Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-03-29

Необходимость рассуждать ещё не есть рассуждение, если при этом не выполнены определённые правила мышления

М.К.Мамардашвили...

«Кант называл просвещением не существование некой суммы знаний, которая распространяется потом среди людей, а совершеннолетие человечества. Парадоксально, но просвещённый человек действительно может обходиться без внешних авторитетов, не нуждаться в том, чтобы его водили за руку и решали за него, что ему будет полезно и вредно, о чём ему можно сказать, а о чём нельзя, потому что он очень расстроится. Например, Жан-Поль Сартр в 50-е годы так и считал, что нельзя говорить правду о существовании лагерей в Советском Союзе, потому что это будет обидно для парижских рабочих, не надо их обижать этой правдой, отказавшись тем самым от классической позиции просветителя. Этот нюанс, я полагаю, важен для понимания аргумента, направленного против утопического «лекарства добра». Представьте себе: вы принимаете лекарство добра, и в результате его действия в вас что-то произошло. Можете ли вы, поскольку вас изменил кто-то, а не вы изменили себя, извлечь из этого смысл? Разумеется, нет.

Значит, во-первых, не только нет естественного механизма добра, но если он даже был бы, то продукты его не имели бы значения. А во-вторых, то, что я называл «другими основаниями», вместо отсутствующего естественного механизма должно находиться в области смыслов и ценностей человеческой жизни и её воспроизводства в каком-то пространстве и времени.
Из всего этого становится ясным, что необходимость рассуждать ещё не есть рассуждение, если при этом не выполнены определённые правила мышления. (Даже о людях, занимающихся изобретением химических, фармакологических средств в надежде на их социальную пользу, можно сказать, что они нарушают элементарные правила социального и исторического мышления. Они изобретают, думают, рассуждают, но эта интеллектуальная работа не есть мышление.) Когда человек рассуждает: покажите мне добро и я буду добрым, то он не плох сам по себе, но если он действительно так думает, он ещё не мыслит. Такое думанье относится к немышлению. Однако удивительно, что именно немышлением заполнены в наше время миллионы книг и иногда оно преображается ещё в литературу так называемого научно-фантастического жанра, в которой обсуждаются социальные модели или моральные вопросы».
Эстетика мышления», курс лекций, 1986)

2016-03-28

Быть способным на мысль — значит быть способным на жестокость...

Быть способным на мысль — значит быть способным на жестокость...

«Быть способным на мысль — значит быть способным на жестокость, способным сказать самому себе: это так, как бы мне ни хотелось бы». М. Мамардашвили. Эстетика мышления
«Я уже говорил вам, что простая душа не выносит дара тайнослышания, она не способна совершить акт жестокости мысли. Ведь то, что я сейчас определил как мысль, метафизику, есть жестокость. Быть способным на мысль — значит быть способным на жестокость, способным сказать самому себе: это так, как бы мне ни хотелось бы. А простая душа не способна на это, не способна страдать, и поэтому она чаще всего прерывает движение страдания, его алхимию. Поскольку, пока мы страдаем (а значит, стоим на месте), происходит какая-то алхимия — что-то рождается, и рождается только в остановке страдания.

А наша душа всегда спешит, она драматична, и, если её спросить о её страданиях, она, скорее всего, ответит: «О, если бы я рассказала вам свою жизнь, она сплошной роман». Сколько раз мы слышим это, когда российская душа нашептывает миру о себе, о неких таинственных, значительных событиях, которые в ней произошли. Такой таинственный сплошной роман a clef, как сказали бы французы, — роман с ключом, то есть имеющий ещё некий сверхсмысл, содержащий в себе отгадку или ключ к описанным в романе душераздирающим приключениям. И в итоге у нас не страна, а сплошная литература, пытающаяся описывать людей, в головах которых тоже литература — отражение отражений. Так как за действительность мы принимаем то, что рассказывается о происходящем в виде романического приключения, очень многозначительного. И при этом говорят, что это ведь не я, я — другой».

Эстетика мышления», курс лекций, 1986)

Безнадёжно падающий самолёт Россия

Уже 16 лет как каждый день жизни в России соответствует долям секунды в безнадёжно падающем самолёте...

2016-03-26

Мне повезло, Андрюха!

МНЕ ПОВЕЗЛО, АНДРЮХА!

24 марта, 17:06
http://suzemka.livejournal.com/78477.html
suzemka



Получаю это я комментарий. Хороший. Развёрнутый. И симптоматично русский. Прям не комментарий, а целое коммюнике типа эссе. Про то, как мне, оказывается, повезло, а я, дурак, этого и не заметил. Так и написано: «Но ты — ты так и не понял, что тебе очень повезло». А дальше объясняется, где я конкретно непонятливый на всю голову.


Первое и самое главное: «тебе повезло родиться в России». И вот что тут скажешь! Ну, повезло, чо!.. Причём, я далеко не первый в своей семье, кому выпала такая неземная радость. Настолько не первый, что положа руку куда надо, вынужден заметить, что вообще-то у меня и вариантов не было. Только Россия. Просто я понятия не имел, что это везение.

Но сначала повезло моему прадеду. Он, идиот, тоже не задумывался о том, что за счастье свалилось ему на голову. А уж ему-то точно «свезло так свезло!» Я даже поимённо знаю тех «водолазов», без которых не обошлось. Пять коров и семь лошадей прадеда передохли в колхозе, а самого его, от греха подальше, тихо убили в овраге. Убили чекисты, свалив убийство на кулаков. Каких кулаков? Прадед и его шесть братьев — единственные, кого на нашем Хуторе чекисты сочли кулаками.




Следующей хлебнула государственного везения моя бабушка, дочь того самого убитого прадеда. Голод тридцатых и конца сороковых — уже само по себе счастье, какого хрен где в остальной Европе найдешь. Так ей, слава богу, повезло разбавить это всё ещё и войной! Было бегство с пятилетним ребёнком (моей матерью) из-под расстрела, где погибли пятеро братьев и сестёр бабушки (на месте расстрела сейчас памятник), был концлагерь и было бегство из концлагеря, была работа связной между партизанским отрядом и подпольным райкомом, была жизнь в землянке и снова голод. Повезло, выжила.

И был светлый праздник Победы. А дальше, Андрюх, знаешь, что было? Дальше — обвинение в том,  что «не участвовала с оружием в руках в борьбе против врага». Про тех, кто этого врага запустил в Брянские леса, в обвинении ни слова не оказалось. Офигенные претензии к женщине, особенно после всего, что она испытала! Снова засветил концлагерь, только теперь не немецкий, а свой, родной.

Но ей опять повезло! Она добралась до Москвы и разыскала знаменитого партизанского командира Сабурова. Тот два раза оставался у нас на ночь, когда вокруг лютовали мадьяры и эсэсовцы. Сабуров написал бумагу, в которой подтвердил, что бабушка действительно была связной между отрядом и подпольем. Больше он сделать ничего не мог. Развёл руками: «Теперь как повезёт!»

И опять же везение! Добрые люди из МГБ и райкома ограничились исключением из партии и запретом на работу в районном центре (!). Вот почему в детстве я жил в глухой деревне. У нас вся семья везучая. Это ж я, в частности, потом отвечал в анкетах на замечательный вопрос - «Находились ли вы или члены вашей семьи на оккупированной территории?» Хорошо, что 
теперь я хоть в Крыму не живу.



Я не жалуюсь. Я родился в 1961-ом. В год полёта Гагарина. А уже в 1970-м году нам провели радио и электричество. Чем не везение? Деревня была в 12 километрах от стратегической железной дороги Москва-Киев. Тем, кому повезло меньше, кто был в 15 километрах, свет провели уже в конце семидесятых. Освещать, правда, к тому времени, там, кроме волков, уже было нечего и некого.

Я доволен, Андрюха, что бесплатно получил образование. Мне этим образованием часто тыкали в нос те, кто, судя по их логике, вообще его не получили, несмотря на все их дипломы. Я неблагодарная тварь. Я откуда-то узнал, что любое государство, только для того, чтобы существовать, просто обязано обучать своих граждан. Если граждане состоятельны, государство может себе позволить учить их за плату. К примеру, Германия отменила плату за обучение в университетах. Совсем обеднели немцы!

Но интересно, за какие деньги учили бы меня в моей деревне, если колхозная зарплата тётки в том же «электрическом» семидесятом составляла 12 рублей? Две-над-цать!

Кстати, тётка тоже из везучих. Она прожила долгую жизнь. Туалет, правда, был на улице, а дом топился дровами, но ничего лучшего она в своей жизни и так не видела, так что привыкнуть не могла. Зато не разбилась в авиакатастрофе. Во-первых, куда б она полетела на свою зарплату (а до того — куда б она полетела на свои трудодни)?

А, во-вторых, кто б её пустил в самолёт, если ей, как колхознице, паспорт не полагался. Когда мне было уже 9 лет и я уже жил на Сахалине, мы привезли оттуда щенка лайки. Я гордо показывал тётке собачий паспорт, а она с интересом его рассматривала. У собаки паспорт был, а у тётки не было. Она ж не породистый щенок, она ж колхозница.




И ещё про бесплатное образование: я не считаю, что учили меня бесплатно. За всё это я платил поездками на картошку, вырубанием в ноябре топором из мёрзлой земли колхозной свёклы, тасканием транспарантов на праздниках, бубнением истории КПСС, ремонтами школ и так далее.

Отдельная плата — два года в армии. Два года я возил пьяных офицеров. Потом мне сказали, что это я Родину защищал. Андрюха, возможно, так оно и было. Во всяком случае, каждое 23-е февраля, вспоминая выпадающих из уазика генералов и полковников, я всем говорил, что отдал долг Родине. Что именно и когда я у этой Родины занимал, честно говоря, не помню.

Попутно, Андрей, ты сказал о моих детях: «повезло, что они закончили лучший вуз страны». Если я с тобой в чём и согласен, то только в том, что они и в самом деле неплохо окончили МГУ. Одна даже с красным дипломом. Только это не совсем везение. Сначала я платил за гимназию, а потом — за универ. Девочки постарались. Но это мой с ними общий труд, а никакое не везение. К тому же, «лучший вуз страны» сейчас в рейтинге мировых вузов на сто восемьдесят хрен знает каком месте. Не повезло МГУ.

И вот тут мы потихоньку подходим к главному. Как там у тебя в комментарии? «Есть такая Страна — Россия. Очень многим не нравится, что она вообще есть. Очень многим не нравится её путь, её идеология, её решения».

Многим не нравится, согласен. Например, суннитам. Будь я суннит, мне б она тоже не понравилась вместе с её путём и её идиотскими решениями.  А если б мне не «повезло родиться в России» и родись я, скажем, украинцем, вряд ли бы она мне понравилась после Крыма и Донбасса. Со всей её идеологией. Кстати, было б лучше, если б ты объяснил, что это за идеология, а заодно — куда ведёт её путь. А то я до сих пор не в курсе.

Открою тебе страшную тайну: до тех пор пока Россия никуда не лезет со своими ржавыми танками, никому до неё и дела нет. Но ей надо лезть. И именно в этом ты её поддерживаешь: «отдать Крым — это харакири для нормального офицера. Подлётное время до Ростова — 5 минут».




Не будем говорить о подлётном времени. Во-первых, потому, что стоило России нарисоваться со своими Буками на границе с Украиной, как категория подлётного времени до Ростова стала, в основном, относиться к рейсам Malaysia Airlines и как сквозь землю провалившегося FlyDubai. А, во-вторых, если мы говорим о ракетах, то после Крыма ты будешь хлебать это подлётное время ситечком по всему периметру, включая Прибалтику и Китай.

Я, Андрюха, о другом. Об удивительном свойстве ваших 86-ти процентов требовать справедливости к себе и наплевательском отношении к другим. Я о законах. То, что Россия, оккупировав чужую территорию, нарушила все мыслимые законы, подписанные ею же самой — это для тебя нормально. Соблюдение закона, оказывается, -«харакири для офицера». А тебе не приходило в голову, что если выбирать между «законами для всех» и «харакири для офицера», то, может, лучше всё-таки «харакири»? Может, вообще не надо офицеров, которым закон не писан?

Потому, что пока ваши волшебные восемьдесят шесть процентных самураев этого не поймут, они так и будут удивляться беззаконию в собственной стране. Крым не может быть отдельно. Крым — это беззаконие. Оно же — путь, идеология и решения. Блин! Чуть про мессианскую роль и духовность не забыл! Они там же, висят на одной скрепке с путём.

«Страна болеет, но она уже переболела Сердюковым». Интересная мысль, Андрей! Почему конкретно Сердюковым? А Яровой, Мизулиной, Лавровым и всеми остальными нам каждый раз по новой болеть? Это у нас отдельные такие вирусы? И замечу: на мой медицинский взгляд, Сердюковым страна ещё не переболела. Скорее — болела-болела да и получила тяжёлое осложнение. Он теперь, напомню, двигателями какими-то занялся. То есть, прощай двигатели! Впрочем, пропустим и вернёмся к написанному.




Особенно мне, Андрюх, понравился конец твоего комментария: «Фил, это моя страна. А ты другой. Может, стоит уже уехать?»

Шо значит — твоя?! А моя где? Или, может она таки общая? Вот не припомню, чтоб републиканцы орали демократам: «Это наша Америка! А вы, дураки такие, проиграли выборы и уезжайте к чёртовой матери в Якутию!»

Так вот. Насчёт уехать: и сам запомни и другим 86% передай — хер дождётесь. Или, выражаясь словами вашего Великого Вождя и Любимого Руководителя — замучаетесь полоний глотать!

Я не другой. Я нормальный. Мне плевать на ваше большинство. Это не ваша страна и она никогда вашей не была. Когда вас вели коммунисты, вы радостно орали про «миролюбивую внешнюю политику». Когда вас повёл Гундяев, вы повадились креститься. Когда вам повесили на шею такую каменюку как Крым и подвели к омуту, вы орёте, что «всё правильно!» Вы всегда были стадом, что мне на вас внимание обращать?

Но в одном я с тобой согласен: мне действительно повезло. Хотя бы в том, что я не такой, как ты. Я вообще везучий, Андрюха.

Впереди добрый честный феодализм

Глеб Кузнецов
2 ч
«Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды» — так примерно описал мой любимый политический философ современности генерал Маркин «мошенническую» схему завладения ЮКОСом. В 90-е много было всего, но видеть мошенничество в бизнесе на заемные деньги как таковом — это новое слово. Вернее, очень старое.

Мадам Голодец объявила, что в частном секторе зарплаты необходимо регулировать, а на сэкономленные деньги (регулировать — это ведь снизить, а не повысить) — развивать экономику. Ранее Собянин сказал (и не просто сказал, а сделал), что собственность — это бумажка, которой народ не даст прикрываться.

Второй мой любимый политический философ современности — Борис Межуев — ведет вялотекущий крестовый поход против «частной жизни», которая суть предательство Государства, в целом, и среднего класса — который, потребляя, забыл, кому он всем в жизни обязан — в частности. А обязан врач, учитель, инженер — понятное дело — отнюдь не своим знаниям и труду.

Патриарх считает, что человеческому в мире уделяют слишком много внимания в ущерб божественному. С понятным выводом — что человека в себе неплохо бы преодолеть. Отринуть, так сказать.

Все скопом стонут о погрязшей в разврате языческой Европе, на которую варвары еще обрушат молот своего гнева.

Это очень хорошая повестка. Чувствуешь себя в гуще политической дискуссии раннехристианских философов. Александрия, век четвёртый. До рождения Маркса полторы тысячи лет. До Савонаролы — тысячу. Как и до Мюнстерской коммуны, и «Утопии» Мора.

Это очень странно выглядит, но получается, что мы до сих пор не определили, не осмыслили и не приняли самые казалось бы аксиоматические понятия — «частное», «общее», «собственность», «закон», «государство», «деньги». Нашего Рима — СССР — уже нет. Нового мира — ещё нет. Впереди — в ближайшей перспективе — добрый честный феодализм. Там — в процессе — и осознаем и что такое собственность, и для чего нужны законы, и чем ценна частная жизнь. А потом — даст Бог — и до Возрождения дотянем.

2016-03-24

Ум его забрёл в лабиринты двоемыслия

Партия говорит, что Океания никогда не заключала союза с Евразией. Он, Уинстон  Смит, знает, что Океания была в союзе с Евразией всего четыре года назад. Но где хранится это знание? Только  в  его уме, а он, так или иначе, скоро будет уничтожен. И если все принимают ложь, навязанную партией,  если во  всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой. «Кто  управляет  прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет  прошлым». И,  однако,  прошлое,  по  природе  своей  изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна  всего-навсего  непрерывная  цепь побед над собственной памятью.  Это называется  «покорение  действительности»;  на  новоязе  — «двоемыслие.

— Вольно! — рявкнула преподавательница чуть добродушнее.

Уинстон  опустил руки и сделал медленный, глубокий вдох. Ум его забрёл в лабиринты двоемыслия. Зная, не  знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; придерживаться  одновременно  двух противоположных  мнений, понимая,  что  одно  исключает  другое,  и быть убеждённым в обоих; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая её; полагать, что демократия невозможна и что партия —  блюститель демократии; забыть то, что требуется забыть, и снова вызвать в памяти, когда это понадобится, и снова немедленно забыть, и, главное, применять этот процесс к самому процессу — вот  в  чём самая  тонкость: сознательно преодолевать сознание и при этом не сознавать, что занимаешься самогипнозом.  И  даже  слова  «двоемыслие»  не поймёшь, не прибегнув к двоемыслию.

Дж. Оруэлл. 1984

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения