Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2012-10-30

О соотношении науки и чуда | nature_wonder

nature_wonder: О соотношении науки и чуда

О соотношении науки и чуда

Регулярно встречаю мнение, что научная картина мира лишает его чудес. В силу этого, главным образом, она никогда не завоюет разум большинства людей. Человеческой психике присуще желать завораживающих диковинных историй, а наука их у нас отбирает. Подобное рассуждение, на первый взгляд, выглядит правдоподобным, однако я попробую на него возразить.

Прежде всего, я не согласен с начальной посылкой. Мне не кажется, что научные открытия приводят к уменьшению общего количества чуда. Проиллюстрирую эту мысль очевидным сюжетом, в котором все движущие силы и превращения заведомо естественны, но при этом компонента «непостижимого» не утрачена. Вдумайтесь: все, что вас окружает, все объекты, с какими вы имеете дело в своей жизни, включая кресло, на котором вы сидите, воду, которую вы пьете, и даже ваших знакомых, — все состоит из мельчайших атомов, побывавших в недрах горячих звезд. Дотрагиваясь до любого предмета, вы касаетесь материи возрастом в миллиарды лет, в буквальном смысле.

Когда-то взрывами сверхновых атомы выбросило в космос, и они блуждали в нем настолько долго, что человеческое сознание не в состоянии оперировать такими сроками и расстояниями. Целую вечность они летели в черной пустоте, иногда пересекаясь с другими частицами. Затем некоторые из них под действием сил гравитации собрались в разреженное газопылевое облако, которое очень постепенно превратилось в Солнечную систему. Те самые частицы, из которых состоит ваше тело, когда-то побывали в глубинах планеты, откуда вулканами их выбрасывало в атмосферу. Они оседали в почву и океаны, строили тела растений, грибов и животных. Несчетное число раз проходя по пищевым цепочкам, они неоднократно выпадали из биосферы и потом возвращались обратно. Каждый отдельный атом, рожденный в результате звездного нуклеосинтеза, очутившись в месте пространства, которое мы называем Землей, за миллиарды лет прошел по самым замысловатым траекториям, прежде чем стать частью вас. Его путешествие стало возможным в результате натуральных процессов, природа которых в общих чертах известна и достаточно сухо излагается в учебниках. И все же, когда я смотрю на свои руки, пытаясь осознать и прочувствовать тот факт, что это звездная пыль, реальный возраст которой — несколько миллиардов лет, я не могу удержаться от вопроса: это ли не чудо?

Данными рассуждениями я хочу подчеркнуть мысль, что наука ни в коей мере не отнимает у нас возможность испытывать глубокие эмоции по отношению к окружающему миру. Напротив, ее «истории» зачастую более грандиозны и фантастичны, чем все, что может выдумать человек. И этих историй много, будь то постепенное построение человека из единственной клетки или квантовая неопределенность. Наука меняет качество: взамен вымышленных чудес приходят чудеса настоящие, происходящие в действительности. В открываемом наукой мире я лично не вижу недостатка явлений, от которых захватывает дух. Реальность насыщена невообразимыми событиями, надо только их увидеть.

Анти-грабли — 0002: Нормальное общество и его ненормальные враги

«Есть многое на свете, друг Горацио», что очень хорошо и давно известно и понятно учёным и тем, кто действительно хочет знать и понимать. «Грабли» постоянно и со всего маху достают тех, кто упрямо хочет любой ценой реализовать свои ненормальные («норма» у меня тут в смысле разумного мышления и реалистичного здравого поведения) желания, не желая принимать во внимание ни исторический опыт, ни достижения науки.

Как и в первом выпуске темы, я хочу указать на книгу, написанную более 60 лет назад, но которая, как и книга Эрика Хоффера, вряд ли утратит свою актуальность и пользу в ближайшей исторической перспективе — особенно если мы не осуществим на практике основные уроки и рекомендации, изложенные в ней. Это труд Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Читайте и перечитывайте, читайте и перечитывайте! И, главное, применяйте на практике критическую антиутопическую пошаговую социальную инженерию!

2012-10-28

Анти-грабли — 0001: Эрик Хоффер о бездумных толпах «истинноверующих» и лидерах-манипуляторах

Ещё одна новая рубрика, в которой я буду предлагать чтение, помогающее избегать столкновения с осточертевшими граблями любимых заблуждений. Первой книгой я выбрал «Истинноверующего» Эрика Хоффера, американского докера-мыслителя, блестяще описавшего основные повторяющиеся модели мышления и поведения как рядовых участников, так и лидеров массовых движений. Эта книга ещё не скоро устареет, к сожалению, а читать её надо всем ещё в средней школе (это к вопросу о содержании современного образования). Чтение захватывающее, освобождающее и необходимое!

2012-10-27

Онтопсихолохнутость в российской науке

Онтопсихолохнутость в российской науке — Форум Sektam.net

Недавно снова всплыла в поле моего внимания тема онтопсихолохии А. Менегетти, и я решил посмотреть по поиску влияние этой галиматьи на российское научное сообщество. Оказалось, что маразм цветёт и ширится. По его «эстетике» успешно защищена аж целая кандидатская диссертация «Эстетика Антонио Менегетти» (автореферат), на которую есть милый отзыв.

Россияне с их широкой душой и любовью ко всему итальянскому, оказывается, впереди планеты всей в почтительном изумлении перед талантами новых Калиостро. Автор диссертации, Сергеева Ольга Борисовна, следует заметить, честно пишет, что никто до сих пор не занимался исследованием интеллектуальных «достижений» А. Менегетти:
Степень научной разработанности проблемы
Всестороннее и углубленное изучение эстетических взглядов А. Менегетти остается делом будущего. Данная работа является скромным вкладом в решение этой задачи. Насколько нам известно, какой бы то ни было научный анализ философии искусства и эстетических взглядов А. Менегетти, их философских источников, их актуальности и оригинальности до сих пор не проводился. ... Не имея возможности опираться на источники, посвященные воззрениям Менегетти, за их отсутствием...
Никто в мире не заметил гения, но острый взгляд российского философа осветил миру бриллиант эстетики, философии и психологии:
Основные положения исследования, составляющие научную новизну и выносимые на защиту
1.  Выявлены  основополагающие  историко-эстетические,  историко-философские  и  историко-психологические  истоки  эстетики  Менегетти: онтология  Хайдеггера,  феноменология  Гуссерля,  интуитивизм  Бергсона  и Кроче,  эстетика  Гегеля,  апофатическая  теология,  христианский  мистицизм, концепция  бессознательного  Фрейда,  теория  самоактуализации  Маслоу. Выявлено,  что  в  основе  эстетических  взглядов  Менегетти  лежит онтологический  трансцендентальный  априоризм,  ведущий  свое происхождение от платонизма и классической метафизики, синтезированный с этикой  самосозидания,  берущей  свое  начало  в  гуманистической  психологии середины XX века.  Менегетти  выстраивает  логику  обретения  чистого (эстетического)  сознания  в  экзистенциальном  праксисе,  понятом  как творческое деяние.
2. Эстетическое мироззрение Менегетти носит онтико-гуманистический характер.  Прекрасное  понимается  как  эпифания,  или  проявление  Бытия (абсолюта)  в  предмете.  Эстетический  субъект  рассматривается  как устремленный  к  Бытию  и  реализующий  эту  интенцию  посредством исторического  самосозидания  на  основе  импульсов  души (in-se)1. Эстетическая  цель  совпадает  с  онтической  и  предполагает  преодоление разрыва между Бытием и существованием в экзистенциальном опыте субъекта.
3. Менегетти строит свою эстетику (в том числе и философию искусства) на  основе  онтологической  методологии.  Эстетическая  способность рассматривается  им  как  параметр,  обусловленный  этической  зрелостью личности. Субъект способен создавать и понимать эстетическое в той  степени, в  какой  он  актуализировал  собственную  духовную  сущность (in-se),
1 Важное для Менегетти понятие in-se (в-себе) означает единство души и духа в человеческом существе. Можно сказать,  что in-se — это представленность Бытия в человеке.  
связывающую  его  с  Бытием.  Познание  эстетического  происходит  на  опыте самосозидания  по  проекту in-se, главной  творческой  задачей  субъекта выступает он сам.
4.  В  эстетике  Менегетти  можно  концептуально  выделить  две  части. Первая,  этическая,  сосредоточена  на  проблеме  существования  и  выступает пропедевтикой  ко  второй  части — чистой  эстетике,  основанной  на  понятии Бытия.  Этическая  часть  необходима,  поскольку  она  отвечает  на  вопрос,  как возможна чистая эстетика, или созерцание Бытия в существовании. Согласно Менегетти,  эстетика  возможна  на  основе  исполненной  этики,  решенной проблемы  существования,  т.е.  реализации  субъектом  собственной  духовной сущности.  Как  следствие  этической  зрелости  такого  рода,  субъекту открывается эстетическое — способность познавать Бытие в существовании и создавать (творить) по проекции Бытия.
Прекрасный образец текста, в котором много красивых слов и за которыми — абсолютная пустота. Вот что теперь в России без всяких угрызений совести называют философией и наукой и за что дают учёные степени.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения