Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2011-08-18

«Меланхолия» фон Триера, космос и человеческая глупость

12.08 посмотрел в Москве «Меланхолию» фон Триера. Безоговорочный шедевр! Многие кадры, особенно последний, до сих пор постоянно возникают перед глазами.

Смотреть этот фильм нужно только в кинотеатре, но абсолютному большинству населения России такое удовольствие не грозит — фильм выпущен только в цифровой копии (его не смогут показать киноклубы, с чем мы с женой уже столкнулись в Нижнем Новгороде) и невыгоден кинопрокатчикам (поэтому его не покажут крупные хорошо обрудованные кинотеатры, он в Москве-то идёт менее чем в десятке кинозалов по одному сеансу в день). Остаётся только покупать домашний кинотеатр 2х3м и садиться в двух метрах от него при просмотре обязательно лицензионного DVD с Dolby Sound.

Что в этом фильме увидел именно я, помимо очевидных визуальных красот и игры актёров? Триер буквально напрямую сталкивает бездонность человеческой глупости и бездонность космических опасностей: первую часть фильма занимает роскошная свадьба в качестве одного из апогеев человеческой глупости, а во второй части разворачивается сюжет столкновения Земли с неизвестно откуда взявшейся планетой Меланхолия. Космическая катастрофа как антитеза набору бессмысленных свадебных ритуалов — это по-триеровски!

И К. Поппер тоже просвечивает в сюжетной линии о неполноте и ошибочности научных знаний. Один из героев, астроном-любитель, всё повтоярет мантру про точные научные расчёты, спасительные для Земли, а затем убегает в смерть, не желая видеть опровержение своей ошибки.

Главная героиня, Джастин, произносит две ключевые фразы: «Я знаю, что мы одни во Вселенной» и «Жизнь на Земле — это зло». Это, собственно, парафраз на тему банальной истины, обращённой к каждому человеку — «Разберись сам с собой, а не ищи зло вовне».

И над рекламой и рекламщиками Триер посмеялся со всем максимальным злорадством, какое только смог вместить фильм, вплоть до изнасилования женщиной мужчины.

Ощущения после фильма были в основном оптимистические — если человек способен создавать такие шедевры самокритики, то, может быть, ещё есть шансы притормозить Меланхолию?