Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-05-11

Как делается экономическое чудо / Яков Миркин

Page42
https://www.facebook.com/stranitsa42/posts/935057529878621
Яков Миркин

КТО БУДЕТ АВТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА В РОССИИ?

Выше головы не прыгнешь? Прыгнешь! «Экономическое чудо» совершили десятки стран. В России, перекраиваемой на рыночный лад, чуда не случилось.
Наоборот, произошло темноватое чудо деиндустриализации. Мы стали экономикой 1 трамвая и 200 металлорежущих станков в месяц. Мы производим 1 (одно) пальто на 140 человек, 1 (одну) пару трикотажных носков / колготок на одного человека, 1 (одно) платье на 20 женщин, 1 (одну) пару брюк на 12 человек в год (Росстат).
Каждая страна – уникальна. Каждая – на свой лад. Нельзя всему выучиться у Китая. Смешно брать 100% рецептов у Южной Кореи. Нельзя кланяться в лоб Людвигу Эрхарду с его «немецким экономическим чудом», приговаривая: «Батюшка, благослови! Во всем был прав!».
Тысяча особенностей национального характера, модели и структуры экономики, исторической ситуации.
Но есть опорные точки, которых миновать нельзя, если ждать, что после 25 лет поисков и метаний мы найдем в себе силы и страсти на собственное экономическое чудо.
Первое. Внешняя поддержка
Все случаи «экономического чуда» после второй мировой войны произошли при внешней поддержке. Пока во всех, без исключения, случаях это была поддержка США. Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, послевоенные Германия и Италия.
Эта поддержка оказывалась с точки зрения «противодействия коммунистическому блоку» и противостояния с СССР. Китай -- то же самое (раскол блока, противовес СССР). Только отчасти – как следствие здравого смысла.
До 1947 г. официальной целью США было превращение Германии в «пасторальное государство» (pastoral state) (Joint Chief of Staffs Directive, JCS 1067, 1945 г.). Что это значит? Аграрная, сырьевая экономика, преимущественно легкая индустрия, экспортер сырья (железо, уголь и т.п.)). Но больше – ни-ни. Чтобы не перевооружилась.
Из этого – реальная политика: репарации, изъятия оборудования, лимиты на производство стали и другую продукции тяжелой индустрии. Запреты на добычу нефти, на кораблестроительство и т.п.
С 1947 г. – по мере роста противостояния с СССР – новые цели США: «процветающая Европа требует вклада стабильной, продуктивной Германии» (JSC 1779, 1947 г.). Как следствие – поддержка реформ Эрхарда оккупационной администрацией, план Маршалла (Германия была 3-м по размеру получателем средств, после Великобритании и Франции), открытое поле для инвестиций и экспорта оборудования из США.
«Экономическое чудо» замечательно делается только при полной его поддержке снаружи, когда страну «чуда» заливают потоки инвестиций, все ворота открыты, политики одобрительно покачивают головой.
Ни одна догоняющая модернизация в России, начиная с XVII века, не происходила без массовой закупки западных технологий. Так было не только в царской, но и в сталинской модернизации. Знаменитая модернизация СССР 1930-х гг. происходила по схеме “обмен сырья на технологии”. В импорте “средства производства” составляли 93%, в том числе оборудование – 60%. Ключевые поставщики – Германия и США. Доля СССР в вывозе германских машин составляла в 4 кв. 1931 г. по машиностроению в целом - 39%, по станкам – 62%. (Ежегодник внешней торговли, 1932).
Нам говорят – мы возьмем все это в Азии, в Китае, Японии, Южной Корее. Вопрос – каков уровень технологий, не являются ли они вторичными, будут ли они из первых рук, не запрограммированы ли мы на еще большее отставание (источник - Китай). Еще один вопрос – насколько это вообще возможно. Япония и Южная Корея – стратегические партнеры США, Китай – находится в стратегическом диалоге с США. Китай входит в тройку крупнейших торговых партнеров США.
Вывод – необходимость «перезаключения» нового контракта с Западом. Важность «отмашки» для широкого трансферта инвестиций, оборудования, технологий в Россию.
Этой «отмашки» не было дано в 1990 – 2010-х гг.

