Генетически мы на 98% схожи с шимпанзе. Но обезьяны почему‑то не достигли такого же уровня развития, как люди. Журналистка и популяризатор науки Женя Тимонова рассказала Борису Веденскому, почему у животных меньше стрессов и какую роль в эволюции сыграла речь. Мы подготовили конспект беседы о том, что отличает человека от животных.
Чрезвычайно развитые речевые функции
Ещё Дарвин считал, что организмы людей и животных выполняют одинаковые функции и мало чем различаются. Кроме языка.
Главная разница — развитая речь. Других принципиальных отличий учёные за последние 100 лет не нашли.
Животные могут звуками общаться с сородичами
Доказано, что свой язык есть и у дельфинов, и у мартышек, и даже у муравьёв. Главная функция языка животных — сообщить о том, что происходит сейчас, предупредить об опасности, рассказать, где можно найти добычу.
Жанна Резникова, биолог и один из самых известных в мире специалистов в области поведения животных, провела эксперимент с муравьями.
Насекомым‑разведчикам предложили сладкую водичку, но она находилась далеко от дома. Муравьи вернулись в муравейник, чтобы сообщить рабочим, куда отправиться за добычей. Но учёные стёрли феромонный след разведчиков. Поэтому рабочие не могли отправиться за едой, ориентируясь по запаху сородичей. Тогда разведчики просто объяснили рабочим, куда нужно идти, где и сколько раз свернуть, чтобы не заблудиться. И те вернулись с добычей.
Значит, даже у муравьёв есть и абстрактное мышление, и способность к простому счёту, и элементарная речь.
Ещё более развит язык обезьян. Учёные пока зафиксировали три разных слова, которыми мартышки сообщают о приближающихся хищниках: это «змея», «леопард» и «орёл». Способы, которыми нужно спасаться, сильно различаются, поэтому три разных слова — необходимость для мартышек.
Но человеческая речь принципиально отличается от языка животных.
Люди способны создавать воображаемые миры
Человек может описывать словами не только то, что происходит прямо сейчас. Он говорит и о прошлом, и о будущем. Пытается предвидеть, что может случиться. Мечтает и размышляет. Описывает сценарии, которых хотелось бы избежать.
Всех этих событий нет в реальности, а может, они никогда и не произойдут. Получается, люди с помощью речи творят воображаемые параллельные миры.
Но главное отличие языка человека от животных — людская речь способна описать не только мир, но и саму себя. Об этом говорит появление и развитие лингвистики — науки о языке.
Выросший объём головного мозга
За 2 миллиона лет эволюции наш мозг увеличился в три раза — с 0,5 до 1,5 кг. Учёные считали, что такой рост случился, потому что человек начал пользоваться орудиями труда. Но эта гипотеза не подтвердилась.
Обезьяны‑капуцины тоже умеют пользоваться примитивными средствами, которые облегчают им жизнь. Как и новокаледонские вороны — птицы, отличающиеся развитым интеллектом. Но объём мозга у них не растёт.
Главная причина, почему наш мозг настолько увеличил свой объём, — сложная речь, которая есть только у людей. У человека мозг не просто самый большой по сравнению с близкими по генотипу приматами, но и самый дорогой: на его нужды тратится 20% всей энергии. Но в ходе эволюции развиваются и сохраняются лишь те изменения, которые идут на пользу виду. Значит, человеческая речь — очень важное цивилизационное преимущество.
Развитые способности к самовыражению
Животные знакомы с эстетикой и готовы к творчеству. Например, лёгкие и хрупкие птицы с красивым оперением плохо годятся для драки. Поэтому их эволюция пошла по другому пути. Их борьба за доминирование — сложные ритуалы, красивые брачные танцы, внешняя выразительность и красота. В этом их самовыражение.
Но и это не всё. В результате экспериментов с обезьянами учёные увидели: когда приматам доступны кисти и краски, они любят рисовать.
У человека способности к самовыражению гораздо масштабнее. Только люди могут создавать сложные системы образов, наполненные эмоциями. В этом тоже помогает развитая речь. Например, человек может из отдельных слов создать высказывание, смысл которого гораздо больше, чем простая сумма значений каждого слова. Причём в мозгу у каждого высказывание рождает свой образ, который отличается от картинок, возникших в уме других людей.
Так люди создают и развивают художественную литературу, поэзию.
Способность помнить травмирующие ситуации
Животные попадают в неприятную ситуацию, получают опыт, усваивают урок и живут дальше. Теперь они знают, как вести себя в подобных обстоятельствах. О случившемся они больше не вспоминают — незачем.
Человек способен помнить неприятный эпизод годами.
Плата за двойную систему, в которой мы живём: мы отрезаны от области своих реальных переживаний и погружены в воображаемые. Поэтому психологи говорят: «Перестаньте жить внутренним монологом!»
Животное воспринимает только факты. Человек же из каждого события создаёт историю. Если его обидели, он начинает крутить эту ситуацию бесконечно. «Сосед по парте в третьем классе сказал мне что‑то плохое. Почему он это сделал? Наверное, он меня не уважал и не ценил. И как это поправить?»
Событие давно закончилось, ушло из реальности. Но человек вспоминает и переживает его сотни раз. Он живёт в параллельном мире, созданном из образов. Поэтому у людей гораздо больше стресса, чем у животных. И болезней, со стрессом связанных.
Мозгу всё равно, происходит событие в реальности или в воображении. А потом ты болеешь, идёшь к врачу и слышишь: «А что вы хотите — у вас кортизола столько, что его добывать можно».
Детские черты во внешности и поведении у взрослых особей
Человеческому виду свойственна ювенилизация. Это значит, что поведение взрослых представителей вида всё больше становится похожим на действия молодых особей.
Если сравнить человека с шимпанзе, то можно увидеть, как по‑разному ведут себя взрослые. С возрастом обезьяны становятся спокойными и даже угрюмыми. А многие люди сохраняют любопытство, склонность к игре, стремление к новым впечатлениям, интерес к изучению окружающего мира. То есть ведут себя как молодняк.
Мы похожи даже не на самих наших предков — обезьян, а на детёнышей обезьян.
В этом наше цивилизационное преимущество. Чем дольше длится детство, тем позже наступает старость. Поэтому человек стал долгожителем среди генетически близких к нему приматов и активно изучает окружающий мир.
Повышенное стремление подражать своей стае
Чтобы научиться жить в реальном мире, нужно повторять действия тех, кто старше и опытнее, — это эволюционный закон.
Конформизм — свойство, необходимое для выживания и обучения
Человек — существо конформное. Он меняет оценку происходящих событий или своё поведение под влиянием другого человека или группы людей. Это цена, которую каждый из нас платит за возможность находиться среди «своих» — в коллективе, без которого мы не выживем. Если мы не совпадаем в своих действиях с окружающими, в мозгу включается тревожный сигнал: «Это ошибка! Ты в опасности!»
Говорят, одна обезьяна — не совсем обезьяна. Но один человек — вообще не человек. Он самый конформный из всех приматов. Врождённого у нас ничего нет. Чтобы стать человеком, нужно учиться и повторять за другими.
Если рядом нет того, кто стал бы моделью поведения, человек останавливается в развитии. Пример этому — дети‑маугли, которые подражали совсем другим видам, поэтому их интеллект значительно уступает обычным людям.
Но и тут у людей есть важное преимущество. Когда мы взрослеем, то сами выбираем, кто для нас «свои», в каком коллективе мы хотели бы закрепиться и кому подражать.
Для кого‑то «свои» — это деревня, где человек родился. Или ребята, которые болеют за «Спартак». Или люди, склонные к критическому мышлению и следящие за научными открытиями. Механизм выбора своей стаи тоже закреплён эволюцией.
Нонконформизм и бунтарство — тоже виды конформизма
Каждый из нас не согласен с тем, что он конформист. Каждый уверен: я не такой, я — самостоятельный, мне нет дела до тех, кто стремится стать похожими на окружающих.
Но на самом деле нонконформизм — разновидность того же конформизма. Тот, кто считает себя бунтарём, просто выбирает в качестве своей стаи таких же бунтарей. И внутри они подражают друг другу. Если панк придёт к своим приятелям в белой шёлковой куртке, а не в кожаной косухе, он тут же столкнётся с осуждением.
Некоторые, понимая, что они не будут успешны на пути хорошего, становятся на путь плохого. Вроде бы они нонконформисты, но нет. Плохиш хочет быть похожим на свою ролевую модель — разбойника или хулигана. Он такой же конформист, как хороший мальчик, который выбрал ролевой моделью Илона Маска.
Остаётся лишь смириться: конформизм — непременное условие существования общества.
Самоотверженность и альтруизм, даже в ущерб своим интересам
В мозгу всех приматов есть отдел, который называется стриатум. Он регулирует мышечный тонус и отвечает за эффективную работу некоторых внутренних органов. Он же отвечает за создание условных рефлексов и некоторые особенности нашего поведения.
Именно от стриатума зависит, будет человек вести себя альтруистично или выберет эгоистичный путь.
В стриатуме накапливаются нейромедиаторы — дофамин и ацетилхолин. Если сильно упростить: когда дофамина больше, мнение группы важнее, чем собственные интересы. Если же больше ацетилхолина, то организм стремится удовлетворить внутренние потребности.
У шимпанзе много ацетилхолина. У них есть семья, они могут дружить и способны прийти на помощь ближнему. Но если нужно выбирать, в большинстве ситуаций шимпанзе предпочтут свои интересы.
Только у человека в стриатуме может преобладать дофамин, причём настолько, что он готов ради своей группы забыть о личных потребностях. Он действует в интересах своей стаи и получает удовольствие. Так работает механизм эволюции: если ты сделал что‑то полезное для выживания и развития вида, ты непременно получишь награду.
Для человека самоотверженность и альтруизм — качества, которые сформировала и закрепила эволюция.
Возможность создавать новые стратегии жизни в изменившихся условиях
Поговорка «Все побежали, и я побежал» с точки зрения эволюции — образец правильного поведения, которое помогает выжить. В дикой природе иногда не бывает времени на размышления. Ты видишь, что мимо бежит твоё стадо, — и некогда выяснять, почему сородичи сорвались с места и хочешь ли ты быть как все. Возможно, сзади хищники или лавина. Значит, надо двигаться вместе со стадом, иначе ты можешь погибнуть.
Но этот закон перестаёт работать, когда условия среды меняются. Это происходит прямо сейчас. Ситуация в нашем мире трансформируется на глазах, и те стратегии, которые помогали жить и развиваться, теряют эффективность. Многое из того, что работало 300 лет назад, становится бесполезным.
В таких условиях быть как все — дезадаптивная стратегия. То есть мешающая приспособиться к ситуации. Никто не знает, как надо действовать, и повторять просто не за кем. Получается, надо создавать новые правила.
Хорошо, что мы понимаем это. Значит, эволюция продолжается.
Эволюция — не абстрактное совершенство. Это приспособленность к определённым условиям. Это накапливающиеся изменения, которые появляются в ответ на вызовы нашей среды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий