Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2017-04-05

Чему должна учить новая школа / Иван Примаченко

http://nv.ua/opinion/primachenko/pochemu-dolzhen-uchit-novaja-shkola-913448.html

Чему должна учить новая школа

Иван Примаченко
Сооснователь образовательных курсов Prometheus

Старая индустриальная школа учит фактам и алгоритмам, что трагично, потому что именно в этих двух направлениях огромные успехи делает новое поколение умных машин
Уже очевидно, что новая школа должна обучать не столько конкретным фактам и процедурам, сколько моделям мышления: критическому мышлению (вернее, целому комплексу моделей мышления, которые вместе известны как критическое мышление), внешней и внутренней критике источников для объективной оценки информации, основам статистического, экономического, алгоритмического мышлений, в свою очередь состоящих из множества отдельных моделей мышления.
Но в последние недели я все больше думаю о том, что и этого недостаточно. Чтобы подготовить новые поколения к успешной жизни, мы должны учить их тому, что я называю "стратегиями адаптации": агентности (способность целенаправленно воплощать задуманное в реальность, вера в свою способность влиять на ход событий, способность к саморазвитию и адаптации), умению эффективно регулировать свой уровень стресса, тревожности и депрессивности, мышлению роста в противовес фиксированному мышлению и тому подобное.

Ни один лучший материал (факты и процедуры) и инструменты (модели мышления) не помогут художнику, который капитулирует, столкнувшись с первыми препятствиями к созданию шедевра, или находящемуся в депрессии и не знающему, что с этим делать.

У каждого из нас есть очень умные и способные знакомы с блестящим образованием, которые, тем не менее, хронически не могут достигать того, чего бы им хотелось.
У каждого из нас есть направление, в котором его успехи буксуют по, казалось бы, непонятным причинам. Я все больше убеждаюсь, что очень часто причиной этого являются неэффективные стратегии адаптации.
В столь важном деле как обучение новых поколений, мы больше не можем полагаться на счастливый случай (семья, пример знакомых или выдающегося учителя) в деле формирования эффективных стратегий адаптации. Их формирование должно быть напрямую заложено в школьные программы и учебный процесс. Это титаническая работа и именно поэтому начинать ее нужно прямо сейчас.
Текст опубликован с разрешения автора