Второе. Низкий уровень военных расходов
Все случаи «экономического чуда» произошли при крайне низком уровне военных расходов, при сверхвысокой доле инвестиций в ВВП.
Почему это стало возможным?
Япония и Южная Корея – под военным зонтиком США. Германия и Япония были оккупированы. Поэтому военные расходы – минимальны.
Но даже в Китае доля военных расходов – 2 – 2,1% в ВВП, в России – 4,1% (World Bank, 2013).
Китай – доля инвестиций в ВВП 45 – 46%, Россия – 20 – 24,5%.
Кто растет быстрее?
Третье. Государство развития
И Эрхард, и любые другие авторы «экономического чуда» делали его на основе «государства развития» (developmental state), «финансовой системы развития» (development finance).
Что за этими словами?
Массированное вмешательство государства, не нарушающее рыночности.
Наоборот, отстраивающе рыночность, но в то же время имеющее главную цель – ускоренный, стабильный экономический рост, технологическую модернизацию, повышение качества жизни, рост социальных гарантий.
По мере того, как достигалась всё большая экономическая и финансовая зрелость, приступали ко всё большей либерализации, к ослаблению роли государства.
Германия в конце 1940-х – начале 1960-х гг. последовательно, под руководством Аденауэра и Эрхарда, шаг за шагом прошла путь от ценового и планового контроля, «зажатых в тиски» немецкой марки и счета капитала к почти полному прекращению контроля, к полной конвертируемости валюты и свободе счета капитала.
Это государство, отстраивающее инфраструктуру, наращивающее расходы на образование, на науку, создающее, как считал Эрхард, новый общественный строй – «социальную рыночную экономику».
Экономику, в которой сбалансированы частные желания и обязательства перед обществом.
Это - не приватизированное государство.
Не правительство, подчиненное частным интересом.
Не новый феодализм, не непотизм, не кронизм и прочие «измы», не олигократия и не корпоративное государство.
Не эти ужасы.
Чтобы добиться ускоренного роста и модернизации, государство
а)неизбежно снижает налоги,
б)добивается дешевого и обильного кредита,
в)инициирует программы массового строительства жилья, дорог и прочей инфраструктуры,
г) стимулирует развитие среднего и малого бизнеса,
д)создает программы увеличения числа рабочих мест,
е)поддерживает точки роста,
ж)передает экономические и финансовые полномочия на места, в регионы и муниципалитеты, чтобы там жизнь кипела.
Все это – не на словах, не по форме, не для того, чтобы изъять часть бюджетов в пользу немногих.
Наоборот, чтобы создать масштабный внутренний спрос со стороны населения, массовую собственность на землю, недвижимость, бизнес, на финансовые активы.
Это может делаться осторожно, консервативно, руками «правых» (Эрхард) или руками левых (социал-демократы), но смысл политики – один и тот же.
Четвертое. Массовый средний и малый бизнес.
Как известно, в Германии много «нишевых» мировых лидеров. Это средние или даже малые компании, которые занимают передовые позиции в мире в крайне узких сегментах.
Вот цитата из статьи советника посольства Германии Клауса Брюмера (Проблемы теории и практики управления, 2002, №2, С.58 - 64)
«В настоящее время в Германии насчитывается более 3,3 млн МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99% предприятий налогоплательщиков. На МСП приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и 57% ВВП Германии. Справедливо поэтому рассматривать МСП как становой хребет немецкой экономики».
Это совсем другая экономика, чем та, которая сложилась в России. И это – индустриальная, высокоразвитая экономика. Это результат политики, начатой еще Эрхардом и длящейся больше, чем полвека.
Чтобы это случилось, еще в 1950 – 1960-х гг. в Германии должно было стать сильным антимонопольное регулирование.
Чтобы не допустить излишнюю, не вызванную рыночными факторами сверхконцентрацию собственности.
И земли. Крупная собственность на землю была раздроблена в пользу фермеров, приусадебных хозяйств.
У нас сегодня – ровным счетом наоборот. Административная консолидация, упрощение и насильственное укрупнение бизнеса. Собирание земли в латифундии.
Пятое. Психологический перелом.
Народ должен поверить, что «чудо» возможно, что это произойдет уже сейчас, своими собственными руками. Народ должен верить властям.
Как писал Эрхард: «Если при помощи психологических способов воз-
действия удастся добиться изменения отношения населения к экономике, то это психологическое воздействие станет экономической реальностью и начнет выполнять ту же задачу, которая выполняется с помощью
других мероприятий обычной конъюнктурной политики».
Еще он писал: «Я убежден, что проводимый мною психологический поход, который в Германии получил название «душевного массажа», в будущем немыслимо будет устранить как метод экономической политики».
Но это – не идея пропаганды, токарной обработки населения, что «все идет, как надо». Не заполнение душевных или идеологических пустот.
Это, скорее, «призыв к подвигу», к перелому, потому что экономическое чудо, догоняющая модернизация – это всегда подвиг.
Или, как часто делал Эрхард, это способ поставить на место, охладить взвинченные ожидания, привести население к большей рациональности.
Что скажешь?
Сегодня любые разговоры об экономическом чуде в России вызывают только одну реакцию – «после нашей жизни», «идеализм», «этого не будет никогда».
Вера, уверенность, желание изменений, принятие на себя высоких рисков, свобода, движение, единство властей и тех, кто готов много и трудно работать, любовь властей к ним – вот это и есть главный секрет другой – высокотехнологичной, умной, социальной рыночной экономики России.
Этого чуда – и его автора - мы ждём.
Автора! Автора!
Он может появиться, как из скворечника, из действующих властей.
Или – когда-нибудь – из других, из следующего поколения.
Им может стать любой – от президента до технических специалистов, добившихся доверия высших властей.
История знает много вариантов.
Людвиг Эрхард
Это – рациональный, практичный ученый - экономист либеральных воззрений, который смог пережить нацизм и выбраться на политическую поверхность.
В правильном месте и в правильное время.
Кто?
Автор «экономического чуда» в Германии – Людвиг Эрхард. В Японии – Хаято Икэда. В Южной Корее – Пак Чон Хи.
В Китае – Дэн Сяопин.

2015-05-05

Правила или справедливость, или Закон против скреп

Есть такой фильм «Золотая дверь». Милая средненькая голливудская мелодрама со счастливым финалом. Главный герой — молодой парень, вынужденный по семейным обстоятельствам временно бросить учёбу в колледже и устроиться работать швейцаром в очень фешенебельном жилом небоскрёбе. Главное правило его работы: никаких личных контактов с жильцами дома. Так получается, что он это правило нарушает по просьбе очень симпатичной девушки, т.е. даже не сам инициативу проявляет. Его увольняют, и все обстоятельства вроде бы таковы, что увольнение по-человечески несправедливо. В фильме же следуют далее два диалога: героя со своей сестрой и его сестры с той девушкой, которая и оказалась причиной его увольнения. Так вот эта самая родная сестра совершенно бесчеловечно и своему родному брату, и его возлюбленной повторяет одну и ту же фразу, что это он сам нарушил правила и должен за это отвечать, никто другой в его увольнении не виноват, и с ним поступили правильно.

«Золотая дверь» в процветающее общество — это принципы сестры героя, с которой никто в фильме и спорить не собирается, настолько очевидную истину она сообщает.


P.S. Оригинальное название фильма, кстати, в переводе интереснее, практически хороший каламбур: «Падение вверх».

