Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2012-09-14

Выбор воздействия — 0001: Чем пахнет в России

Я решил попробовать полностью отказаться от простых перепостов понравившихся мне текстов и делать что-то вроде мини-дайджеста с короткими (или как получится) комментариями. Возможно, какие-то комментарии я буду дополнять и обновлять позже.

Выбор названия рубрики связан с главным фундаментальным принципом, открытым социальной психологией, — субъективной интерпретацией (субъективной конструпретации = конструирование (выдумывание) + интерпретация = construal). Суть его в том, что — осознанно или неосознанно — человек ВСЕГДА сам определяет, на что обращать внимание и какой придавать смысл увиденному или услышанному (вообще любому воспринятому стимулу). Воздействие и влияние, таким образом, — всегда САМОвоздействие, всегда личный выбор того, что на тебя воздействует или влияет. Уточню, что подавляющая часть таких выборов осуществляется на уровне условных рефлексов, но существа механизма это не меняет.

Я открыто признаю действие указанного принципа в своём случае и подчёркиваю в заглавии рубрики субъективность и произвольность выбора тех текстов, идей и личностей, которым предоставляю воздействовать на меня в первую очередь.

Сегодня утром мой выбор пал на два заголовка:
Первая статья — очень сочный текст про социальные «запахи» и краски сегодняшней России: 
«У нашего времени две краски: веселое омерзение и тревожная гадливость. Чувства по смыслу мелкие, но редкой силы: возможно, такого в истории не было. Когда еще власть опускалась так низко эстетически и этически, подвергаясь столь зубодробительной, беспросветной, открытой обструкции? Когда еще она выглядела столь беспомощной интеллектуально и демонстративно бесстыжей?»
Остальное рекомендую прочитать самостоятельно.

Вторая статья — о парадоксах столкновения вроде бы рационального менеджмента с сугубой реальностью организационной динамики. В двух словах: автор указывает на серьёзное расхождение менеджериальных построений и живой жизни, в результате чего менеджеры и менеджмент крутятся как белки в колесе в своих иллюзиях вместо того, чтобы признать и принять неотъемлемые свойства реальности.

И если вы прочитаете оба текста, то не сможете не согласиться, что они об одном и том же — о силе и массовидности человеческой глупости, серьёзным корригированием (поправлением) которой до сих пор занимаются очень мало. Критическое мышление и КОРНИ как раз и призваны решать эту проблему на уровне образования.