Яков Миркин поделился публикация Page42.
Президентская прямая речь - что это было.
Моя колонка в новом медийном проекте page42
Яков Миркин
Это был поединок одинокого человека со всем светом. Своих не сдавал, в чем-то был прав, в чем-то не очень, а в чем-то – совсем далек от того, что называется реальная жизнь.
Он отчаянно защищал свою президентскую рать – правительство и центральный банк. Искусно создавал картину того, что, хотя «раньше было не очень», но сейчас уже почти всё в порядке – укрепляется, становится на ноги и даже начинает расти.
А если что-то не так, то уже всё сделано, чтобы привести это в полный блеск.
Только вот вопрос – кто защитит его самого?
Четверть века неудачного экономического проекта в России. За это время мы не смогли нормализовать даже инфляцию и процент.
Почти четверть века двузначного роста цен, двузначного процента.
Что такое российская экономика? Это экономика 1 (одного) трамвая и 4 (четырех) троллейбусов в месяц. Великая промышленность России производит в год 1 (одно) пальто на 140 человек, 1 (одну) пару трикотажных носков / колготок на одного человека, 1 (одно) платье на 20 женщин, 1 (одну) пару брюк на 12 человек.
В месяц мы производим чуть больше 200 металлорежущих станков на всю страну (Росстат).
Это экономика, потерявшая за четверть века сотни научных школ и ставшая тем, что называется «обмен сырья на бусы». Ставшая критически зависимой от импорта. «Станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%)». По оценке замминистра Минпромторга (Российская газета, 5.08.2014).
Это экономика «слонов», олигополий. В щели между ними еле-еле пробивается средний и малый бизнес. С минимумом инноваций.
Огосударствленная. Глава Банка России только что заявила на банковском съезде, что 60% банковского сектора огосударствлено.
Средненькая.
Продолжительность жизни – 123-е место в мире (ВОЗ, 2012). В Китае живут на 5 лет дольше, чем в России. Уровень человеческого развития – 57 место (ООН, 2014). Конкурентоспособность - 64-е место (ВЭФ, 2013 – 2014).
Уникальная офшоризованная экономика. В течение двух десятилетий мы – страна вывоза капитала
Нет другой экономики, в которой бы 70 – 80% прямых иностранных инвестиций, «входящих» и «выходящих», шли бы через офшоры (IMF CDIS). Она, по сути, - операционный цех, где прибыли и активы держатся за границей.
Мелкая финансовая машина. Монетизация, насыщенность кредитами - в пределах 40 – 45% ВВП (развитые экономики – 90 – 120%, Китай – монетизация больше 180%).
Доля инвестиций в ВВП – всего 20,6% (Китай – 46%) (2013).
Сверхвысокое налоговое бремя (37% ВВП). Это – уровень континентальной Европы, растущей со скоростью 0 – 1,5% в год. Китай – 22,6% (доходы правительства / ВВП). С такими налогами быстро расти невозможно.
Очень дорогое государство. Конечное потребление государства / ВВП - 18,0% (2013). В США – ниже. В Китае – 13,4%.
Опять переоцененный рубль (ниже 50 руб. за доллар). «Крепкий рубль» - тормоз развития в течении 2 десятилетий. Уникальный, накопленный разрыв между номинальным и реальным эффективными курсами рубля.
Это падающая экономика, находящаяся под сильнейшим внешним давлением.
Экономика, которая требует «Нового курса». Прагматичности. Честности. Гениальных финансовых инженеров. Опережающего роста и догоняющей модернизации, потому что очень отстала.
Она требует «экономического чуда». Как это сделать – огромный международный опыт. Другая экономическая и финансовая политика. «Государство развития» (developmental state). Центральный банк развития (developmental central banking).
Техническое руководство для этого – в только что изданной книге («Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика» (под ред. Я.М.Миркина) (2014). М.: Магистр, ИМЭМО РАН).
Но у экономического чуда должен быть автор, а у него команда.
И как ни защищает одинокий пловец своих, когда он говорит публично, но это должна быть другая команда – по идеологии («прагматичный либерализм»), по операционной способности, по чувству реальности, просто по целям, которые эти люди ставят в жизни.
Не удержание позиций – а наглый, безудержный рост.
Высвобождение энергии бизнеса и среднего класса, которые сами всё сделают.
Но может ли быть «экономическое чудо» в России?
И кто будет его автором?
Нужно ли учитывать, что в основе дзюдо – восточная философия и что она должна давать основу для неожиданных переворотов?
Может ли это случиться с российским президентом?
Может ли он стать автором экономического чуда, российским Дэн Сяопином?
Ведь никто в конце 1970-х годов не мог предполагать, что бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Китая сможет перевернуть судьбу своей страны.
Всё это открытые вопросы на том минном поле, по которому бродит, склонив голову, российская экономика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий