Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2012-03-19

Ошибаться полезно: ученые доказали

Если родители относятся к «двойкам» как к нормальной части учебного процесса, школьникам проще учиться
Алексей Дуэль

Результаты очередное сенсационного исследования опубликовали ученые. На этот раз американские. Исследователи Американской ассоциации психологов установили: если школьники знают, что их ошибки — нормальная часть обучения, то они учатся лучше сверстников, которых ругают за низки баллы.

Чтобы со всей достоверностью подтвердить этот факт, заокеанские психологи провели серию экспериментов над школьниками.

— Если родители и учителя на воспринимают трудности в учебе не как признак недостатка ума или старания, а как нормальное явление, ребята не страдают от комплекса неполноценности, у них свободен мозг от грустных мыслей, а совесть — от угрызений, и такие ученики с блеском решают даже самые сложные задачи, — объяснил свои выводы  Фредерик Отин из Университета Пуатье. — Когда же на школьников давит груз ответственности и опасения неудачи, у них начинаются проблемы с функциональной рабочей памятью. Она отвечает за обработку и запоминание информации.

То есть двоечников теперь надо не ругать, а относится к ним как к героям, стоически преодолевающим «трудности в учебе»? Нет, говорят ученые. Секрет в другом. Хвалить или ругать надо не за сами оценки, а за динамику. Если раньше были «двойки с минусом», а теперь просто «двойки» — это уже повод для радости.

— Чтобы рабочая память функционировала более активно, надо просто чуть-чуть приподнять самооценку ребенка, — полагает Пуатье. — Если же его заставлять заниматься под страхом наказания, ученик просто станет избегать трудностей. Может быть, он и получит так вполне приличные баллы, но у него не будут развиваться нужные и полезные навыки, ради которых в школу и ходят.