Раса, религия и свобода слова

printLogo.gif

05.05.2015 09:45

Раса и религия

Алексей Цветков

Международный ПЕН-клуб объявил о присуждении редакции французского журнала Charlie Hebdo премии Тони и Джеймса Гудейлов "За мужество в деле свободы слова". Церемония вручения запланирована на этой неделе, но в ее канун в писательском сообществе образовался раскол. Большая группа литераторов, в том числе таких известных, как Майкл Ондатье и Джейн Кэрол Оутс, объявила о своем несогласии с решением руководства клуба. С попыткой разъяснения позиции диссидентов выступила на страницах газеты The Guardian другая известная писательница, Франсин Проуз, в прошлом сама президент ПЕН-клуба.
Ее основная мысль, если закрыть глаза на дежурные полупоклоны в сторону бесспорной смелости лауреатов, девять из которых заплатили за нее жизнью, сводится к тому, что публикации карикатур на пророка Мухаммеда были по сути дела атакой на маргинализованное мусульманское население Франции и не заслуживают поощрения, поскольку исходят от группы "белых европейцев". Иными словами, она обвиняет кандидатов в лауреаты в расизме. Такое отношение еще очевиднее в других высказываниях Проуз, где она, уже без всяких лицемерных похвал, прямо сравнивает стиль Charle Hebdo с геббельсовской пропагандой. В качестве возможных альтернативных лауреатов она предлагает Эдварда Сноудена, открывшего нам глаза на незаконное массовое прослушивание коммуникаций, или Челси Мэннинг, осужденную за передачу секретных документов на сайт WikiLeaks.
Как отмечают более наблюдательные авторы, Проуз в своем праведном гневе нагибает реальность в выгодную ей сторону. Один из убитых членов редакции, Мустафа Урад, был алжирского происхождения, а затем террористы застрелили еще двух полицейских, один из которых был мусульманином. Но даже если игнорировать такой тенденциозный подбор аргументов, обвинение в расизме заслуживает прояснения и опровержения.
Понятие расы в наши дни, особенно после того, как его предполагаемая биологическая подоплека оказалась весьма сомнительной, стало сильно размытым. Достаточно вспомнить тех же нацистов, преследовавших евреев не по религиозному, а по расовому признаку. Если расу еще можно как-то определить, то исключительно на основании унаследованных признаков, то есть таких, которые сам человек изменить не в силах, будь это хоть еврейские предки. Мы очень хорошо знаем, как выглядят расовые нападки, все эти крючковатые носы и выпяченные губы.
Требовать обязательного почтительного отношения к чужой религии - значит сознательно вводить ограничения на свободу слова
​​Включать религию в число расовых признаков - не только полное искажение и без того туманного понятия, но и прямое попрание одной из основных миссий ПЕН-клуба, защиты свободы выражения взглядов. Религия - это именно система взглядов, и, несмотря на то что большинству из нас она внушается с детства, когда наши критические способности невелики, а авторитет внушающих высок, человек всегда, по крайней мере в либеральном государстве, волен перейти из одной религии в другую или даже отказаться от любой. Правила социальной терпимости подразумевают, что каждый из нас свободен в выборе и практике религии, но никак не избавляют его от критики.
Расизм возмутителен всегда, человек не должен ни перед кем оправдываться за цвет своей кожи или разрез глаз - при условии, конечно, что и за белый цвет тоже. Но требовать обязательного почтительного отношения к чужой религии - значит сознательно вводить ограничения на свободу слова. Большинство из нас считает чужую религию заблуждением, и совершенно непонятно, почему заблуждения надо разделять на подлежащие разоблачению и требующие снисходительного благоговения, тем более что в экстремальном своем выражении они угрожают нашей собственной свободе, а нередко, как в случае с Charlie Hebdo, и жизни. Кроме того, для атеиста, который теоретически равен в правах со всеми верующими, такие ограничения равносильны запрету на публичное выражение его собственных взглядов: критиковать, допустим, христианство, но делать при этом исключение для иудаизма или ислама, для такой позиции будет лицемерием и ложью.
Члены редакции журнала, в том числе те, которых уже нет с нами, поступали в полном соответствии с принципами либерального общества, они критиковали любые предрассудки, в том числе и религиозные, и всем от них доставалось поровну. Тот факт, что атака на фундаменталистское крыло ислама наиболее отчетливо отпечаталась в нашем сознании, связан не с тем, что исламу в этой критике было выделено особое место, а с реакцией экстремистов и ее трагическими последствиями, даже несмотря на то что уже получали предупреждение в виде "коктейля Молотова", заброшенного в их помещение. Тем больше оснований для награды за мужество перед лицом смертельной опасности, которая и есть предельная степень цензуры.
Франсин Проуз и ее единомышленники фактически призывают нас делать исключения, паузы в свободе слова для тех, кого они считают обездоленными, игнорируя тот факт, что нас, якобы от лица этих обездоленных, убивают за наши мнения. Увы, результаты этой практики уже становятся очевидными, достаточно вспомнить о цензуре книг, в которых издатели усмотрели возможные выпады против ислама. Странно, почему диссиденты ПЕН-клуба не догадались выступить против прошлогодней Нобелевской премии мира Малале Юсуфзай - в конце концов и у нее, и у Charlie Hebdo одни и те же огнестрельные критики. Судьба французских обездоленных явно беспокоит диссидентов больше, чем судьба пакистанских.
Алексей Цветков - нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Радио Свобода (c) 2015 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

Путин и Муссолини

Пишет Андрей Мальгин (avmalgin
http://avmalgin.livejournal.com/5424669.html

Путин и Муссолини

Сейчас принято сравнивать Путина с Гитлером. Но я вижу мало сходства. Если приглядеться, путинская доктрина и путинский режим имеют гораздо больше общего с итальянским фашизмом, чем с германским национал-социализмом. 
Ну, скажем, отношение к религии. Гитлер исключал участие религии в жизни Германии. Тут были нюансы, но в целом религию нацисты рассматривали как конкурента. Это касалось как католической церкви (многие представители которой противостояли нацизму и были репрессированы), так и протестантской (хотя немецких протестантов привлекал в Гитлере антисемитизм). В Италии при Муссолини католическая церковь не только не преследовалась, но даже значительно расширила свои права. Муссолини доверил церковникам вопросы воспитания, семейных отношений, он посадил их на государственное финансирование и даже ввел в уголовный кодекс статью по поводу оскорбления чувств верующих. Папа Пий XII превозносил дуче примерно в тех же выражениях, как сейчас Путина нынешний московский патриарх. При этом Муссолини (как, уверен, и Путин) был стопроцентным атеистом. Просто в определенный момент он решил, что неплохо бы использовать религию в своих целях.

Коррупция. При Гитлере коррупции не было. А при Муссолини - была. Причем, как сейчас у Путина, коррупция в фашистской Италии фактически была важным элементом вертикали власти. Тут можно рассказать много интересного, когда-нибудь разберем этот вопрос более предметно.

Муссолини мечтал восстановить Римскую империю, и начал процесс с завоевания Абиссинии и Албании. Потом, уже в союзе с Гитлером, он вернул себе юго-восток Франции, попытался вернуть Грецию, север Африки, постоянно повторяя: "Чужого нам не надо. Это было наше". Путин тоже восстанавливает империю, хотя он только в начале пути. Как и Муссолини, он экспансионист, обращенный в прошлое. Экспансионизм Гитлера был обращен в будущее, он не восстанавливал, а расширял жизненное пространство Германии. Я уже не говорю о том, что Гитлер уничтожил миллионы, а число жертв Путина (как и Муссолини) исчисляется пока тысячами.

Чтобы убедиться в том, что путинская и муссолиниевская доктрина корпоративного государства, отрицающего либерализм во всех сферах жизни, сходны до степени смешения, достаточно было бы прочитать "Доктрину фашизма" Муссолини, написанную им для Итальянской энциклопедии наук, литературы и искусств. Это всего тридцать страниц, но я не могу рекомендовать их к прочтению, так как в 2010 году решением Кировского районного суда города Уфы они объявлены экстремистским материалом и в качестве такового внесены в Федеральный список экстремистских материалов. Однако у меня полное впечатление, что это настольная книга В.В.Путина. Спичрайтеры ему в речи вставляют цитаты из Ивана Ильина (кстати, симпатизировавшего фашизму), но он все-таки для нашего лидера сложноват и слишком массивен (28 томов). Муссолини - в самый раз.

путинкадыров
Демонстрация трудящихся города Грозного.

Фрагмент из фильма Ф.Феллини "Амаркорд".

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения