Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-12-27

Об электоральной (без)ответственности

[Безответственность тут с двух сторон — избираемых и избирателей. Но «ответка» катастрофы прилетит всем без разбора. — ЕВ]

https://www.facebook.com/ilya.faybisovich/posts/10100731949659181

Илья Файбисович
54 мин. ·

Попробую максимально аккуратно сформулировать одну очень неприятную и не слишком оригинальную мысль. Думать ее, мне кажется, имеет смысл людям с самыми разными взглядами.

Я вижу два основных типа реакции на катастрофу с самолетом, остальные статистически не значимы, десятки реплик на фоне десятков тысяч.

Один тип — ошарашенное молчание, человеческий отклик на человеческую трагедию, исключающий политическую составляющую. Погибли люди, помолчим.

Другой — реакция прежде всего, если не исключительно политическая, главным воплощением которой стал пост Аркадия Бабченко, за который все принялись Аркадия Бабченко линчевать. Погибли люди, но это естественное следствие политики государства, которое они поддерживали.

Я прошу никого не злиться на меня за упрощение позиций, я не хочу сейчас выявлять "лучшую" из них. Меня больше волнует другое.

Мне кажется, у этих двух типов реакции гораздо больше общего, чем принято считать, в силу вот какого обстоятельства:

Ни один человек из того небольшого количества людей, которые принимали судьбоносные для путинской России решения, не понёс за них никакой ответственности — ни электоральной, ни правовой, ни физической.

Об электоральной даже не будем.

Правовую ("правовую") ответственность вместо них несут люди, которые что-то такое постят у себя на странице и отправляются в тюрьму на два года, люди, которые в одиночку выходят на улицы с плакатами, люди, которые оказываются не в том месте не на тех митингах, люди, которые оказываются слишком близко к Навальному и Ходорковскому.

Физическую ответственность — простите, я не знаю, какое слово лучше выбрать, я не хочу оскорбить ничью память — несут миллионы граждан Украины — убитые и лишенные дома, Борис Немцов, граждане Сирии, Василий Алексанян, Андрей Карлов, Анна Политковская, пассажиры "Боинга", десантники из Пскова и, разумеется, не только из него, пассажиры египетского лайнера, и слишком многие другие люди. Я намеренно включаю в этот ряд людей, занимавших, скажем так, разные стороны в российском внутриполитическом конфликте, который несколько лет назад стал внешнеполитическим и, как следствие, внутриполитическим для еще нескольких стран, которые могли бы счастливо жить, ничего не зная о попытках Владимира Путина и его друзей удерживать власть пожизненно.

Теперь вот ещё — пассажиры Ту-154, который летел в Сирию.

И вот в этом отсутствии ответственности людей, которые принимают большие решения, мне кажется, и стоит искать ключ к нашим реакциям на катастрофу. Я бы даже сказал, очередную и не последнюю катастрофу.

Ключ — это бессилие двух полярных позиций. Часть общества предлагает просто молчать в память о погибших, говоря, что "не надо вмешивать сюда политику" — это бессилие одного рода, де-факто отказ от политической жизни как таковой.

Другая часть общества предлагает не молчать в память, и даже считать погибших сообщниками преступной власти (думаю, не надо тут никому объяснять, что это не фигура речи, а эта власть действительно является преступной).

Эта реакция сейчас более важна, даже если она менее приятна, а в некоторых — многочисленных — случаях принимает мерзкие формы. (Просто на всякий случай, чтобы не прослыть моралистом и чистеньким, я говорю не об Аркадии Бабченко.)

Пассажиры Ту-154 оказались в политической серой зоне. Мы не видели и никогда бы не увидели такой реакции (второго типа) на гибель людей на борту египетского лайнера. И наоборот, не может быть никакой другой реакции на гибель условного Моторолы — нельзя по-человечески жалеть того, кто добровольно, не по приказу идет убивать.

А пассажиры военного Ту-154, летевшего на войну, в глазах довольно большого количества людей оказываются не посередине, конечно, но между этими двумя точками. Большое количество людей уже не верит, или почти не верит, что, сколько ни тверди о "Гааге", ответственность понесет хоть кто-нибудь, кто должен был бы ее понести. И происходит этот малоприятный внешне перенос: пассажиры самолета назначаются "представителями российской власти", после чего человеческая составляющая из этой трагедии пропадает.

Вместо того, чтобы высокоморально линчевать Аркадия Бабченко или в принципе обращать внимание на женщину, чье имя мне не слишком хочется называть, лучше подумать об этом. Не оправдывать свои частные мысли, не считать их самыми чистыми и христианскими (или какими угодно еще) на свете, не стыдиться их, не учить жизни тех, кто формулирует не так аккуратно, как хотелось бы, а просто отдать себе отчет в том, что в ситуации полной безответственности властей сдавать экстерном "Основы этики" мы будем вынуждены все чаще. И гибнуть будут то социально близкие, то просто знакомые, то незнакомые и неприятные, но практически без исключения мало в чем виноватые люди.

А власть никогда не будет нести никакой ответственности, пока она не начнет нести электоральную ответственность. Так что нельзя "не примешивать сюда политику". Я не знаю, о чем еще нам говорит эта трагедия, если не о том, что политику примешивать сюда совершенно необходимо. Извините, что этот слишком длинный текст кончается так буднично.

2016-12-24

Тут не для кого жить, писать, стараться. Тут мертвые живее всех живых / Дмитрий Быков

02:27 23 декабря 2016

обозреватель
МНЕНИЕ

Оптимистическое

«Ужасно быть досадною помехой. Охота быть единым со страной. А если ты не можешь, то и ехай, а если ты не едешь, то не ной...»

Бредя путем тернистым, каменистым по нашим потускневшим миражам, я был всегда упертым оптимистом и этим всех ужасно раздражал. Хороших новостей у нас не ценят. С утра в избытке счастья закричи: «Прекрасна жизнь!» — в ответ сквозь зубы цедят: действительно, зажрались москвичи...
Мы все на положении особом — и жид, и либераст, и патриот: «Ужасна жизнь!» — и будешь русофобом, «Прекрасна жизнь» — ну ясно же, что врет...
Любые наши «Новости» и «Вести» вещают нам о радостных вестях с ужасной смесью мести, лести, жести — как будто все на Родине в гостях. Конечно, населенье разномастно, но за ничтожным вычетом у всех любимая эмоция — злорадство (в моей системе взглядов — худший грех). По мне, и то нисколько не победа, когда страдают чуждые края, корова как бы сдохнет у соседа; но тут ликуют, если и своя. Причину этой общей тайной страсти, похожей на апатию и сплин, мне кажется, я угадал отчасти: хорошее обязывает, блин. Ведь если все летит, простите, в жопу, то незачем испытывать судьбу: бессмысленно готовиться к потопу иль загодя устроиться в гробу. А если есть хоть тысячный, хоть сотый, хоть блеклый шанс на крошечный просвет — тогда, конечно, двигайся, работай (не спрашивай о смысле. Смысла нет). Плохие вести — вроде индульгенций: кому не опостылел грубый труд? Сверзаться в ад гораздо интересней, и можно пить «Боярышник». И пьют.
И я всю жизнь косил под оптимиста, изображал азарт, подъем, запал — как будто в детстве чем-то опьянился и до сих пор в похмелие не впал. Я не просил поблажек всем назло, блин, среди чумного хора дураков, что все пропало, что протест разгромлен, что сразу после Путина — Стрелков, что с Украиной мы враги навеки, что мненнье мира русских не скребет, что если мы с рождения калеки, то не фига и требовать свобод... Есть тайная и горькая услада — следить за эволюцией борцов: от «Было только так» — до «Так и надо, и это русский путь, в конце концов!». Конечно, все достойны и отважны, но каждого засасывает быт; страну дают однажды, жизнь — однажды, и как-то глупо их не полюбить... Ужасно быть досадною помехой. Охота быть единым со страной. А если ты не можешь, то и ехай, а если ты не едешь, то не ной. При этом патриоты — тоже горе — грустны и злы, как десять негритят, хотя они, казалось бы, в фаворе: наверное, работать не хотят. Обозлены до белого каленья, всегда хотят мочить да истреблять... Скажи «Растет крутое поколенье» — в ответ услышишь: все дебилы, .....!
Все безнадежны, левы или правы. Бессменный вождь (не в этом ли расчет?) здесь вырастить успел такие нравы, что чуть подтает — то и потечет. На оттепель надеяться? Насмешки! Навальный не пройдет, и черт бы с ним. Все послабленья — только кириешки: сплошь сухари, но с запахом мясным.
Итоги года? Пусть бы он забылся! Парад дежурных гадин в стиле вамп: Алеппо, Хомс, турецкое убийство, а символ года — Дадин, а не Трамп. Прибавьте Брекзит — выдумали слово! — и плюс Ле Пен влетает на метле. Похоже, все, что было тут живого, закончится в Дебальцевском котле.
Настолько все раскрали и про...али, настолько все бездушны и больны, что вряд ли некто нас вернет к морали, помимо оглушительной войны. Тут не осталось даже папарацци — наследия бездумных нулевых. Тут не для кого жить, писать, стараться. Тут мертвые живее всех живых, поскольку все — и верхние, и смерды, и местный МИД и чужеземный МИД — настолько бурно радуются смерти, что их уже ничто не вразумит. На этом фоне даже поздний Брежнев недосягаем, сколько ни тянись. Не зря я сам писал: рассвет забрезжит, когда падет последний оптимист. Извечно жаждет крови вана хойя*, в почете предвещающий беду: надежнее предсказывать плохое — глядишь, как все, за умного сойду. Не то что я с годами притомился, умаялся в потоке строф и стоп, но никакого больше оптимизма: уж больно диссонирует. Но стоп!
Конечно, эти пафосные бредни уместны за рождественским столом, но если вправду выдохся последний — так это значит, близок перелом? За ум возьмемся, выползем из лужи, да есть еще и дети, и среда, и лирика...
Вот черт. Хотел как хуже, а получилось снова как всегда.
* Жертвенная чаша у кельтов, хотя она вроде как для вина.

2016-12-21

Сложившаяся система образования не обучает, а отучает...

Сложившаяся система образования не обучает, а отучает и переучивает: отучает от научения и переучивает на потребление и на прочие извращения человеческих способностей.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения