Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2022-06-30

Прооективные интерпретации текстов

 Евгений Волков

Пример проективной интерпретации, только вместо пятен Роршаха — текст сказки. Таких примеров много, можно толстую антологию собирать, чтобы наглядно показать ничтожную роль текстов вне головы человека самих по себе и определяющую роль голосов в голове человека 😄

Анастасия Рубцова

28 June, 22:04  · 

Мне объяснили недавно, что сказка Колобок — чистая метафора эмиграции.

Что сказка недетская и трагедия недетская — трагедия существа, вынужденного бежать, утратив родину.

Потому что родина в лице бабушки и дедушки, на секундочку, планирует Колобка сожрать.

И он, таким образом, попадает в ловушку амбивалентности.

Любимый объект, составляющий для него весь мир, становится одновременно и пожирающим.

Колобок, конечно, с лавки на пол, по полу да к дверям, но, укатываясь, оставляет кусок своей души навсегда между коробом и сусеком.

И дальше каждую новую встречу Колобок будет начинать с пересказывания своей жизненной истории — кто я и откуда, как я здесь оказался и что за жизнь была у меня там, в родных сусеках.

Потому что это важно, рассказать, кто ты и кем был в той прошлой жизни.

Потому что перерассказывание истории всем, кто готов слушать, всем зайцам и медведям, позволяет уложить ее внутри. Совместить старую и новую реальность. Нащупать свои контуры в новом мире (Колобку в этом смысле легко, он кругленький. Эмигранты всё-таки обычно имеют более сложные формы).

Так Колобок одновременно обкатывается и ищет безопасное место, где его никто не захочет сожрать.

Лиса тут может быть символом окончательной интеграции Колобка с новой культурой. Он устал, на него налипли хвоя и сухие листья, он больше не хочет быть всем чужим и позволяет Лисе съесть себя.

То есть вливается в новую культуру и заново обретает себя в ней.

Это, кстати, не единственный путь эмигранта — он может одновременно принадлежать двум мирам, двум культурам, балансируя на лисьем носу.

Но для этого у Колобка всё-таки слишком простая форма.

Тут автор теории Колобка призадумался и говорит:

- Но выходит, что Колобка всё равно сожрали, просто немного позже! И лучше ли быть сожранным лисой, чем бабушкой и дедушкой? Да. Несомненно. Потому что в дороге успеваешь увидеть миры.

И культуры.

Отразиться в глазах очень разных людей.

Пережить такое и сякое, чего просто не мог представить. 

И в конечном итоге неплохая получается жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения