Об идее существования разума
Возможно, одна из самых вредных идей, стратегически блокирующих развитие сильной вычислительной способности — это сама идея существования разума.
«Сознание» и «разум» объективированы где-то в 17 веке. Фуко это показал в своих работах. Этот модерновый объективистский конструкт, как и прочие в эпистеме, призван обслуживать индустриальное общество со всеми специфичными для данной эпохи ситуациями, ограничениями, мотивами. Но цивилизация уже переросла Модерн и силится выпрыгнуть из Постмодерна, которой модерновую эпистему «деконструировал», но взамен ничего не предложил.
«Сознание» или «разум» — уже такие же архаичные и ненужные понятия, (или как минимум, понятия с своей сферой применимости), какой для модернистов являются понятия «душа» или «бог». Метафизический «бог» и человеческое «спасение души» — это из религиозных онтологий, они живут в церквях и обслуживают определённые нужды населения. Польза от них социуму есть, но с известными оговорками.
Присутствие этих понятий проблема не сама по себе, а как часть модерновой практики объективизации в общем. То, о чём я не раз высказывался уже.
Симметрично с «сознанием» и «искусственным интеллектом»: первое трансцендентно, толком не определяемо, предмет философских спекуляций; второй — человечен, практичен, но недостижим. Церкви позитивистских академий вполне могут и будут дальше существовать и производить что-то полезное на базе модерновых и постмодерновых онтологий, но часть общества будет выползать из скорлупы Постмодерна в новое состояние. И смотреть на первые и на вторые, как на культур-археологический материал или низлежащие уровни исполнительного стека.
Я из своих теоретизаций выбросил термин «сознание» года так 4-5 назад, заменив это на прекрасно операционализируемое «внимание». И это, как ты понимаешь, не просто игра терминами, это эпистемический сдвиг с далекоидущими последствиями. Это движение к распределённым многослойным, многоаспектными, многопроцессыми, поливариантым конструкциям, с которыми объективистские эпистемические практики работают очень неуклюже. Электромагнетизм против Эфира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий