то посты в соц. сетях или публикации в авторитетных изданиях. Вы навсегда избавитесь от мифа о том, что свидетельства правдивых очевидцев всегда достоверны и прекратите верить в то, что увиденное собственными глазами — это истина в последней инстанции. Анализ источников покажет вам, почему на одну и ту же проблему может быть множество честных и умных, но противоположных взглядов, и почему порой практически невозможно установить «правду» о прошлом. Наконец, если прошлое и научит вас какой-то мудрости, которая позволит вам более эффективно действовать в настоящем, то только благодаря освоению методов критики источников, а не благодаря зазубриванию вырванных из контекста дат и изречений великих. Я убеждён, что в будущем мы должны намного меньше рассказывать в школах истории о прошлом. Вместо этого куда больше времени необходимо уделить обучению школьников, а затем и студентов, самостоятельному анализу исторических источников, а затем реконструкции по ним прошлого и формулированию выводов о возможном будущем.

Азбучные боги / Боги Азбучных Истин / Р. Киплинг

Р. Киплинг «Азбучные боги» («The Gods of the Copybook Headings» , дословно – «Боги тетрадочных прописей», «Боги Азбучных Истин»). Перевод:: Гаспаров Михаил Леонидович.

Я прошёл перевоплощения в сотнях сотен веков,
Я смотрел сквозь почтительные пальцы на всех Площадных богов,
И я видел их в мощи и силе, и я видел их падающими в прах,
И только Азбучные боги устояли во всех веках.

Мы встретились с ними в пещерах. Они нам сказали: «Вот:
Вода непременно мочит, а огонь непременно жжёт»!
Это было пошло и плоско – какой нам в том интерес?
Мы оставили их обезьянам и отправились делать прогресс.

Мы шли по веленьям Духа, а они – по своей тропе.
Мы молились звёздам, законам, познаниям и т.п.
А они нам путали карты, их нрав был непримирим:
То ледник вымораживал расу, то вандалы рушили Рим.

Все идеи нашего мира отвергались ими сполна:
И Луну, мол, не делают в Гамбурге, и она, мол, не из чугуна,
И страсти наши – не кони, и крыльев нет на ослах;
А Площадные боги обещали нам кучу благ.

При Кембрийском Законодательстве нам сулили мир и покой:
Возвестив: сложите оружие, и конец вражде племенной!
А когда мы сложили оружие, нас схватили и продали в рабы;
И Азбучные боги сказали: «Всяк – виновник своей судьбы».

При Пермском матриархате нам все чувства раскрылись вполне,
Начиная любовью к ближнему и кончая – к его жене.
И женщины стали бесплодны, а мужчины стали плохи, –
И Азбучные боги сказали: «Каждый платится за грехи».

В эру Юрского изобилия указали нам путь добра:
Обобрав единоличного Павла, оделить коллективного Петра.
И денег было по горло, только нечем набить живот,
И Азбучные боги сказали: «Кто не трудится, тот умрёт».

И дрогнули Площадные боги, и иссякли потоки слов,
И снова зашевелилось в глубине смиренных умов,
Что впрямь «дважды два – четыре», что «не всё то золото, что блестит».
И Азбучные боги нам поставили это на вид.

Что было, то и будет: к чему далеко идти?
Есть только четыре истины на всем человечьем пути:
Пёс вернётся к своей блевотине, и свинья на свой навоз,
И дурак снова сунется в пламя, хоть сто раз обожги себе нос.

И в-четвёртых: когда в грядущем станет мир, как хрустальный дом,
С платой нам – за то, что живём мы, а не с нас – что злобно живём, –
То, как вода нас мочит и как огонь нас жжёт,
Так Азбучные боги к нам придут и сведут расчёт!

Р. Киплинг

Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их мощь и их немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин - вот Боги на все времена!

Еще на деревьях отчих от Них усвоил народ:
Вода - непременно мочит. Огонь - непременно жжет.
Но нашли мы подход бескрылым: где дух, идеал, порыв?
И оставили их Гориллам, на Стезю Прогресса вступив.

С Ветром Времени мы летели. Они не спешили ничуть.
Не мчались, как Боги Торжищ, куда бы ни стало дуть.
Но Слово к нам нисходило, чуть только мы воспарим,
И племя ждала могила, и рушился гордый Рим.

Они были глухи к надеждам, которыми жив человек:
Молочные реки - где ж там! Нет и медом текущих рек!
И ложь, что мечты - это крылья, и ложь, что хотеть значит мочь,
А Боги Торжищ твердили, что все так и есть, точь-в-точь.

Когда затевался Кембрий, возвестили нам Вечный мир:
Бросайте наземь оружье, сзывайте чужих на пир!
И продали нас, безоружных, в рабство, врагу под ярем,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Верь, да не всем!"

Под клики "Равенство дамам!" жизнь в цвету нам сулил Девон,
И ближних мы возлюбили, но пуще всего - их жен.
И мужи о чести забыли, и жены детей не ждут,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Гибель за блуд!"

Ну, а в смутное время Карбона обещали нам горы добра:
Нищий Павел, соединяйся и раздень богатея Петра!
Деньжищ у каждого - прорва, а товара нету нигде.
И Боги Азбучных Истин сказали: "Твой хлеб - в Труде!"

И тут Боги Торжищ качнулись, льстивый хор их жрецов притих,
Даже нищие духом очнулись и дошло наконец до них:
Не все, что блестит, то золото, дважды два - не три и не пять,
И Боги Азбучных Истин вернулись учить нас опять.

Так было, так есть и так будет, пока Человек не исчез.
Всего четыре закона принес нам с собой Прогресс:
Пес придет на свою блевотину, свинья свою лужу найдет,
И дурак, набив свою шишку, снова об пол лоб расшибет,

А когда, довершая дело, Новый мир пожалует к нам,
Чтоб воздать нам по нуждам нашим, никому не воздав по грехам, -
Как воде суждено мочить нас, как огню положено жечь,
Боги Азбучных Истин нагрянут, подъявши меч!

(перевод: И.Грингольц, П.Грингольц)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/Cipl/bg_azb.php