Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-05-12

Вера беспамятных

Евгений Ермолин поделился публикация Mark Urnov.
У нации нет образующего гражданскую идентичность мифа, кроме мифа Победы.
Вот так мы один раз уже строили, отталкиваясь от октября 17-го, по сути от братоубийства (последние стали первыми, авель пошел на каина) и богоборчества (воинствующий неоадамизм). Результат налицо: не рай, а ад. 
В мифе же Победы нет столь же масштабного смысла: он о том и о тех, что и кому повезло уцелеть в аду. 
Победа - праздник случайно уцелевших в 1917-1953 годах. Надгробная тризна и монгольский пир на костях. 
Каким-то странным образом она стала безразмерным и невозвратным кредитом и вечной индульгенцией для выживших и их потомков. 
Участники войны и прочие "ветераны" номинируются как новая аристократия или как особая высшая каста, полубоги. Им приносятся жертвы, создаются жертвенники с огнем неугасимым (привет от Заратуштры), почитают могилы и останки. 
Так все это выглядит в глянцевом исполнении. 
Между тем, жизнь идет своим путем по буеракам, не принимая совсем уж всерьез эту мифо-ритуалистику.
Ключевский сказал как-то, что в русском дворянстве потомки пользовались без всякого собственного труда заслугами своих предков. Эта практика перенята и у нас. Но если кредит заслуг прежде передавался по линиям родства, то теперь у нас Победа - одна на всех. И кредит общий, и отпущение грехов. Это создает странный казус, напоминающий, здесь Урнов прав, случай евреев. Как для случайно выживших в пекле ХХ века евреев Холокост явился основанием для создания еврейского государства Израиль, которое есть продукт своего рода Исхода, так для русских дорого искупленная Победа (может быть, тоже нечто вроде Холокоста в его итоге для выживших) - предпосылка всемирно-исторических амбиций на исключительный статус российского государства как Ковчега избранных для спасения.
Россия каменеет, как каменные и металлические женщины ее монументов, становясь памятником самой себе. Она оказывается избрана и спасена, чтобы нести это бремя тождества. Какая-то тяжесть во всем. Как богатырь Святогор, мы увязли в этой истории, лишившись любой другой. «Кому суждено в том гробу лежать, тот в него и ляжет». 
Все это, коротко сказать, способствует паразитизму потомков и вовсе не способствует творчеству. Недоверие к творчеству, неприязнь к свободному смыслопорождению, к игре смыслами и интеллектуальной провокации составляет у нас содержание "общественного мнения".
Чем больше думаю о 9 мая, тем больше склоняюсь к тому, что победа над нацистской Германией в жизни постсоветского российского общества играет такую же роль, какую в жизни евреев играет исход из Египта - главное событие, формирующее нацию. У еврейского народа, к которому я себя отношу, в течение примерно 3,5 тысячелетий из поколения в поколение передается живое переживание Исхода и освобождения. В синагогах и сейчас говорится "мы вышли", и это поддерживает живую общность многих поколений. В постсоветской России, к которой я тоже себя отношу, нация только формируется, и практически единственным событием, способным объединить поколения, является Победа. Понятно, что вокруг Победы совершается много такого, что не может не вызывать отторжения у людей, обладающих минимальным нравственным чувством и эстетическим вкусом. Но все эти всплески идеологического бреда и безвкусицы во многом провоцируются исключительностью Победы как фактора формирования национальной идентичности. Они столь же неизбежны, сколь и опасны. Опасны, потому что, если Победа будет опошлена и девальвирована, нация не сложится и страна просто исчезнет. Они вдвойне опасны, потому что сегодня все происходит куда быстрее, чем когда мы выходили из Египта. А значит и времени на выработку очищенной от конъюнктурной пошлости и безвкусицы процедуры передачи живой исторической памяти значительно меньше.

2015-05-11

Как делается экономическое чудо / Яков Миркин

Page42
https://www.facebook.com/stranitsa42/posts/935057529878621
Яков Миркин

КТО БУДЕТ АВТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА В РОССИИ?

Выше головы не прыгнешь? Прыгнешь! «Экономическое чудо» совершили десятки стран. В России, перекраиваемой на рыночный лад, чуда не случилось.
Наоборот, произошло темноватое чудо деиндустриализации. Мы стали экономикой 1 трамвая и 200 металлорежущих станков в месяц. Мы производим 1 (одно) пальто на 140 человек, 1 (одну) пару трикотажных носков / колготок на одного человека, 1 (одно) платье на 20 женщин, 1 (одну) пару брюк на 12 человек в год (Росстат).
Каждая страна – уникальна. Каждая – на свой лад. Нельзя всему выучиться у Китая. Смешно брать 100% рецептов у Южной Кореи. Нельзя кланяться в лоб Людвигу Эрхарду с его «немецким экономическим чудом», приговаривая: «Батюшка, благослови! Во всем был прав!».
Тысяча особенностей национального характера, модели и структуры экономики, исторической ситуации.
Но есть опорные точки, которых миновать нельзя, если ждать, что после 25 лет поисков и метаний мы найдем в себе силы и страсти на собственное экономическое чудо.
Первое. Внешняя поддержка
Все случаи «экономического чуда» после второй мировой войны произошли при внешней поддержке. Пока во всех, без исключения, случаях это была поддержка США. Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, послевоенные Германия и Италия.
Эта поддержка оказывалась с точки зрения «противодействия коммунистическому блоку» и противостояния с СССР. Китай -- то же самое (раскол блока, противовес СССР). Только отчасти – как следствие здравого смысла.
До 1947 г. официальной целью США было превращение Германии в «пасторальное государство» (pastoral state) (Joint Chief of Staffs Directive, JCS 1067, 1945 г.). Что это значит? Аграрная, сырьевая экономика, преимущественно легкая индустрия, экспортер сырья (железо, уголь и т.п.)). Но больше – ни-ни. Чтобы не перевооружилась.
Из этого – реальная политика: репарации, изъятия оборудования, лимиты на производство стали и другую продукции тяжелой индустрии. Запреты на добычу нефти, на кораблестроительство и т.п.
С 1947 г. – по мере роста противостояния с СССР – новые цели США: «процветающая Европа требует вклада стабильной, продуктивной Германии» (JSC 1779, 1947 г.). Как следствие – поддержка реформ Эрхарда оккупационной администрацией, план Маршалла (Германия была 3-м по размеру получателем средств, после Великобритании и Франции), открытое поле для инвестиций и экспорта оборудования из США.
«Экономическое чудо» замечательно делается только при полной его поддержке снаружи, когда страну «чуда» заливают потоки инвестиций, все ворота открыты, политики одобрительно покачивают головой.
Ни одна догоняющая модернизация в России, начиная с XVII века, не происходила без массовой закупки западных технологий. Так было не только в царской, но и в сталинской модернизации. Знаменитая модернизация СССР 1930-х гг. происходила по схеме “обмен сырья на технологии”. В импорте “средства производства” составляли 93%, в том числе оборудование – 60%. Ключевые поставщики – Германия и США. Доля СССР в вывозе германских машин составляла в 4 кв. 1931 г. по машиностроению в целом - 39%, по станкам – 62%. (Ежегодник внешней торговли, 1932).
Нам говорят – мы возьмем все это в Азии, в Китае, Японии, Южной Корее. Вопрос – каков уровень технологий, не являются ли они вторичными, будут ли они из первых рук, не запрограммированы ли мы на еще большее отставание (источник - Китай). Еще один вопрос – насколько это вообще возможно. Япония и Южная Корея – стратегические партнеры США, Китай – находится в стратегическом диалоге с США. Китай входит в тройку крупнейших торговых партнеров США.
Вывод – необходимость «перезаключения» нового контракта с Западом. Важность «отмашки» для широкого трансферта инвестиций, оборудования, технологий в Россию.
Этой «отмашки» не было дано в 1990 – 2010-х гг.

Второе. Низкий уровень военных расходов
Все случаи «экономического чуда» произошли при крайне низком уровне военных расходов, при сверхвысокой доле инвестиций в ВВП.
Почему это стало возможным?
Япония и Южная Корея – под военным зонтиком США. Германия и Япония были оккупированы. Поэтому военные расходы – минимальны.
Но даже в Китае доля военных расходов – 2 – 2,1% в ВВП, в России – 4,1% (World Bank, 2013).
Китай – доля инвестиций в ВВП 45 – 46%, Россия – 20 – 24,5%.
Кто растет быстрее?
Третье. Государство развития
И Эрхард, и любые другие авторы «экономического чуда» делали его на основе «государства развития» (developmental state), «финансовой системы развития» (development finance).
Что за этими словами?
Массированное вмешательство государства, не нарушающее рыночности.
Наоборот, отстраивающе рыночность, но в то же время имеющее главную цель – ускоренный, стабильный экономический рост, технологическую модернизацию, повышение качества жизни, рост социальных гарантий.
По мере того, как достигалась всё большая экономическая и финансовая зрелость, приступали ко всё большей либерализации, к ослаблению роли государства.
Германия в конце 1940-х – начале 1960-х гг. последовательно, под руководством Аденауэра и Эрхарда, шаг за шагом прошла путь от ценового и планового контроля, «зажатых в тиски» немецкой марки и счета капитала к почти полному прекращению контроля, к полной конвертируемости валюты и свободе счета капитала.
Это государство, отстраивающее инфраструктуру, наращивающее расходы на образование, на науку, создающее, как считал Эрхард, новый общественный строй – «социальную рыночную экономику».
Экономику, в которой сбалансированы частные желания и обязательства перед обществом.
Это - не приватизированное государство.
Не правительство, подчиненное частным интересом.
Не новый феодализм, не непотизм, не кронизм и прочие «измы», не олигократия и не корпоративное государство.
Не эти ужасы.
Чтобы добиться ускоренного роста и модернизации, государство
а)неизбежно снижает налоги,
б)добивается дешевого и обильного кредита,
в)инициирует программы массового строительства жилья, дорог и прочей инфраструктуры,
г) стимулирует развитие среднего и малого бизнеса,
д)создает программы увеличения числа рабочих мест,
е)поддерживает точки роста,
ж)передает экономические и финансовые полномочия на места, в регионы и муниципалитеты, чтобы там жизнь кипела.
Все это – не на словах, не по форме, не для того, чтобы изъять часть бюджетов в пользу немногих.
Наоборот, чтобы создать масштабный внутренний спрос со стороны населения, массовую собственность на землю, недвижимость, бизнес, на финансовые активы.
Это может делаться осторожно, консервативно, руками «правых» (Эрхард) или руками левых (социал-демократы), но смысл политики – один и тот же.
Четвертое. Массовый средний и малый бизнес.
Как известно, в Германии много «нишевых» мировых лидеров. Это средние или даже малые компании, которые занимают передовые позиции в мире в крайне узких сегментах.
Вот цитата из статьи советника посольства Германии Клауса Брюмера (Проблемы теории и практики управления, 2002, №2, С.58 - 64)
«В настоящее время в Германии насчитывается более 3,3 млн МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99% предприятий налогоплательщиков. На МСП приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и 57% ВВП Германии. Справедливо поэтому рассматривать МСП как становой хребет немецкой экономики».
Это совсем другая экономика, чем та, которая сложилась в России. И это – индустриальная, высокоразвитая экономика. Это результат политики, начатой еще Эрхардом и длящейся больше, чем полвека.
Чтобы это случилось, еще в 1950 – 1960-х гг. в Германии должно было стать сильным антимонопольное регулирование.
Чтобы не допустить излишнюю, не вызванную рыночными факторами сверхконцентрацию собственности.
И земли. Крупная собственность на землю была раздроблена в пользу фермеров, приусадебных хозяйств.
У нас сегодня – ровным счетом наоборот. Административная консолидация, упрощение и насильственное укрупнение бизнеса. Собирание земли в латифундии.
Пятое. Психологический перелом.
Народ должен поверить, что «чудо» возможно, что это произойдет уже сейчас, своими собственными руками. Народ должен верить властям.
Как писал Эрхард: «Если при помощи психологических способов воз-
действия удастся добиться изменения отношения населения к экономике, то это психологическое воздействие станет экономической реальностью и начнет выполнять ту же задачу, которая выполняется с помощью
других мероприятий обычной конъюнктурной политики».
Еще он писал: «Я убежден, что проводимый мною психологический поход, который в Германии получил название «душевного массажа», в будущем немыслимо будет устранить как метод экономической политики».
Но это – не идея пропаганды, токарной обработки населения, что «все идет, как надо». Не заполнение душевных или идеологических пустот.
Это, скорее, «призыв к подвигу», к перелому, потому что экономическое чудо, догоняющая модернизация – это всегда подвиг.
Или, как часто делал Эрхард, это способ поставить на место, охладить взвинченные ожидания, привести население к большей рациональности.
Что скажешь?
Сегодня любые разговоры об экономическом чуде в России вызывают только одну реакцию – «после нашей жизни», «идеализм», «этого не будет никогда».
Вера, уверенность, желание изменений, принятие на себя высоких рисков, свобода, движение, единство властей и тех, кто готов много и трудно работать, любовь властей к ним – вот это и есть главный секрет другой – высокотехнологичной, умной, социальной рыночной экономики России.
Этого чуда – и его автора - мы ждём.
Автора! Автора!
Он может появиться, как из скворечника, из действующих властей.
Или – когда-нибудь – из других, из следующего поколения.
Им может стать любой – от президента до технических специалистов, добившихся доверия высших властей.
История знает много вариантов.
Людвиг Эрхард
Это – рациональный, практичный ученый - экономист либеральных воззрений, который смог пережить нацизм и выбраться на политическую поверхность.
В правильном месте и в правильное время.
Кто?
Автор «экономического чуда» в Германии – Людвиг Эрхард. В Японии – Хаято Икэда. В Южной Корее – Пак Чон Хи.
В Китае – Дэн Сяопин.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения