Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2017-04-05

О заложниках политической биографии

О ЗАЛОЖНИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Подумал вдруг о предстоящих семи годах, которые стране предстоит, скорее всего, прожить под руководством Путина. Точнее, о том, что политик, который 17 лет у власти, не может решать задачи, решаемые обычно политиками, к власти приходящими. Дело не в возрасте – начинающим лидером-субъектом перемен можно стать и в 60, и в 70 лет. Но таким субъектом нельзя стать, будучи заложником собственной политической биографии, пленником наработанных приемов, прежних успехов, провалов и страхов. Успехи, достигнутые в другое время и в других обстоятельствах, невозможно повторить, из провалов невозможно извлечь уроки, от страхов невозможно избавиться. Эта негативная зависимость от биографии особенно сильна у авторитарных правителей, а среди них особенно у тех, кто за годы правления вовлек себя в воронку опрометчивых действий, когда каждое последующее авантюрное решение становится вынужденной реакцией на авантюрное предыдущее.И все они либо воспринимаются единственно правильными, либо таковыми преподносятся публике, что при авторитарном лидерстве относительно несложно. Из этой воронки нет выхода, в нее можно только углубляться, она втягивает в себя, не оставляя выбора, и любая программа – экономическая или политическая – будет ею выхолащиваться и обессмысливаться. А подумал об этом после того, как увидел, с каким интересом обсуждают люди вопрос о том, как Кремль будет вести предстоящую предвыборную кампанию Путина.

Чему должна учить новая школа / Иван Примаченко

http://nv.ua/opinion/primachenko/pochemu-dolzhen-uchit-novaja-shkola-913448.html

Чему должна учить новая школа

Иван Примаченко
Сооснователь образовательных курсов Prometheus

Старая индустриальная школа учит фактам и алгоритмам, что трагично, потому что именно в этих двух направлениях огромные успехи делает новое поколение умных машин
Уже очевидно, что новая школа должна обучать не столько конкретным фактам и процедурам, сколько моделям мышления: критическому мышлению (вернее, целому комплексу моделей мышления, которые вместе известны как критическое мышление), внешней и внутренней критике источников для объективной оценки информации, основам статистического, экономического, алгоритмического мышлений, в свою очередь состоящих из множества отдельных моделей мышления.
Но в последние недели я все больше думаю о том, что и этого недостаточно. Чтобы подготовить новые поколения к успешной жизни, мы должны учить их тому, что я называю "стратегиями адаптации": агентности (способность целенаправленно воплощать задуманное в реальность, вера в свою способность влиять на ход событий, способность к саморазвитию и адаптации), умению эффективно регулировать свой уровень стресса, тревожности и депрессивности, мышлению роста в противовес фиксированному мышлению и тому подобное.

Ни один лучший материал (факты и процедуры) и инструменты (модели мышления) не помогут художнику, который капитулирует, столкнувшись с первыми препятствиями к созданию шедевра, или находящемуся в депрессии и не знающему, что с этим делать.

У каждого из нас есть очень умные и способные знакомы с блестящим образованием, которые, тем не менее, хронически не могут достигать того, чего бы им хотелось.
У каждого из нас есть направление, в котором его успехи буксуют по, казалось бы, непонятным причинам. Я все больше убеждаюсь, что очень часто причиной этого являются неэффективные стратегии адаптации.
В столь важном деле как обучение новых поколений, мы больше не можем полагаться на счастливый случай (семья, пример знакомых или выдающегося учителя) в деле формирования эффективных стратегий адаптации. Их формирование должно быть напрямую заложено в школьные программы и учебный процесс. Это титаническая работа и именно поэтому начинать ее нужно прямо сейчас.
Текст опубликован с разрешения автора