Надменнизм и пользование тренированным интеллектом
Дополнение от 2025.12.22
Человек злоупотребит всем без исключения, чем можно злоупотребить (вместо эпиграфа). В первоначальном варианте я давал ссылку на видео, автор которого выявлял ряд явных коммуникативных манипуляций и прочих нечестных и софистических приёмов в дискуссиях между интеллектуалами либерально-деомкратического толка, но сейчас убрал по нескольким соображениям, одно из которых — «это путь в никуда или в бесконечный тупик».
Можно понять А.Эллиса в 1965 г., когда он издаёт сборник Suppressed (Запрещённый, замалчиваемый) из 7 своих статей, которые нигде не согласились опубликовать из-за казавшейся издателям (которых тоже можно понять) крайней провокативной резкости. Указанная ниже статья с вызывающим заголовком была, кстати, в 1985 г. переиздана солидным издательством в солидном журнале (см. ниже ссылку на пост с этой статьёй в данном блоге).
Но сколько можно понимать и прощать высокообразованных интеллектуалов, особенно гуманитариев и гражданских активистов, тем более политиков, не осознающих и не признающих своего социоинженерного невежества и примитивизма, особенно на фоне прорывов в технической инженерии?
Текст от 17 мар. 2023 г. (отредактирован)
Умные, образованные, гуманистически и демократически мыслящие люди могут совершать немало ошибок и даже применять нечестные приёмы и подыгрывать своей предвзятости. В текущей ситуации говорить об этом спокойно и конструктивно непросто, но делать это нужно всегда, а сейчас, возможно, такая работа особенно необходима, чтобы задавать и поддерживать высокие стандарты наилучшего человеческого поведения.
На сайте Елены Ромек «РЭПТ в России и мире» опубликован перевод статьи Альберта Эллиса «Интеллектуальный фашизм» (https://evolkov.blogspot.com/2014/01/blog-post_20.html). Основная её идея: люди как люди не должны ни на каком основании рассматриваться и классифицироваться как более ценные или как менее ценные в сравнении с другими людьми. Я лично с ней полностью согласен.
Проблема, однако, в том, что А.Эллис в 1965 г., когда он писал этот текст, сделал, скажем так, подлянку, хотя и прямо заявленную: он дал своё определение фашизма, мягко говоря, сомнительное и беспредельно расширительное, а потом, исходя из него, стал клеймить либеральную американскую общественность того времени «интеллектуальными фашистами». Вряд ли стоит на этом основании считать именно А.Эллиса автором приёма клеймения «фашистами» всех, кто тебе не нравится, и «фашизмом» всё остальное, тебе неугодное, да и с него уже не спросишь, т.к. он умер более 20 лет назад. А вот в эти последние 20 лет ярлык «фашизма» занял особое место в коммуникативной практике ставшего сетевым человечества, и публиковать на своём ресурсе подобны текст без комментариев, пояснений и т.п. — super bad.
На этом история не заканчивается. Я пошёл по ссылке на публикацию оригинального текста на английском языке, и картина, открывшаяся там, оказалась ещё восхитительней в отношении контекстов и перекличек. Вот ссылка на один из десятка блогов австралийца Джона Дж, Рея (John J. Ray) — former member of the Australia-Soviet Friendship Society, former anarcho-capitalist and former member of the British Conservative party. А ещё — заядлого трамписта. Этот деятель явно целенаправленно выискал у А.Эллиса не самый лучший текст, но в котором ненавидимых Дж.Реем либералов обзывает фашистами большой американский авторитет и вроде бы как сам либерал. Не знаю, ходила ли Елена Ромек по этой ссылке перед публикацией перевода, чтобы уточнить обстоятельства появления такого текста в публичном доступе, но и без этого сам текст в сегодняшнем контексте ничему хорошему не служит — без обёртки в такого же размера разъяснительные и критические комментарии.
Дополнение от 2025.12.21
Альберт Эллис всё же был, по большому счёту, прав, как бы и кто бы ни использовал его текст в собственных целях. Любое высокомерие питает и фашизм, и расизм — и ответную ненависть презираемых. Корректнее и онтологически точнее по-русски будет, скорее, «интеллектуальный надменнизм» (от Надменность — (старославянск. надути — надуть) черта характера, внешне проявляющаяся самодовольством, самоуверенностью, высокомерием, спесью, пренебрежительным, уничижительным отношением к другим людям).
Комментариев нет:
Отправить комментарий