Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-08-15

Все люди глупы, только дураки этого не признают

й

Все люди глупы, только дураки этого не признают.
Проблема не в самой по себе неисчерпаемой и неизбывной глупости (несовершенстве и фундаментальной ограниченности) людей, а в непризнании, в игнорировании этого прирождённого свойства всех людей без исключения. Признанию, принятию и работе с глупостью собственной и тотально всех окружающих, близких и далёких, чрезвычайно желательно обучать в первую очередь на всех этапах жизни человека.
Принципиальное различие между подлинно умным и дураком именно в признании первым своей базальной глупости и в отрицании её вторым. Дураки могут быть весьма талантливы и карьерно успешны в различных видах деятельности, ни на секунду не становясь умными. Можно говорить о дурацких мировоззрениях, к которым стоит отнести все комплексы представлений о мире, претендующие на абсолютную истину и безошибочность и отвергающие критику и самокритику. Дураки способны захватывать власть в государствах и довольно долго её удерживать.
Умные же люди могут быть неумелыми в определённых отношениях и не уметь эффективно противодействовать деструктивным глупостям особо опасных дураков. Эта беспомощность не делает их дураками, но приводит к тому, что умные нередко «остаются в дураках».
Важно понять, что значительная часть людей находятся со своим сознанием в состоянии «ни рыба, ни мясо»: они не закоренелые дураки, но и до категории умных они заметно не дотягивают. Подчеркну: умный не тот, кто много учился, много знает и много умеет. Для перехода в умное состояние достаточно признать и принять свою глупость — но это до сих пор одна из труднейших задач для человека. Как только она решается, желание долго и много учиться становится естественным и первейшим желанием.
И в развитие темы, на которую я сподвигся благодаря посту М. Кантора, почитайте об оптимистическом взгляде К. Поппера на глупость:
«Мы является хорошими, быть может, даже слишком хорошими, однако мы немного глуповаты, и вот эта смесь доброты и глупости является причиной наших затруднений.
Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что говоря «мы», я имею в виду и себя самого». (К. Р. Поппер)


ДУРАКИ
Причина происходящего, увы, проста — страной овладела обычная человеческая глупость и банальное невежество.

Национальная идея — это не идея. Идея — в принципе — не национальна. Дело в том, что идея (мысль) не имеет прописки и нации. Обычай, привычка, обряд, ритуал — имеют прописку. А мысль — не имеет. Мысль либо всеобщая, либо это не мысль.

Когда стране вменяется вектор особого национального развития и особой национальной нравственности — это, прежде всего, исключительно глупо.
И тот кто это внушает, — обычный дурак.
А те, кто ему внимает, — обычные дураки.

Не бывает национальной философии. Не бывает национальной религии. Бывает такое лишь в племенном сознании, которое история человечества преодолела. Но преодолела не до конца. Рецидивы племенного сознания случаются.

Сила глупости (о чем писал еще шестьсот лет назад Эразм) такова, что оспорить ее невозможно: вступив в спор с глупцом, — сам глупеешь. Мысль, по определению, не может оспорить глупость — они находятся в разных плоскостях и не пересекаются.

Патриотические тексты, зовущие к русской эпичности (таких нынче много) — прежде всего очень глупые. Сочиняют их невежественные пройдохи. Эпос не может являться моральным ориентиром: эпос в принципе аморален. 
Говорю это для немногих: спорить с племенем — невозможно.
Долго ли племя будет беситься, неизвестно.

Гуманистическая культура существует внутри племенной, но помимо племенной — и вопреки племенной.
Не обращать внимания на дураков — трудно; дураки агрессивны: ломают скульптуры, кричат о своей национальной вере, пишут о своих эпических корнях и особом племенном мире.
Желаю всем разумным людям сил и терпения.
Дураков оспорить нельзя. Они не стоят слов, взгляни и мимо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения