Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2014-12-01

Что происходит с Россией с точки зрения социальной инженерии — 05: Резюме

  1. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 01. (КОРНИ-блог) 
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=462
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#І
  2. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 02, или Страна-контрамот. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=466
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#II
  3. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 03: Как строим, так и живём. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=482
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) -- http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#ІII
  4. Что происходит в России с точки зрения социальной инженерии -- 04: Плохо сделанная страна. (КОРНИ-блог)
    1. СоцИнж-форум -- http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=532
    2. Нова Магнаура (перевод на болг.) — http://www.newmagnaura.org/b01071045oblastinaukaPhilosCriticalThinking.htm#ІV
  5. Что происходит с Россией с точки зрения социальной инженерии — 05: Резюме
  1. СоцИнж-форум — http://evolkov.net/moodle/mod/forum/discuss.php?d=666
  2. Нова Магнаура (перевод на болг.) — 
Предлагаю попытку концентрированного резюме:
  1. Мы, — и каждый по отдельности, и нации, и человечество в целом, — являемся микроскопическими частичками огромного и сложного мира, существующего независимо от нас.
  2. Этот мир (и мы, как его песчинки) сложен из закономерностей и ограничений и допускает успех только тех действий или такого поведения, которые(ое) согласуются с этими закономерностями и ограничениями. Одновременно мир — и мы сами как его часть — в существенной мере хаотичен и непредсказуем, что объективно требует от людей как сознательного повышения своей когнитивной организованности, так и развития гибкости мышления и поведения.
  3. Ошибки в представлениях (знаниях) об этих закономерностях и ограничениях, вызванные неорганизованностью, некритичностью и негибкостью мышления  могут проявляться быстро или медленно, но последствия таких ошибок фатально неотвратимы и катастрофичны, если люди не исправляют перечисленные пороки мышления.
  4. Человек — это такое существо, которое способно смотреть на мир только через призму в основном грубых обобщённых фильтров-моделей, которые ему кто-то подсказал или он сам себе придумал. Мы, таким образом, способны видеть в реальности только то, что уже есть в наших, чаще всего примитивных и перекособоченных, уверованных моделях. Если мы эти модели не очищаем от ошибок, не проверяем их постоянно критическим анализом и фактами, т.е. не переходим со временем на модели, более соответствующие реальности, а не нашим произвольным желаниям, — другими словами, не применяем научный подход ко всему, что и как мы делаем или желаем делать, — то приходим неизбежно к ухудшению своей жизни благодаря некритичному отношению к любимым сказкам и любимым ужастикам. С некоторыми оговорками некритичность можно приравнять к наркомании: как наркоману сложно порвать со своей зависимостью, так и многим людям страшен критический взгляд на свои верования, хотя это единственный путь к по-настоящему трезвому восприятию себя и мира. Если не осваивается и не применяется последовательно критическое мышление, то неминуема индивидуальная, групповая, национальная или глобальная рукотворная катастрофа-самоубийство.
  5. В силу пунктов 1-4 мы (люди), с одной стороны, имеем доступ к познанию объективного мира и к относительно адекватному обустройству в нём, но, с другой стороны, вынуждены пробиваться к истине и к её плодотворному использованию через огромный слой иллюзий, заблуждений и прочих ошибок — ВСЕ, ВСЕГДА И ВЕЗДЕ.
  6. За время своего существования на Земле вид homo sapiens sapiens в лице своих любопытствующих, настойчивых и критически-креативно мыслящих представителей (небольшого процента от общего числа, стоит признать) смог выработать чрезвычайно эффективные модели как прорыва к истине сквозь толщу собственных ограничений и фантазий (наука), так и конструктивного применения обретённых знаний для улучшения обустройства своей жизни (инженерия техническая и социальная).
  7. Все позитивные (прогрессивные) достижения по улучшению материальных и социальных условий жизни, которыми может на сегодняшний день гордиться человечество, практически полностью так или иначе являются результатами критического (любопытствующего и творческого) мышления и последовательного инженерного подхода — и постоянного напряжённого качественного труда в конструктивном направлении огромных масс людей (о роли труда я отдельный пост пишу).
  8. Соответственно, если где-то что-то в какой-то стране (компании, семье, в индивидуальной жизни) идёт не так хорошо, как хочется, а то и совсем к плохому скатывается, то есть только две главные причины таких неприятностей, за которые люди полностью сами несут ответственность:
  1. Не успели (не сумели, не напряглись, не потрудились, не захотели) добыть необходимые знания и наработать достаточно действенные технологии решения для какой-нибудь НОВОЙ или нерешавшейся прежде проблемы, требуются дополнительные усилия в НОВЫХ научных и инженерных/социоинженерных разработках и дополнительное время (последний пример — эпидемия эболы). Этот пункт включает в себя и недооценку или отрицание новых и застаревших нерешённых проблем.
  2. Не применяются последовательно уже имеющиеся знания и наработанные  и проверенные технологии решения навязших в зубах СТАРЫХ, УЖЕ ПОЛУЧИВШИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, проблем, или, другими словами, повторяются уже давно известные СТАРЫЕ ошибки вместо признания их ошибками и отказа от них, ЧТО МЕШАЕТ РЕШАТЬ И СТАРЫЕ, И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Этот пункт включает в себя и недостаточность усилий для движения в сторону лучшего обустройства, и преобладание веры во всяческие иллюзии (добрые сказки и чёрные ужастики).
Два подпункта тезиса под номером 8 можно кратко перефразировать так: «Если кто-то кое-где порой» (строчка из песни в советском сериале «Следствие ведут знатоки») не опирается на последовательное критическое (научное) мышление и не трудится с максимальной производительностью и трудолюбием над последовательно инженерно проработанным и технологически выстроенным решением жизненно важных проблем, а руководствуется фантазиями-наркотиками (ложными верованиями) и тратит свои силы и ресурсы на что угодно, кроме того, что реально обеспечивает хороший фундамент благополучной жизни, то любые успехи такого индивида (группы, организации, страны) будут лишь приёмами дозы дурмана на коротком пути на кладбище. Когда человек или группа людей получают выгоду от попыток реализации своих сказочных (нереалистичных) и смертельно опасных верований, то это действует на их сознание как героин.

Россия оказывается уже на протяжении нескольких столетий во власти людей, имеющих в основном крайне неадекватные представления и о себе самих, и о мире в целом, игнорирующих собственные ошибки и отказывающихся учиться науке (критическому мышлению) и инженерии как единственным надёжным средствам развития и процветания. Первое десятилетие текущего века подкинуло ныне действующим любителям сказок во власти мощную дозу героина в виде высоких цен на углеводороды, что окончательно снесло им крохотные остатки способности к здравым суждениям. По всем направлениям запрещается критика, убивается наука и образование, в качестве ориентиров предлагаются средневековые религиозные догматы и принципы политики на уровне пещерного века. Сейчас героин (высокая цена на нефть) стремительно испаряется, и начинается ломка с признаками гангрены. При отказе основной массы народа России бороться с этой социально-политической гангреной неизбежна в ближайшей перспективе нескольких лет гибель России в том виде, в котором она сейчас существует.

Что делать, чтобы не повторять гибельной российской глупости и как от неё излечиваться при обнаружении признаков таковой, я готов рассказать в следующих постах.

2 комментария:

  1. Буквально как только я опубликовал этот пост, в солидной газете «Ведомости» появилась редакционная заметка «Догнать Зимбабве» с подзаголовком «Главная проблема российского руководства в неспособности признавать ошибки» http://www.vedomosti.ru/opinion/news/36727741/dognat-zimbabve

    ОтветитьУдалить
  2. И в FB встретил меткую формулировку: «Это вечная проблема, связанная с тем, что люди делают, то что умеют, а не то что нужно».
    https://www.facebook.com/dsaprygin/posts/781233335303192?comment_id=781235898636269&offset=0&total_comments=9

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения