Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2018-03-20

Новое рабство: путинский «постмодернистский» тоталитаризм

Новое рабство

Путинский режим не свободнее, но изощренее советского. Советская пропаганда не умела работать в условиях свободного доступа к информации. Она была неконкурентоспособна. Поэтому власти глушили «голоса», сажали за самиздат, затыкали рот любым диссидентам. Советский человек подсознательно догадывался о том, что от него «что-то скрывают»; о своей обделенности и рабстве. Поэтому, когда началась горбачевская гласность, люди буквально накинулись на запретную прежде информацию, как дети на спрятанные от них игрушки. После этого коммунистическая пропаганда перестала работать, а СССР зашатался и вскоре рухнул.

Путинская пропаганда мощней и эффективней. Она дороже, ярче, эмоциональнее. Она блестяще умеет играть на самых низменных (а значит сильных) чувствах толпы. При этом пропаганда инструментально разнообразна, использует массу психологических техник и политтехнологических практик. Вся политика страны, даже войны и теракты поставлены ей на службу.

Федеральные телеканалы, работая исключительно на власть, умеют создавать у публики иллюзию полифонии и плюрализма. В их информационном поле присутствуют специально отобранные «инакомыслящие», которые, кто по наивности, кто из тщеславия, а кто и за деньги позволяют использовать себя в качестве мальчиков для битья, играя с пропагандистами в поддавки.

Кремль знает, что если оппозиционное меньшинство лишить информационных отдушин, может произойти взрыв. Поэтому создана инфраструктура псевдооппозиционных СМИ и партий. Они имитируют политических протест безопасными для властей способами. Таким образом режим использует в своих целях не только провластную, но и как бы «оппозиционную» информационную повестку.

Путинский «постмодернистский» тоталитаризм гораздо устойчивее советского. Контролируемая имитация свободы используется как эффективная вакцина против стремления к настоящей свободе. Власть умеет манипулировать и подчинять своим интересам любые категории граждан, вплоть до либералов и «оппозиционеров». Путинский человек, являясь по сути рабом, даже не догадывается об этом.

2018-03-19

Россия — ледниковый регион в эпоху глобального потепления

Вот это очень внятное, спокойное стратегическое осмысление не только произошедшего в воскресенье электорального события, но и вообще всей ситуации, - "на перспективу".
"Никогда" здесь, насколько я понимаю, означает - "никогда в обозримой перспектвие. Может быть и будут ("настоящие выборы", "новые большие города",и т.д.) - но это то, что в исследованиях будущего называется "загоризонтные события". Они за горизонтом обозримого, и не о чем даже говорить. О них можно "думать", их можно чаять, но на них нельзя полагаться в индивидуальных жизненных стратегиях.

Я сам понял вот это вот всё примерно к 2013 году, именно так как пишет Демчиков. И внутренне готовился прожить вот так, как он пишет, - сохраняя достоинство во всё большем оскудении, - пока обстоятельства семейной жизни не заставили все эти неясные расчёты пересмотреть.)
7 чИркутск
Тут мой товарищ Alexey Petrov написал исполненный печали текст, который начал с "простите меня", признал, что Путину сейчас "нет конкурентов" (это очень смешно, ну да ладно), написал, что страна "не хочет меняться" и напророчил нам судьбу Казахстана и Таджикистана.
Решил таки написать многабукаф, хоть я и не политолог, и не историк. 
На самом деле все совсем не так печально. Личные переживания тех, кого эти выборы повергли в шок и траур, мне комментировать не пристало, меня вот выборы, наоборот, даже развеселили. Дикая и беззастенчивая административная и медийная накачка, непременная "угроза войны" (куда без нее?), позорная клоунада дебатов, отстранение Навального, и как следствие - победный результат Путина, вполне сравнимый с результатами азиатских царьков и "раннего Лукашенки" и оттого вызывающий просто смех. Выборы эти были прежде всего непристойны, и ждать от них какого-то "результата" (а тем более огорчаться от его отсутствия) - это все-таки довольно странно.

Есть и еще один момент, который ну никак не дает мне огорчиться. Наша страна представляет собой малонаселенную пустыню, живущую за счет продажи находящихся в ее недрах ресурсов, причем контролирует и распределяет эти ресурсы центр, а находятся они в Сибири и вообще на востоке, там, где живет 20% населения. Развитие в нашем случае невозможно совместить с контролем: либо ты тотально контролируешь добычу ресурсов, и тогда у тебя страна работает в режиме сети военных баз, либо ты начинаешь думать о "развитии страны", но тогда тебе придется делегировать слишком много полномочий на уровень ниже и туда же передавать доступ к распределению ресурсов. Этого - при нынешних людях в руководстве - не будет никогда. Как никогда не будет и конкурентных выборов, которые могу поставить под угрозу их доступ к ресурсам.
Вторым важным фактором, почему этого развития не будет, является отсутствие достаточного количества населения. Нас просто мало, а будет еще меньше.
Между Иркутском и Красноярском 1000 километров - и на всем это расстоянии никогда не возникнет никакого большого города, все, что наша страна могла "создать" и "построить" в результате своей военно-экономической экспансии на восток - она уже создала. Пик пройден, впереди спад и, как следствие, усиление того самого тотального контроля, ракообразный рост "государства", поглощающего все и вся в экономике и общественной жизни и дальнейшее скукоживание уже сейчас вполне имитационных демократических институтов.

Если это понимать - нет никаких проблем со спокойным и даже удовлетворенным отношением к этим выборам: они просто как по писанному подтверждают верность изложенных выше простых любительских предположений. 
Малонаселенная пустыня не может развиваться при помощи "европейских очагов" в виде крупных городов: рано или поздно в эти города придет то, что начинает приходить уже сейчас: та самая пустыня в виде малокультурных дикарей-начальников, околокриминальных нравов небольших поселков и прочих мрачных радостей. Это не "темное время", которое нужно переждать, это ранние сумерки надвигающейся ночи, которая будет продолжаться не шесть и не десять лет, а гораздо дольше - что как раз и показали нынешние выборы.

Если бы на земле наступил ледниковый период - какой смысл был бы в проклятиях по поводу "аномально низких температур"? Об этих проклятиях все бы забыли достаточно скоро - и стали бы жить на новой земле. 
У нас в стране как раз наступает такой вот ледниковый период - и закончится он (как это теперь уже очевидно) не "сменой власти", не будет никакой смены власти. Наша страна буде существовать либо в виде сегодняшней "сети военных баз" с имитационными демократическими институтами, либо просто прекратит существование в нынешнем виде, когда исчерпаются ресурсы силового контроля и наличного населения Следующий шоковый этап в ее развитии будет связан с резкой сменой модели экономического существования и с неизбежной потерей территории, которую мы все равно сейчас не можем и никогда не сможем освоить.

Поэтому выборы были вполне ожидаемые, они просто окончательно обнажили скелет нашего устройства, стали чем-то вроде рентгена, и все стало видно. И если понимать это и иметь (желательно) индивидуальную стратегию, как мы имеем аптечку в походе - все начинает выглядеть совсем не так трагично.
Да, будет холодно и трудно - а кто сказал, что будет тепло и приятно?

2018-03-14

Краткая формула России

Тереза Мэй: «При Путине Россия сумела объединить в себе все худшие черты СССР и капитализма — и всё это внутри полицейского государства».

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения