Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-06-01

Высшее образование — уже не высшее и уже не образование...

Прочитал у коллеги переводной пост про высшее образование и комментарии к нему — полностью, хотя и с горечью, присоединяюсь. Существующая система образования — как среднего, так и высшего, — не просто устарела. Она полностью обанкротилась и не подлежит никакой реформе. Единственный созидательный и перспективный путь — строить с нулевого цикла параллельную систему, разбирая из старой все ещё жизнеспособные «кирпичики» и приспосабливая их к новой структуре и новым принципам. Многие элементы новой системы уже существуют, нужно только оптимальным образом начинать собирать их в фундамент, стены и перекрытия такого сооружения, которое не будет походить на затхлый музей-тюрьму-казарму-мануфактуру 300-летней давности, а позволит жить и учиться соразмерно космическим полётам, Интернету и глобальной экономике — и по-человечески хорошо и немного разумнее.

11 комментариев:

  1. Евгений, обеими руками за.

    Применительно к своей специализации - музыке - могу сказать, что я периодически возвращаюсь в мыслях к вопросам образования в этой области, т.к. из опыта своего обучения вынес много вопросов к системе подготовки. Действительно нужная мне информация собиралась из крупиц чужого опыта десятилетиями. Задачей вуза было бы создать из этих крох монолит и сократить время на добывание действительного нужного. Я вполне представляю на сегодняшний день, что в музыке является базой, что - специализацией, а что - факультативом, и если вспомнить мое обучение в вузе, то вывод печален - практически это был факультативный курс. Сегодняшний вуз - отчасти и гуманитарная поддержка штанов для горе-специалистов, рискующих умереть от голода, лишившись обеспеченного государством куска хлеба. Вместе с тем задача создания новой образовательной системы весьма масштабна, хотелось бы знать, какими вы представляете себе первые шаги в этом "параллельном пространстве"?

    ОтветитьУдалить
  2. Я эти первые шаги делаю уже не первый год, а первым реальным кирпичиком считаю свой дистанционный курс. Сейчас у меня ещё появилась некоторая возможность экспериментировать и непосредственно в вузе, но в уже в ближайшей перспективе думаю о чём-то вроде своей школы и университета, хотя бы и в масштабе 2-3 учебных курсов, но сделанных действительно на современном содержательном и технологическом уровне.

    ОтветитьУдалить
  3. А где взять преподавателей? По своим наблюдениям скажу, что около 30% преподавателей вообще неспособны что-либо преподать, потому что сами ничего не знают и не умеют - именно поэтому они и пошли преподавать. Да и станет ли хороший специалист преподавать за такую зарплату?

    Я уже лет 7 занимаюсь самообразованием в области программирования и веб, а учусь по другой специальности. Могу сказать, что самообразование гораздо эффективнее, а ВУЗ становится исключительно отвлекающим и раздражающим фактором. Два последних года самообразования дали мне больше, чем дали бы 5 лет обучения по специальности инженера-программиста (сравниваю с реальными студентами с этой специальности моего ВУЗа).

    На мой взгляд, новая система должна стать дистанционной настолько, насколько это возможно. Нужны общедоступные учебные курсы по типу проектов Wikimedia Foundation (Wikipedia, Wikiversity, Wikibooks, Wikispecies), распространяемые по свободным лицензиям (GNU FDL, Creative Commons), но при этом написанные специалистами. И вот главная проблема - мотивация этих спецаилистов к созданию курсов.

    И вот тут пригодятся модели, применяемые в сфере свободного программного обсеспечения, которые отвечают на вопрос: "Как заработать деньги на бесплатном продукте?" А зарабатывают там на рекламе, в данном случае - на рекламе организаций-спонсоров, нуждающихся в профессиональных кадрах.

    Дальше - больше. Социальные образовательные сети, открытые библиотеки со свободными лицензиями (Wikisource), коммерческий заказ на обучение специалистов (вместо нынешних блатных студентов).

    Я к тому, что парадигма нового образования уже достаточно проработана и уже внедряется в отдельных сферах (в основном это разработка программного обеспечения и веб-технологии). Но только не в этой стране.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Дмитрий! Полностью с Вами согласен - необходимы открытые online-курсы высокого качества, чтобы они окончательно показали бессмысленность нынешней системы образования и чтобы одновременно стало очевидно, что образование - это только самообразование, поддерживаемое преподавателями-консультантами (тренерами). Именно в этом направлении я и двигаюсь. Но что касается оплаты, то достаточно эффективным может быть и взимание гонорара за сопровождение (консультирование,тьюторство, коучинг).

    ОтветитьУдалить
  5. Дмитрий!
    Ну Вы уж совсем, как-то странно оцениваете образование - со своей очень-очень странной колокольни… Программист по призванию со специализацией в музыке :-(
    Такому точно ни где не учат.

    Вы напрасно считаете ВУЗ-овских работников бездарями – сразу видно, что свой юношеский максимализм Вы выдаете за единственную истину. А как по поводу того, что у людей может быть другой менталитет? Что если пропогандируемая экономическая ориентация на максимизацию прибыли не всем симпатична/привычна/удобна? У людей могут быть свои собственные интересные им ориентиры. (Пример: http://www.rg.ru/2010/06/08/perelman-anons.html).

    И, наверное, надо модифицировать систему образования, но давайте не будем столь категоричными – не только потому, что она устарела, а еще и потому, что её смоги медленно не спеша развалить, переводя её на рельсы «Деньги-Товар-Деньги`».
    Сегодня случайно разговаривали по поводу нашей Нижегородской (Горьковской) школы №40 и мнение было такое, что её ЛИДИРУЮЩЕЕ состояние заметно изменилось за последние 15-20 лет не потому, что не применяли передовые методы и методики, а наоборот, из-за того, что стали отказыватьмя от устоявшихся подходов и, ГЛАВНОЕ, изчезли те люди, которые были как Вы пишите: «специалистами, рисковавшими умереть от голода, лишившись обеспеченного государством куска хлеба».

    Давно я был студентом, но уже тогда мы говорили что в ВУЗе нам не знания дают, а учат, тому как и где добывать информацию (наверное, что-то типа data mining), систематезируют то, что вы уже имеете в своем багаже и учат пытаться формировать новые выводы. Я имею в виду, что Вы просто не потому пути пошли! Вам сначала действительно нужно было по самообразовываться, а уж потом идти в ВУЗ для систематизации Ваших знаний… а Вы этапы местами перепутали!

    А то, на что Вы делаете ориентир (программирование и web), так уже несколько лет назад было понятно, что это всё баловство – вымирает частная практика!

    ОтветитьУдалить
  6. DIVIGL1: Вы невнимательно читали и при ответе смешали мое сообщение с чужим.

    1. К музыке я никакого отношения не имею, моя специальность - организацонная защита информации. И меня учили программированию (2 полных курса на языках C# и C++, информатика (Pascal) + вычислительная математика), так что я основываюсь на фактах.

    1а. Бездарями я считаю только ту часть преподавательского состава, которая заслужила такое название. Естественно, хорошие преподаватели есть (например, два моих преподавателя математики). Максимализмом страдаете вы при интерпретации моих слов.

    2. Ориентации на максимизацию прибыли я не имею по крайней мере главной целью, вопрос качества образования меня интересует куда больше. Ссылка не работает, но я так понял, что там про Г. Перельмана, которого я уважаю за его достижения.

    3. Про специалистов без куска хлеба тоже не я писал, у вас очень рассеяное внимание.

    4. Последний абзац вашего сообщения я вообще не понял в виду путаницы в вашем ответе. Что баловство? Веб и программирование? Что и кому было понятно несколько лет назад?

    Читайте, пожалуйста, внимательнее.

    ОтветитьУдалить
  7. Дмитрий!
    Прошу меня извинить!
    Действительно воспринял первое сообщение как Ваше - не внимательность.

    Евгений!
    Если это возможно удалите данные высказывания из-за моей ошибки, дабы не смущать других читателей.

    ОтветитьУдалить
  8. "Существующая система образования - как среднего, так и высшего, - не просто устарела. Она полностью обанкротилась и не подлежит никакой реформе.."
    Вот еще несколько интересных статей:
    http://www.levi.ru/houses/playground/school/

    ОтветитьУдалить
  9. Статьи действительно любопытные, но уж очень любительские, дилетантски-очерковые - очень много эмоциональных лозунгов, ничего реально-проектного и технологичного. Меня от такой продукции уже тошнит - слишком бестолковая, как и стиль самого В. Леви.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, возможно Вы правы. Это не однозначная продукция, и в ней нет дихотомического императива - может быть любопытной, но иногда может стошнить. Но она неотемлемая часть общей картины.. И безпристрастный критик не должен бояться тошноты, при исследовании проблеммы. :)
    Действительно ли в них "НИЧЕГО реально-проектного и технологичного"?..

    ОтветитьУдалить
  11. Кое-что там наковырять можно, но в слишком общем виде, который требует конкретизации и прояснения многих важных деталей. Это лишь некие схематические идеи без подробной технологической документации.

    ОтветитьУдалить